Наркокурьеры обходят таможню стороной

Прошедшая 18 июня 2001 года расширенная Коллегия по безопасности при уральском полпреде Президента России вскрыла массу проблем, которые снижают эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Уральском федеральном округе. Учитывая приграничный статус УрФО, особая роль в противодействии наркодельцам отводится таможенникам. В этой связи начальник Уральского таможенного управления генерал-майор таможенной службы Геннадий Дроздецкий дал интервью главному редактору "Уральского информационного бюро" Вадиму Дынину. В.Д: Геннадий Николаевич, учитывая, что основной поток наркотических средств идет в Россию из стран Средней Азии, а Уральский федеральный округ граничит с Казахстаном, насколько серьезной преградой для ввоза наркотиков является таможенный контроль на российско-казахстанской границе? Г.Д.: В зоне оперативного обслуживания нашего Управления находится участок российско-казахстанской границы протяженностью более 1500 километров. С Казахстаном соприкасаются Челябинская, Курганская и Тюменская области. Ежедневно через таможенную границу следует до 2000 легковых и более 300 грузовых автомобилей, свыше 50 пассажирских поездов, до 3000 грузовых вагонов и около 20-25 тысяч пассажиров, в отношении которых должен осуществляться таможенный контроль. Принятое шесть лет назад политическим руководством России решение о снятии таможенного контроля на границе с Республикой Казахстан, перевод таможенных кадров на другие участки работы крайне негативно повлияли на оперативную ситуацию. Это потребовало от нашей службы постоянного совершенствования, при этом подчеркну - за счет внутренних резервов, организации работы на этом направлении, усиления таможенного контроля. Принятые таможенными органами совместно с другими правоохранительными органами меры по пресечению контрабанды наркотиков на российско-казахстанской границе позволили переломить ситуацию в лучшую сторону. В.Д: Усиление таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу России товарами из Средней Азии вынуждает наркокурьеров искать новые пути и способы ввоза наркотиков. Какие упреждающие шаги в этой связи предпринимают таможенные органы? Г.Д: Сегодня я с полной ответственностью могу заявить, что в результате принятых мер той масштабности незаконного перемещения наркотиков через границу, которая была раньше, уже нет. Если несколько лет назад наркотики, особенно растительного происхождения, с использованием минимальных мер сокрытия тоннами перемещались через границу, то уже с 1999 года широкое распространение получило перемещение наркотиков внутриполостным способом, авиационным транспортом. В прошедшем году сотрудники Уральского таможенного управления пресекли 108 попыток нелегального перемещения наркотических веществ, из них 40 - внутриполостным способом. У наркокурьеров было изъято 135 килограммов наркотических средств, из которых 90% составил героин. При этом на долю, так называемых, "глотателей" пришлось свыше 20 килограммов наркотиков. Понимая остроту проблем, возникающих в организации борьбы с контрабандой наркотических средств, Государственный таможенный комитет России в прошедшем году изыскал штатные возможности для создания в приграничных таможенных органах нашего Управления специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков. Данные подразделения на сегодняшний день полностью укомплектованы, а большинство личного состава прошло обучение по специальному курсу на базе института ФСБ. Кроме того, и на нашем уровне, в частности Управлением за счет сокращения собственного аппарата принято решение о выделении необходимого количества штатных единиц сотрудников для усиления оперативных подразделений (оперативно-розыскные отделы и отделы борьбы с контрабандой наркотиков) для постоянной работы на пограничных таможенных постах. Результаты этих решений не замедлили сказаться. Наркодельцы почувстввали угрозу для себя и резко сократили попытки провоза наркотиков через таможенные посты. С октября 2000 года на железнодорожных пунктах пропуска на российско-казахстанской границе при проверке тысяч партий товаров, людей и их багажа не выявлено ни одного факта перемещения наркотиков, а работа эта проводится круглосуточно вахтовым методом. В мае текущего года нашими сотрудниками проверялся буквально каждый поезд среднеазиатского направления, транзитом проходящий через Казахстан, - не выявлено ни одного факта контрабанды наркотических средств. Не выявлено крупных партий наркотиков и на пограничных пунктах пропуска Петухово и Казанское. В 2001 году всего было пресечено 14 попыток незаконного провоза наркотиков, у наркокурьеров изъято 18,5 килограммов наркотических средств. Можно сказать, что на сегодня перекрыт канал перемещения наркотиков внутриполостным способом, в частности в екатеринбургском аэропорту "Кольцово" в текущем году выявлен лишь один такой курьер. Кое-кто подумает: "Недостаточно хорошо ищут". Согласен, в этом есть доля правды. Но материалы уголовных дел, возбужденных по фактам сбыта и приобретения наркотиков в приграничных районах Ишим, Петухово, а также анализ уголовных дел, возбужденных таможенными органами по фактам контрабанды наркотиков, свидетельствует о том, что наркотики оптом поступают в областные центры - Челябинск, Тюмень, Екатеринбург - чаще всего минуя таможенные посты, а уже потом развозятся по округу, в том числе, и в приграничные районы. На мой взгляд, вывод напрашивается один: наркодельцы поняли, что контроль на таможенных постах и контрольно-пропускных пунктах ужесточен, а другие участки границы, к сожалению, остаются не прикрытыми. В.Д: Наркомания - болезнь не отдельно взятой страны, в частности, России. Сопредельные государства тоже ищут пути ее искоренения. Существует ли у вас обмен оперативной информацией с коллегами из соседних государств? Г.Д: Налаженного канала обмена информации со среднеазиатскими государствами у нас нет. Назрела необходимость выработки конкретного механизма обмена оперативной информацией между сопредельными государствами, возможно на основе межгосударственных Соглашений, а если хотите, даже Деклараций. Поясню свою позицию. Вот уже 4 года подряд таможенные органы УТУ проводят совместные совещания по вопросам распространения наркомании с таможенными органами Казахстана как на нашей, так и на сопредельной территории. Буквально неделю назад очередное такое совещание состоялось в Челябинске. Казалось бы, все понимают остроту проблемы, озабочены ситуацией, активно ее обсуждают. А работы наших казахских коллег в этом направлении нет. После всех этих совещаний они звонят по любому вопросу, касающемуся таможенного дела и устранения проблем с российской таможней и другим вопросам неформального характера, но ни разу речь не шла о пресечении контрабанды наркотиков, о каких-либо совместных мероприятиях в этом направлении или передачи информации. В.Д: Что мешает таможенникам эффективно противостоять незаконному ввозу в Россию наркотических средств? Г.Д: Сложившаяся в Уральском федеральном округе непростая наркообстановка , согласитесь, - это результат недоработки всех государственных, контролирующих, правоохранительных органов, в том числе и таможенных. И мы в полной мере разделяем всю ответственность за нее, поскольку помимо основных функций таможенного контроля и пополнения доходной части федерального бюджета, на таможенные органы возложена обязанность выявления и пресечения таможенных правонарушений и контрабанды, при этом особое внимание уделяется выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств. В этой связи, решение проблемы я вижу, прежде всего, в четком функционировании единой межведомственной информационно-аналитической базы о лицах и организациях, причастных к незаконному обороту наркотиков. Мы долго и много уже говорим о необходимости тесного взаимодействия на этом направлении всех правоохранительных органов. Положительные примеры совместной работы действительно имеются. Однако это взаимодействие еще не вышло на желаемый уровень, а организация совместной работы, как правило, сводится либо к проведению отдельных рейдовых мероприятий, либо оперативно-розыскных мероприятий, направленных на реализацию конкретной оперативной информации. В то же время таможенные органы не имеют достаточно полной объективной информации о наркоситуации в регионе, о ее постоянных изменениях от других правоохранительных органов, которые, видимо преследуя узковедомственные интересы, не спешат делиться с коллегами результатами своей работы. Хочу подчеркнуть, что мы готовы работать, у нас есть определенные силы и возможности, но нам нужна соответствующая "информационная подпитка". Не надо забывать и то, что оперативный аппарат таможенных органов очень молод и у нас нет тех выработанных десятилетиями оперативных позиций и действующих результативно оперативных подразделений, которые сегодня имеются у органов ФСБ и МВД. Желательно больше получать информации от оперативных подразделений Главного управления исполнения наказания (ГУИН). Мы благодарны руководству ГУИН за проводимую в этом направлении работу, но хотелось бы, чтобы задержанные нами наркокурьеры "заговорили", особенно в отношении поставщиков наркозелья. В этой связи нельзя не сказать и о "набившей оскомину" проблеме принятия закона "О защите свидетелей". Думаю, каждый сотрудник правоохранительных органов со мной согласится, что сегодня этот закон необходим, как воздух, и не только для раскрытия особо тяжких преступлений, но и для выявления и пресечения каналов распространения наркотиков от поставщика до потребителя. Другая проблема. Крайне медленно и не всегда успешно решаются вопросы организационного характера и материально-технического оснащения таможенников. Прямо скажу, что сегодня в какой-то степени можно ограничиться теми приборами и оборудованием, которые имеются у нас в наличии для обнаружения наркотиков. Однако таможенным органам, пресекающим перемещение наркотиков через таможенную границу, проводящих задержание наркокурьеров, зачастую из-за отсутствия специальных помещений и оборудования крайне сложно осуществлять полноценные, на соответствующем профессиональном уровне досмотровые мероприятия по проверке транспортных средств, подозреваемых в перевозке наркотиков. Хотелось бы, чтобы руководители приграничных регионов изыскали возможность оказания материальной помощи в этом вопросе - ведь беда то общая. Опыт губернатора Челябинской области показывает, что это возможно. Кроме того, для проведения первоначальных следственных действий в отношении лиц, подозреваемых в перемещении наркотиков внутриполостным способом, необходимо наличие условий для проведения медицинского освидетельствования задержанных "глотателей". Следует отметить, что даже там, где позволяют условия медицинских действий, проблема решается на уровне личных договоренностей руководителей таможенных органов и медицинских учреждений. К примеру, в Екатеринбурге данные медицинские услуги оказываются в 1-й Областной и 14-й городской больницах. В то же время, в отдельных медицинских учреждениях сотрудникам таможенных органов неоднократно отказывали проводить медицинское освидетельствование задержанных наркокурьеров, ссылаясь на существующую Инструкцию Министерства здравоохранения России, согласно которой освидетельствование граждан может проводиться только с их согласия и письменного заявления. Такие факты имели место в больнице приграничного Петуховского района Курганской области, и больницах Екатеринбурга. Необходимо, на наш взгляд, создание правовой базы, предусматривающей проведение на безвозмездной основе медицинского освидетельствования лиц, задерживаемых правоохранительными органами России по подозрению в контрабанде и незаконном обороте наркотических средств. Сегодня за эти услуги платит таможня, хотя в ее смете эти расходы не предусмотрены. Может кому-нибудь покажется несущественным, но для нас не менее важна проблема кинологического обеспечения. Давно назрела необходимость принципиального конструктивного решения, отвечающего запросам всех правоохранительных органов, заинтересованных в качественном и эффективном использовании служебно-розыскных собак, обученных на обнаружение наркотических средств. Уральским таможенным управлением уже сейчас на уровне ГТК России решается вопрос создания на базе Челябинской таможни питомника служебного собаководства за счет внутренних финансовых резервов. И еще об одном. Ни для кого не секрет, что сегодня в оперативных подразделениях правоохранительных органов, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, работают сотрудники не обладающие достаточным опытом и знаниями. Прямо скажу, очереди желающих поступить в эти подразделения нет. Поэтому считаю необходимым на уровне правительства России или Совета безопасности принять соответствующие меры по повышению престижа этой службы. В заключение хочу сказать, что решение перечисленных вопросов в совокупности с принимаемыми Уральским таможенным управлением и иными правоохранительными структурами мерами, позволят в значительной мере повысить эффективность борьбы с контрабандой наркотиков и других предметов, незаконный оборот которых создает угрозу безопасности государства и населения. "Уралинформбюро" выражает признательность за помощь в подготовке интервью пресс-службе Уральского таможенного управления.