Реформу системы МВД могут начать с Урала

На состоявшейся 17 января 2001 года расширенной коллегии ГУВД Свердловской области руководство главка и руководители подразделений милиции подверглись резкой критике со стороны губернатора области Эдуарда Росселя и окружного прокурора Юрия Золотова. Самые серьезные нарекания вызвала ситуация с экономическими преступлениями, наркоторговлей и преступлениями против личности, то есть основными направлениями работы милиции. Заместитель Генерального прокурора в УрФО Юрий Золотов отметил, что у областного руководства правоохранительных органов завышенная самооценка и чувство самоуспокоенности. Учитывая большое количество установленных фактов коррупции, можно сделать вывод, что областная милиция нуждается в серьезном реформировании. Что, впрочем, относится ко всей системе МВД. Об этом уже около полугода говорят в самых высоких кругах федерального уровня. На этом фоне все острее становится тема создания в Уральском федеральном округе, так называемой, окружной милиции, или комитета федеральной криминальной милиции. Однако, не секрет, что эта идея встретит серьезное противодействие со стороны, как руководства областного ГУВД, так и лично Эдуарда Росселя. Немного истории. Статус Главного управления УВД Свердловской области получило в конце 1996 года, когда министром внутренних дел России был Анатолий Куликов, с которым у свердловского губернатора были очень хорошие отношения. Повышение статуса областного УВД до уровня главка подняло политический имидж Э.Росселя и Свердловской области в целом. Позволило увеличить объем финансирования областной милиции, что, в конечном итоге, должно было сказаться на качестве борьбы с преступностью. Кроме того, что важно в карьерном отношении, в составе руководства Главка увеличилось количество генералов, а его руководителем должен был стать генерал-лейтенантом. По информации, полученной из неофициального источника близкого к областной администрации, Э.Россель летом 1998 года во время визита в Екатеринбург возглавлявшего в то время Министерство внутренних дел Сергея Степашина достиг с ним принципиальной договоренности о создании на базе ГУВД Министерства внутренних дел Свердловской области. Но этому плану не суждено было осуществиться. Создание окружной милиции предусматривалось указом Президента России 415 от 31.07.2000 года, а также постановлениями председателя правительства РФ 924 "Об окружных подразделениях МВД Российской Федерации" и 925 "О подразделениях криминальной милиции". В этих документах говорится о создании Комитета федеральной криминальной милиции - российского аналога Федерального бюро расследования в США. При создании подразделения этого комитета в Уральском округе изначально планировалось выделить из структуры ГУВД Свердловской области ведущие оперативные службы: уголовный розыск, управление по борьбе с экономическими преступлениями, оперативно-поисковое управление (разведку), управление собственной безопасности и объединить их под эгидой областного управления по борьбе с организованной преступностью. Таким образом, в области появились бы две милицейские структуры федерального подчинения. Очевидно, реализация этого плана встретила трудности, поскольку провести реформу до сих пор не удалось. В пресс-службе МВД РФ подтвердили информацию о том, что и на территории Уральского федерального округа вскоре появится подразделение криминального комитета, но точной даты, когда это случится, не назвали. В пресс-службе МВД нет также информации о возможном переезде в Екатеринбург из Тюмени регионального управления по борьбе с организованной преступностью. Прибывший недавно из Москвы начальник тюменского РУБОП генерал-майор Валерий Борисов, наверняка получивший соответствующие инструкции, предпочитает не общаться с прессой на эту тему. Если учесть, что в бюджете России нет средств на создание окружных подразделений милиции, то становится ясно: все реформы будут проводиться за счет имеющихся сил и средств. Младшее по статусу ГУВД области будет подвергаться сокращениям, ущемляться финансово, и, что немаловажно для карьерного роста, фактически снова вернется к статусу простого областного УВД. Уже сейчас действует положение, спущенное из федерального Министерства внутренних дел, о том, что финансирование и обеспечение всем необходимым созданного в 2000 году следственного управления по УрФО должно вестись через ГУВД Свердловской области. У генералов, руководящих областным милицейским главком, явно не вызовет восторга возможное сокращение вакансий в их ведомстве. Все эти факторы не могут не породить сопротивления реформам со стороны милицейской и административной элиты Свердловской области. Кроме того, есть еще одно важное обстоятельство - успех создания в округе параллельной милицейской структуры во многом зависит от полномочий президентского представителя. Точнее, от того, насколько они будут велики. Указ Президента о расширении полномочий еще не подписан. Поэтому пока все действия подобного рода происходят в Свердловской области в инициативном порядке. Основная идея появления в федеральных округах самостоятельных милицейских структур, подчиненных непосредственно МВД России, заключена в том, чтобы лишить местные органы власти возможности манипулировать "силовиками". Не секрет, что руководители МВД-ГУВД-УВД российских регионов попадают в зависимость от местной власти, распоряжающейся жильем для сотрудников, служебными помещениями и так далее. Губернатор и главный милиционер области всегда могут "договориться", считают в МВД России. Следить за тем, чтобы не происходило срастание милиции и местных политиков, будет призвана новая структура МВД. Ее цели определены: борьба с организованной преступностью и коррупцией, международными и межрегиональными преступными связями. Распределение усилий новой федеральной милицейской структуры по областям, входящим в УрФО, можно проследить на примере уже действующего следственного управления следственного комитета при МВД РФ по Уральскому федеральному округу. Головной офис управления расположен в Екатеринбурге. Два следственных отдела здесь занимаются расследованием преступлений, связанных с коррупцией и экономикой. Тюменский отдел специализируется на преступлениях в нефтегазодобывающей сфере. Созданному в Свердловской области подразделению комитета федеральной криминальной милиции также придется перераспределить свои силы между областями и автономными округами с соответствующей специализацией. Многие профессионалы в милицейской среде скептически относятся к идее создания окружных структур криминальной милиции, поскольку считают, что они не смогут выполнить возложенных на них задач в полном объеме, начнут дублировать работу территориальных органов внутренних дел. Кроме того, существует риск, что и эти новые структуры попадут в зависимость от местных властей, поскольку будут нуждаться и в помещениях, и в обеспечении всем необходимым для своей работы. Ожидать, что все это им дадут из Москвы, просто наивно. Можно предположить, что из-за финансовых трудностей реальный срок появления в целом по стране окружных милицейских подразделений - 2002 год. Однако, главное, как у нас было всегда, - создать прецедент, а деньги откуда-нибудь возьмутся. Что, собственно и предпринимается в УрФО. Кстати, энергичный Петр Латышев уже сейчас вызывает серьезное доверие Президента и его окружения, особенно после успешного завершения выборов губернатора Тюменской области. В кулуарах администрации Президента, должно быть, сформировалась четкая мысль: "Латышев провел в губернаторы Собянина". Поэтому нельзя исключить, что именно ему доверят начать реформирование системы МВД России с Урала. Алексей СИДОРСКИЙ

Актуальное