EXPOзиция – от Милана-2015 до Екатеринбурга-2020

Часть первая, итальянская.

История Всемирных выставок EXPO началась в 1851 году в Лондоне. Спустя полтора века Универсальные выставки стали проводить раз в пять лет (Ганновер, Нагоя, Шанхай), а между ними – специализированные EXPO. После Шанхая-2010 свою роль в развитии человечества должен сыграть Милан-2015, а за EXPO-2020 сейчас борются пять городов, в числе которых Екатеринбург.

Маленький театр на 2,5 миллиарда евро

Аппарат Оргкомитета EXPO-2015 "квартирует" в здании театра PICCOLO в центре Милана. Вдоль него по улице Данте через площадь перед Дуомо и далее по Корсо Витторио Эмануэле выстроились тумбы с флагами стран-участниц Всемирной универсальной выставки. Столица Ломбардии, более известная как столица высокой моды, примет ее с 1 мая по 31 октября 2015 года.

За два года до события, которое должно принести Италии экономический эффект как минимум в 30 миллиардов евро, руководители Оргкомитета и власти Ломбардии излучают спокойствие и уверенность в том, что к EXPO они придут во всеоружии. При этом в недавно опубликованной газетой La Republica статье ситуацию с подготовкой выставки спустя пять лет после победы Милана за право ее проведения сравнивают с ребенком, который ходит покачиваясь и не разговаривает с окружающими.

                                              Синьор Формигони готов отыграть EXPO как по нотам

Губернатор Ломбардии и одновременно Генеральный комиссар EXPO-2015 Роберто Формигони эту критику пропускает мимо ушей. Во-первых, губернаторский пост он освободит после региональных выборов в конце нынешнего февраля. Но, во-вторых, контроль за подготовкой и проведением выставки оставит за собой. И если, как глава региона, за 17 лет он порядком надоел, то уже сейчас EXPO поддерживают 70% жителей Ломбардии. А это значит, карты ему в руки.

Если взглянуть на карту Милана, то на ней без труда можно найти ныне действующую Fiera Milana Nuovo Polo, где ежегодно проходит около 70 выставок. Рядом на 100 гектарах  расположится EXPO. Эту площадку за 180 миллионов евро у собственника выкупила государственная компания и сдала в аренду под выставку.

Контур экспозиции напоминает рыбу, но причина тому не в подражании Венеции, а в сложившейся инфраструктуре. Морду рыбы формируют две автострады – одна из Милана на север, в Швейцарию, а другая - часть трассы Лиссабон - Киев (поедешь на запад - приедешь в Турин, на восток – в Венецию). А еще границы выставки поджимают соседи - терминал Posta Italia и тюрьма, которые никто не собирается сносить.

Привязка к автомагистралям дает первый ощутимый плюс – транспортный. По оценкам организаторов, за полгода выставку посетят 20 миллионов человек, из них треть - иностранцы. 43,5% посетителей прибудут на автобусах, такси и личных авто – на них ориентирован восточный вход EXPO. Остальных ждут на западных воротах, "привязанных" к выходам из метро и с железнодорожной платформы.

Группа итальянских архитекторов предложила проложить улицы в римском стиле. Горизонтальная ось (World Avenue) длиной 1,5 километра пересекается с вертикальным трехсотметровым National Boulevard на Пьяцца Италия. Вокруг них и закипит выставочная жизнь.

Проектирование, строительство всей инфраструктуры и части павильонов оценивается в 1,446 миллиарда евро, из которых частные инвестиции лишь 136 миллионов.  Продвижение, управление комплексом, налоговые отчисления – еще 1 миллиард евро. Они вернутся к концу выставки за счет входных билетов за 15-20 евро, партнерских взносов и арендных платежей. Но это будет спустя полгода, а перед стартом Международное бюро выставок требует от страны-хозяйки государственные гарантии на инвестиции в 2,5-3 миллиарда евро. Не все правительства на это готовы – руководство Канады в 2010 году отказалось выделить Торонто на специализированную выставку 706 миллионов долларов из-за высоких финансовых рисков, и Астана получила право провести EXPO-2017.

Наверное, Милану повезло, что его заявку на выставку правительство Италии подало осенью 2006 года, когда о мировом финансовом кризисе никто не думал. А сейчас уже понятно, что с площадки EXPO повеяло ароматом прибыли: миланский Университет Боккони прогнозирует приток в казну от 30 до 60 миллиардов евро и создание в 2014-2015 годах шестидесяти тысяч новых рабочих мест.

Так что Формигони может со спокойной душой заявлять, что инвестиции в инфраструктуру вне выставки обойдутся казне в 12, а то и в 20 миллиардов евро. Но, по его словам, их бы и без выставки потратили на развитие Милана. Грех не позавидовать такой выставочной экономике, и логично спросить – а откуда возьмется столь ощутимая отдача?

Кулинарный рецепт EXPO-2015

EXPO-пятилетки имеют особый рецепт приготовления. Организаторы Ганновер-2000 перемудрили и потерпели фиаско на 1,2 миллиарда евро, а спустя 10 лет шанхайская EXPO заработала 12 миллиардов долларов прибыли. Итальянцы смотрят на плиту и говорят - выставка еды не может быть убыточной по определению.

Можно спорить до потери пульса, но итальянская кухня самая известная в мире. Потому что Китай подсел на пиццу, Европа уплетает пасту, американские итальянцы поят США кьянти, а капучино, что в России, что в Бразилии, был и остается "кофе а-ля итальяно".

Прежний мэр Милана Летиция Моратти поставила во главу стола EXPO-2015 продовольственный вопрос. "Питание для планеты. Энергия для жизни" - это не просто девиз, это заявка Италии на то, чтобы показать миру, как надо относиться к еде.

С одной стороны – это гастрономически-технологический вопрос. Если японцы скоро изобретут телевизор, который можно будет сворачивать в трубочку, то итальянцы ответят им пастой, которая остается свежеприготовленной в течение нескольких месяцев. Пределов технологической мысли нет и не будет.

Но одна из гуманистических задач Всемирной выставки – подвигнуть страны мира к социальному равенству, в том числе за счет перераспределения продуктов питания и внедрения в отсталых регионах планеты современных способов аграрного хозяйства. В какой-то степени это выглядит утопией, но Европа все больше ощущает "ударную волну" африканских беженцев, стремящихся спастись от голодной смерти на родине.

Президент итало-российской Торговой палаты Розарио Алессандрелло, например, полагает, что страны Африки надо освободить от кабальной зависимости поставок кофе и какао-бобов в развитые страны мира. Мол, пусть выращивают сельхозпродукцию, которой смогут накормить себя. Однако тут же возникает вопрос - а кто будет снабжать Италию арабикой и робустой?

Мировых проблем в продовольственной сфере бесконечное множество. Но есть и достижения, которыми хочется похвастаться. EXPO обнажает "болевые точки" человечества в ходе научных дискуссий и разнополярных выставочных экспозиций, при этом большинству посетителей хочется ощущения праздника и уверенности в том, что голод миру не грозит. Итальянцы готовы им это пообещать и представить свои аргументы на 12 тысячах гектаров, которые займут регионы страны с пастой, тунцом, мартаделлой, кофе, лимончелло и прочими деликатесами.

Павильоны стран-участниц (зеленый), итальянская территория (красный), участок России (синий)

С ними попытаются конкурировать 60 стран-участниц, которые будут строить собственные павильоны общей площадью 130 тысяч квадратных метров (России отведено 4 тысячи "квадратов"). А еще 70-80 государств расположат свои экспозиции на праве аренды в 9 кластерах площадью 40 тысяч квадратных метров. Там будут рис, кофе-какао, морепродукты, специи, фрукты.

Для размещения почти 200 участников Шанхаю потребовалось 550 гектаров земли. Милан готов подвести черту под приемом заявок хоть завтра (их уже 120), но в заявочном списке до сих пор нет США, Австралии, Великобритании. А потому приходится ждать и верить, что они не будут тянуть до последнего, – участки под павильоны пора делить. Сейчас по всей площади "рыбы" прокладываются коммуникации. В январе 2014 года начнется возведение национальных экспозиций. Эти работы продлятся 12-14 месяцев и обойдутся не дешевле 1 миллиарда евро.

Как заявляет генеральный менеджер по строительству и обустройству площадки Анджело Парис, застройщики смогут использовать любые материалы и любые строительные компании – хоть итальянские, хоть свои – лишь бы они отвечали требованиям Евросоюза.

Оргкомитет в большей степени волнует создание общей инфраструктуры. Миланское EXPO представит посетителям, которых каждый день будет от 100  тысяч человек, каналы по периметру с лодками для прогулок, Открытый театр на 24 тысячи мест, Lake Арену, Дворец Италии, входной павильон Zero, где можно будет самостоятельно покулинарить или посмотреть музыкальное шоу.

Эта выставка в первую очередь для итальянцев и близ живущих европейцев. Первым она даст повод поскандировать "Viva, Италия!", вторым - прокатиться до Милана, чтобы "поболеть" за своих и попробовать кухню мира. Пятую часть от иностранных гостей составят китайцы, которых однозначно придется размещать в гостиницах и кормить не только на выставке.

Ла Скала  останется без отпуска

Летом Милан пустеет, спасаясь от жары и безделья. Через два года предстоит нечто невообразимое – мало того, что многие миланцы не уедут в отпуск. К ним в гости ежедневно будет приезжать 30 тысяч иностранцев и еще столько же жителей иных регионов Италии.

И хоть ругают журналисты местных чиновников за долгую раскачку, большая часть инфраструктуры для приема гостей давным-давно функционирует. Три аэропорта (Мальпенса, Линате и бергамский Орио), модернизированный железнодорожный вокзал, автострады, гостиницы и кафе-рестораны.

Trenitalia планомерно добивается повышения скорости поездов. И теперь из Милана до Рима (600 километров) можно доехать за три часа. Дискаунтеры держат цены на перелеты на нижнем пределе возможного (50 евро из Милана на Сицилию). Только что в столице Ломбардии открылась первая очередь новой ветки метро, которая к EXPO свяжет автоматическими составами северо-восток Милана со стадионом Сан Сиро.

Роберто Формигони, отвечая на вопрос "Уралинформбюро", отметил, что в часовой доступности от Милана города и населенные пункты, где проживает 10 миллионов человек, а там и отели, и пункты питания туристов. За последующие два года в Ломбардии, разумеется, появятся новые места для ночлега и кулинарных изысков, ведь главная цель выставки - подогреть чуть подостывший в период финансового кризиса интерес к Италии.

Ради этой цели музеи страны на время "командируют" свои шедевры, связанные с темой питания, на экспозицию "Еда в искусстве", а служители Мельпомены в 2015 году забудут о летних отпусках. В это трудно поверить, но знаменитая Ла Скала будет соперничать за зрителя с оперным фестивалем в Вероне. Традиционно летние постановки "Арена ди Верона" собирают под открытым небом миллионы поклонников, а миланский театр в это время закрыт. Но EXPO имеет столь большое значение, что директор Ла Скала Стефан Лисне дал согласие возглавить Парижскую оперу не ранее окончания Всемирной выставки.

Свои культурные традиции на EXPO представят все страны-участницы. И в сочетании с национальной кухней это позволит им раскрыться во всей красе. 

Стоит отметить, что в нынешнем веке лишь Китай сумел выжать из EXPO, что хотел. И не важно, что 95% посетителей шанхайской выставки были сами китайцы. Итальянцы могут превзойти экономический и имиджевый результат Поднебесной. Они не только накормят несколько миллионов гостей пиццей, но и навесят им на уши "пасту" про местные модные бренды, "скормят" свои оперные постановки и музейные ценности, прокатят по скоростным магистралям и окунут в несколько морей и озер. "Стиль итальяно" несомненно получит новых почитателей.

Самим же миланцам останутся и новая линия метро, и площадка EXPO, где на месте разборных павильонов построят высокотехнологичное жилье, а в постоянных строениях разместятся телецентр и образовательные центры.

                           Накануне EXPO в Милане вырос лес небоскребов. Квартиры и офисы пока в продаже. 

Сто с небольшим лет назад Милан принимал двадцать первую Всемирную выставку, которую за половину 1906 года посетило 4 миллиона человек. Она была посвящена транспорту и внесла вклад в развитие мировой цивилизации. Сегодня самое время поговорить о том, как пища влияет на мировое сообщество. России, например, можно не только наслаждаться пиццей, но и попробовать накормить итальянцев солянкой и блинами.

Вадим ДЫНИН

Часть вторая.