Тюменский ответ энерготарифам

Аграриям региона нужен биогаз.

Сразу несколько российских компаний изъявили желание построить в Тюменской области энергетические установки, работающие на биологических отходах животноводства. Эксперты утверждают, что получать свое электричество из навоза сельскохозяйственным предприятиям выгоднее, чем покупать его у энергетиков. Крупные хозяйства рассчитывают не только избавиться от отходов, но и покончить с зависимостью от монопольного поставщика энергоресурсов.

Биологическими технологиями в мире занимаются давно: эксперты утверждают, что английское сельское хозяйство еще в 1990 году полностью обеспечило себя собственной электроэнергией. В Германии, как подсчитала Немецкая биогазовая ассоциация, имеется несколько тысяч биогазовых установок, а к 2020 году их число будет доведено до 20 тысяч. В Колумбии предприниматели настолько увлеклись производством биологического топлива из сахарного тростника, что в 2011 году эксперты забили тревогу: в стране упал выпуск сахара и под натиском тростника сократились посевы других сельскохозяйственных культур.

В Советском Союзе также интересовались утилизацией биологических отходов. К 1991 году было изготовлено и отправлено в разные республики 10 биогазовых установок, способных вырабатывать до 500 кубометров биогаза в сутки. После распада страны тему на время забыли, но потом интерес к ней пробудился вновь. На всем постсоветском пространстве сейчас насчитывается более сотни установок.

В Уральском федеральном округе биогазовые технологии пребывают пока в зачаточном состоянии: в Свердловской области выработкой биологического газа не занимаются вообще, в Тюменской функционируют лишь кустарные установки. Правда, с ростом цен на газ и электричество тема стала весьма актуальной. Правительство области тему внимательно изучает и переговоры с инвесторами и профессионалами стимулирует.

В мае прошлого года в ходе визита губернатора и делегации правительства и местных предпринимателей в Германию под эгидой департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства прошли переговоры с одной из ведущих немецких компаний - производителей биогазового оборудования. Был организован их приезд в Тюмень и переговоры с местными партнерами. В этом году прошел форум по биоэнергетике.

Генеральный директор ЗАО "Племзавод "Юбилейный" Николай Мамонтов рассказал "Уралинформбюро", что сейчас предприятие утилизирует навоз собственными силами: разделяет его на жидкую и твердую фракции, первую вывозит на поля, вторую складирует для перегнивания. Затраты на утилизацию небольшие, и к тому же сполна окупаются: предприятие экономит на удобрениях. Но настало время присмотреться к биогазовой технологии, чтобы иметь свое электричество.

Специалисты "Юбилейного" в настоящее время просчитывают, сколько газа смогут получить и какова при этом будет его себестоимость. Помощь в структурировании проекта оказывается центром развития экспорта и инвестиций правительства области.

Также при помощи правительства области шло ведение переговоров по биогазу ООО "Ясень агро".

Есть интерес к биогазовой тематике еще у 3 местных крупных агропромышленных комплексов.

Эксперты утверждают, что из тонны коровьего навоза вырабатывается 38-45 кубометров газа. Птичий помет может дать и 90 кубометров, трава – 300, зерно – 500. Наибольший выход получается от утилизации жира: до 1 300 кубометров. Но, как утверждает директор по стратегическому развитию компании ООО "БиоГазЭнергоСтрой" Владимир Маховский, строительство самой установки – удовольствие дорогое: в Европе 1 киловатт установленной мощности биогазовой станции стоит 5 000 евро. Соответственно, объем инвестиций в производство электроэнергии из биологического сырья исчисляется миллионами евро.

По данным профессора энергетического института Уральского федерального университета Сергея Щеклеина, правительство Москвы построило в Калужской области два реактора по 1200 кубометров каждый с электростанцией, потратив на это 600 миллионов рублей. Отечественные установки дешевле в 10 раз: реактор для утилизации навоза мощностью 300 кубометров газа (0,6 мегаватта, если считать электричество) можно приобрести за 10 миллионов рублей. Но в любом случае биогазовые технологии весьма дорогие, и использовать их для производства электроэнергии в промышленных масштабах без отлаженной схемы вывода вырабатываемой мощности в сеть нецелесообразно. Существенно повышает эффект инвестиций использование отработанных отходов в виде органических удобрений.

Директор ООО "Гильдия М" (дилер ФГУП "Авангард") Игорь Бурдин рассказал "Уралинформбюро", что компания в настоящее время изготавливает опытную установку для испытания биогазовой технологии. Но проект идет не так быстро, как хотелось бы: заказчики в лице сельхозпредприятий на словах за, но на деле пока не готовы инвестировать в биотехнологии. Помимо экономических рисков они опасаются и технологических: у них нет уверенности, что бактерии будут работать в зимних условиях. И.Бурдин называет эти опасения беспочвенными: производители биогазовых установок убедились, что процесс брожения идет и при минус 40 градусах.   

В.Маховский считает, что биотехнологии пребывают в зачаточном состоянии по двум причинам: у сельхозпредприятий нет денег и они не знают, куда будут девать произведенную электроэнергию. В Европе ее берут сетевые компании по специальным тарифам, поддерживающим развитие биотехнологий, потому что так определено федеральным законом. В России таких законов нет, и поэтому установки окупаются лишь там, где тарифы на электричество высокие и возможно комплексное использование
произведенного биогаза.

Несмотря на дороговизну биогазовой установки, эксперты не сомневаются, что биологические технологии в России будут развиваться. Руководитель Центра развития экспорта и инвестиций Тюменской области Андрей Ермаков полагает, что тюменские сельхозпроизводители смогут обеспечивать себя электричеством и теплом, если станут перерабатывать не только навоз, но и отходы растениеводства. Затраты на производство энергии из смешанного биологического сырья будут окупаться, если есть потребность в электроэнергии и днем, и ночью, также вырабатываемый газ можно использовать для получения горячей воды и пара, направляя отработанное сырье на удобрения.

Представитель департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства правительства Тюменской области Андрей Саносян уверен, что в условиях ВТО вопрос конкурентоспособности наших предприятий будет решаться достаточно просто - за счет цены и качества. Если с качеством пищевой продукцией все хорошо, то ее стоимость в ряде случаев, остается пока достаточно высокой. Снижать ее за счет уменьшения зарплаты работников или расчетов с поставщиками нецелесообразно, а проще говоря невозможно. Остается основная составляющая - затраты на энергетику. И тот, кто найдет наиболее эффективные решения, направленные на снижение или сдерживание таких затрат станет наиболее конкурентоспособным.

По данным В.Маховского, себестоимость 1 киловатта, произведенного из биогаза с помощью растительных и животных отходов, не превышает 1 рубля. Племзавод "Юбилейный", утверждает Н.Мамонтов, покупает сегодня электроэнергию у монопольного поставщика до 3 рублей. В среднесрочной перспективе в соответствии с утвержденными стратегиями будут расти цены и на газ, и на вырабатываемое с его помощью электричество. Очевидно, что при таких условиях инвестиции в биогазовую станцию окупятся гораздо быстрее. Вопрос лишь в том, где взять немалые средства на ее строительство.

Эксперты говорят, что деньги на поддержку биологических технологий найти можно: например, нефтегазовые компании получают от государства ежегодные льготы в размере 420 миллиардов рублей. В планах правительства до 2020 года – вложение 38 миллиардов рублей в угольную энергетику и 700 миллиардов – в атомную. А вот на всю альтернативную энергетику за семь ближайших лет из федерального бюджета потратят … 1,8 миллиарда рублей.

Перевод агропромышленного комплекса Тюменской области на потребление собственных энергоресурсов будет большим плюсом в оценке работы местной власти. Она в очередной раз докажет, что здравый смысл в России есть, пусть он и побеждает в отдельно взятом регионе.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ