У кризисной черты

Екатеринбург посетила делегация Македонии.

Эта небольшая балканская страна, входившая некогда в Югославию, переживает сегодня экономический спад и остро нуждается в инвестициях. Пытаясь привлечь капитал со всего мира, македонцы в последние годы резко улучшили условия для ведения бизнеса и открыли десятки свободных экономических зон с благоприятным налоговым режимом. Но, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро" это вряд ли им поможет. Как оказалось, уральских предпринимателей в большей степени интересует не ставка налога на прибыль, а транспортная доступность, логистические издержки и платежеспособность населения. Эксперты в связи с этим отметили, что богатая ресурсами и населением Россия, недооценивая значение этих факторов, постоянно балансирует у той же кризисной черты, что и маленькая Македония.

В состав македонской делегации, встречавшейся с екатеринбургскими предпринимателями в Уральской торгово-промышленной палате, входили министр финансов Зоран Ставрески и министр по привлечению иностранных инвестиций Веле Самак. Они поведали собравшимся, что экономический кризис, разразившийся в Европе в 2007 году, вынудил Македонию всерьез озаботиться улучшением инвестиционного климата.

За шесть лет страна совершила впечатляющий рывок, поднявшись в рейтинге Всемирного банка Doing Business c 94 на 23 место. Теперь здесь можно зарегистрировать предприятие за четыре часа, получить разрешение на строительство в три приема (вместо прежних 18), оформить таможенные документы через Интернет и даже проверить по электронной системе, не заложен ли земельный участок. Ставки налогов в Македонии вполне щадящие: на медицинское страхование и пенсионно-инвалидное обеспечение перечисляется 25,3%, налог на прибыль не превышает 10%, но если маржа реинвестируется, то ставка и вовсе обнуляется. Граждане со своих доходов платят также 10%.

Созданные в последние годы свободные экономические зоны предоставляют бизнесу ряд дополнительных льгот: один гектар земли сдается в аренду на 99 лет за 1 000 евро в год, недвижимость продается по 1 евро за квадратный метр, налоговые каникулы растягиваются на 10 лет. При инвестировании 15 миллионов евро правительство выделяет гранты в 50 000 евро на строительство производственных объектов. Инфраструктуру, естественно, власти берут на себя. Недавно чиновники объявили, что планируют построить 150 новых винных заводов, а потому готовы продавать участки по цене 1 евро за квадратный метр.

Пытаясь разогреть экономику, македонские власти буквально сжали инфляцию до 2% в год и продали банки иностранным капиталистам. Побуждая последних открывать в стране высокотехнологичные производства, правительство стало вкладывать солидные средства (5-6% от валового внутреннего продукта) в образование. Сегодня в Македонии ученики с начальных классов изучают два иностранных языка и штудируют основы предпринимательства. Как уверяет З.Ставрески, 99% выпускников средних школ поступают в вузы.

Активная политика по привлечению инвесторов дала свои плоды: в свободных экономических зонах, которых в Македонии насчитывается почти два десятка, работают многие известные мировые бренды – в том числе российские "ЛУКОЙЛ", "Протек" и другие. Но это не помогло местной экономике: если до мирового кризиса прирост валового продукта превышал 5% в год, то в 2012-м наблюдался спад в 0,3%. Задолженность правительства по итогам года составила 33,8% от ВВП, безработица добралась до отметки 30% от численности трудоспособного населения. Расходы на персонал сегодня, утверждают македонские министры, ниже, чем в окружающих странах, а общие затраты бизнеса сопоставимы с Китаем и Индией.  

Но налоговые ставки и дешевизна капитала не особенно вдохновили уральских предпринимателей. Начальник отдела внешнеэкономической деятельности ООО "Торговый дом "Уральский завод трансформаторных технологий" Николай Трофимов назвал инвестиционный климат в Македонии блестящим и выразил надежду на сотрудничество, но потом приватно пояснил обозревателю "Уралинформбюро", что он сказал лишь то, что должен был сказать. Подобный же стиль общения избрали и другие предприниматели.

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО "Лорри" Александр Трахтенберг сообщил министрам, что хочет купить транспортную компанию в Македонии. Правда, затем признался обозревателю "Уралинформбюро", что бизнесу не особенно интересно работать с этой страной, потому что там высокая безработица, доходов у населения нет, да и расположена она в стороне от транспортных путей. Товарооборот между Македонией и Свердловской областью очень низкий: 2,4 миллиона долларов в год. Нарастить его в ближайшее время вряд ли удастся.

Руководитель некоммерческого партнерства "Деревянное домостроение Урала" Владимир Малинкин  рассказал "Уралинформбюро", что ассоциация сейчас рассматривает варианты поставки лесной продукции в Македонию, но предпринимателей смущает логистика и весьма узкий рынок этой балканской страны. С экономической точки зрения возить на Урал и обратно имеет смысл лишь высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью, но таковой нет ни у Македонии, ни у Среднего Урала. По данным заместителя министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Владимира Соловарова, львиная часть товарооборота (2 миллиона долларов) приходится на импорт лекарств из Македонии. Средний Урал в ответ поставляет лишь незначительные партии металла и металлокерамики.

Эксперты говорят, что намерение "Лорри" купить компанию в Македонии связано лишь с тем, что российских перевозчиков не подпускают к европейским клиентам. Вывезти что-то, например, из Евросоюза можно лишь через длинную цепочку посредников, представляющих страны, расположенные на пути следования груза из ЕС в РФ. С ними приходится делиться третью тарифа – да и к тому же ненужные "помощники" отнимают у россиян до 15% рынка. Выход последние видят во внедрении в экономику европейских стран. Македония собирается вступать в ЕС – этим и интересна российскому бизнесу.

История экономических отношений Свердловской области и Македонии любопытна тем, что позволяет поставить под сомнение распространенное мнение, что для развития экономики необходимо улучшить деловой климат и привлечь иностранных инвесторов. На самом деле благополучие любой страны зависит от стоимости ресурсов и емкости рынка, которая, в свою очередь, определяется платежеспособностью населения.

В этом плане Россия находится в уникальном положении: ресурсы у нее свои и есть огромная территория, которую при желании можно заполнить потенциальными потребителями. Проблема лишь в том, что в ней не развиты транспортные пути, очень бедное население и дорогие услуги естественных монополий. Поэтому производить тут ничего не выгодно, отчего бессмысленно заманивать инвесторов.

По идее, россияне должны были бы основное внимание уделить удешевлению строительства дорог (а для этого надо ликвидировать такое понятие, как "откаты", то есть ликвидировать разворовывание бюджета) и организации внутри страны самых разных производств по выпуску не только сложных машин, но и бытовых товаров, что потребует снижения ставок банковских кредитов и цен на услуги естественных монополий. Успехи на этом поприще позволили бы существенно снизить логистические издержки и поднять уровень доходов населения.

Однако вместо решения очевидных задач правительство грезит об иностранных инвестициях, кладет силы на сжатие инфляции (в Македонии она 2% – ну и помогло это ей?) и снижает, вступив в ВТО, пошлины на импортные товары и машины. Стоит ли после этого удивляться, что российская экономика, располагая столь сильными козырями, находится у той же черты, что и македонская?

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ