Промышленный спад в России прикинулся стагнацией

Свердловская область объявила об увеличении государственного долга.

Региону надо расплачиваться с кредиторами, а дефицит бюджета только за первую половину 2013 года составил около 7 миллиардов рублей. Рассчитывать на увеличение налоговых поступлений власти не могут: по данным Росстата, промышленность России в январе-июле показала нулевой рост. Более того, реальная ситуация в экономике, как выяснили обозреватели "Уралинформбюро", значительно хуже, чем ее показывает официальная статистика. В машиностроении объемы производства за полугодие сократились на треть, и ситуация будет только ухудшаться, поскольку российское правительство никак не отважится на структурную перестройку экономики. Страна все глубже погружается в полномасштабный кризис. 

Государственный долг Свердловской области превышает 18 миллиардов рублей. Это не самый высокий показатель в стране, но и он доставляет властям много хлопот: до конца года надо выплатить кредиторам около 1 миллиарда рублей. Региональное правительство приняло решение взять новый кредит в 5 миллиардов рублей. Долговая нагрузка на областную казну пока совсем не критичная, но эксперты не видят в увеличении бюджетных обязательств ничего хорошего: расплачиваться с кредитами в ближайшие годы будет все сложнее.

В 2012 году в экономике России наступил перелом: скромный рост сменила стагнация, превратившаяся в рецессию, то есть спад производства. Минэкономразвития РФ недавно снизило прогноз ВВП на ближайшие три года до 3,2-3,7%, но эти цифры экспертам кажутся на фоне нынешних 1,8% несколько завышенными. По мнению председателя правления "ВУЗ-банка" Андрея Золотухина, у российской экономики пока нет предпосылок для удвоения темпов роста. "Более реальными выглядят цифры в 1,5-2%", - считает финансист.

Спад производства и, соответственно, рецессию в экономике спровоцировали опять же сырьевые рынки. На фоне стабильно высоких цен на нефть спрос и, соответственно, котировки на уголь и металлы падали и падают. Это совпало по времени с резким увеличением социальных расходов в России: после вступления в должность президента РФ Владимир Путин весной 2012 года распорядился направить существенные средства на образование и медицину.

Бремя повышения заработной платы учителям и врачам было переложено в основном на региональные бюджеты. Тем не хватило денег: по данным директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, в 2012 году доходы в целом по стране выросли только на 5%, а в 15 регионах они сократились. Дефицит бюджетов субъектов РФ к концу прошлого года вырос в 8 раз по сравнению с 2011-м. 

В 2013 году ситуация ухудшилась. На мировых рынках продолжилось падение цен на традиционно экспортируемые Россией сырьевые товары: газ, руду, уголь, металлы. Даже у ОАО "Газпром" сократились выручка и прибыль в первом полугодии, хотя концерн и сумел нарастить экспорт газа в ЕС почти на 10%. Парадокс этот объясняется достаточно просто: европейцы, ссылаясь на кризис, убедили россиян сделать скидки на углеводородное сырье. В самой России цены, наоборот, выросли, что помогло нивелировать потери от продаж топлива за рубежом, но зато привело к сокращению потребления газа на внутреннем рынке и проблемам в промышленности.

Мажоритарный акционер  ОК "РУСАЛ" Олег Дерипаска заявил, что алюминиевая отрасль находится в кризисе – главным образом из-за перепроизводства – и предложил оптимизировать мощности. В первой половине 2013 года компания сократила выпуск алюминия на 100 тысяч тонн. Выручка, соответственно, снизилась на 8,8% по сравнению с январем-июнем 2012 года. Убыток составил 438 миллионов долларов США.

Выручка ОАО "ТМК" в первой половине 2013 года сократилась на 2% по сравнению с 2012-м, и она продолжает падать: разница между первым и вторым кварталом 2013 года составила 4%. Показатель мог быть еще хуже, если бы не российский рынок, на котором цены на трубы оставались стабильными (на всех остальных рынках они снижались).

Российское машиностроение и вовсе деградирует. ОАО "Уралмашзавод" объявило, что выручка в первом полугодии сократилась почти вдвое, в геометрической прогрессии множатся убытки, растут выплаты по процентам за банковские кредиты. Начальник отдела ООО "Пумори-инжиниринг инвест" Татьяна Юрчук отмечает, что после повышения с 2013 года пенсионных отчислений малый бизнес перестал заказывать станки. Небольшие предприятия, находясь на подхвате у крупных, были довольно активными покупателями металлорежущего оборудования. После неловких действий правительства они выпали из числа заказчиков, усугубив рецессию в станкостроительной отрасли. 

Директор НП "Союз машиностроительных предприятий Свердловской области" Андрей Бухмастов говорит, что если Минэкономразвития РФ все еще прогнозирует положительную динамику развития экономики в 2013 году, то в регионах уже вовсю подсчитывают проценты снижения объемов производства – в том числе на электротехнических и электромашиностроительных заводах, которые всегда были в лидерах благодаря заказам энергетиков. По информации эксперта, спад на многих предприятиях достиг 30%. Энергетики и металлурги свернули инвестиционные программы либо принялись выкручивать руки машиностроителям, требуя отсрочить платежи за поставленную продукцию.

По словам А.Бухмастова,  Первоуральскому заводу горного оборудования, выпускающему запчасти для "Евраза", "Мечела" и других крупных предприятий, деньги пообещали выплатить только через 180 дней. Другим производителям металлургические холдинги предложили снизить цены на продукцию. Игнорирование "просьбы" чревато исключением из списка кредиторов, то есть неперечислением денег вообще.

Подобные методы ведения переговоров с партнерами металлурги освоили еще лет семь назад. Сейчас к ним присоединились  железнодорожники, нефтяники и газовики – с той лишь разницей, что последние настаивают на снижении цен на 10%, а не на 25%, как металлурги. Машиностроители с этим согласиться не могут, наблюдая, как регулярно растут доходы сырьевых отраслей.

Руководитель East European Gas Analysis Михаил Корчемкин привел любопытные данные: прибыль "Газпрома" за первую половину 2013 года снизилась на 35%, себестоимость извлечения газа, наоборот, увеличилась на 14%. При этом доходы членов правления концерна выросли почти на треть (до 811,9 миллиона рублей) – в том числе за счет премий, которые за полгода подросли на 34,8%.

Финансовый сектор, по мнению главы "ВУЗ-банка" Андрея Золотухина, также уже начинает ощущать на себе все "прелести" рецессии. Неопределенность будущего заставляет людей умерить аппетиты. Кроме того, ухудшение условий жизни – рост безработицы, снижение темпов роста зарплат, сохранение высокого уровня инфляции и возможный подъем тарифов монополий - приведет к увеличению просрочек по выданным кредитам. И в определенной степени в ряде российских регионов это уже началось. Чтобы не остаться у разбитого корыта в случае ухудшения ситуации, банки снижают издержки и активнее работают с проблемными долгами.

Эксперты в связи с этим отмечают, насколько неэффективно россияне распоряжаются имеющимися ресурсами. Если  правительство США печатает деньги и закупает на них новые технологии и оборудование, то в РФ гигантские суммы просто проедаются. Правительство не ведет структурной перестройки сырьевой экономики и не озвучивает планов по выходу из кризисной ситуации.

Доктор экономических наук Руслан Хасбулатов считает, что пора перестать увязывать банковский процент по кредитам с уровнем инфляции. Банки не будут в убытке, если ставки упадут. Кредитные учреждения, полагает эксперт, никогда не бывают в проигрыше, поэтому проценты по кредитам вполне могут быть и ниже уровня инфляции. Но политики упорно придерживаются прямо противоположной точки зрения, не давая тем самым инфляции снижаться. Р.Хасбулатов убежден, что денежным властям выгодно держать ее на высоком уровне, поскольку они извлекают спекулятивную прибыль за счет общего спада производства. Высокие процентные ставки, как известно, всегда тормозят производство.

На недавнем обсуждении государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" начальник инспекции Счетной палаты РФ Сергей Орлов сообщил, что из-за экономической стагнации вновь возводимые трансформаторные станции работают не в полную силу, а потраченные на их строительство заемные средства возмещаются за счет бесконтрольного роста тарифов. Промышленность от такой политики сужается еще больше, как шагреневая кожа.

Попытки наиболее продвинутых российских регионов дать толчок промышленному росту с помощью бюджетных вливаний были пресечены федеральными властями, которые, обязав губернаторов существенно повысить социальные расходы, не обеспечили их в полном объеме необходимыми  ресурсами, как то предписывает закон. В итоге, выяснила Наталья Зубаревич, те регионы, которые инвестировали в экономику, имеют сегодня максимальные долги. 

И кредиторская задолженность будет только расти, поскольку рассчитывать на увеличение доходов субъектам Федерации не приходится. Скорее, наоборот, налоговые поступления будут только сокращаться, что хорошо видно на примере Свердловской области, где Дерипаска намерен остановить работу сразу двух крупных алюминиевых заводов. Эксперты полагают, что они не заработают и в 2014 году, поскольку цены на крылатый металл продолжат падать. 

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ,  Евгений КАЛУГИН

Актуальное