Новая страница в освоении Ямала

Шестьдесят лет назад началось освоение Западно-Сибирской нефтегазовой провинции.

Компания "НОВАТЭК" отметила этот юбилей подписанием соглашения с китайской корпорацией CNPC о совместной реализации проекта "Ямал-СПГ".

Российская сторона предполагает, что сделка позволит не только привлечь зарубежные инвестиции в разработку Южно-Тамбейского месторождения, но и увеличит поставки сжиженного природного газа в Юго-Восточную Азию. Большие перспективы Ямалу также сулит создание нефтехимического кластера, нацеленного на выпуск этилена из попутного нефтяного и жирного природного газа. Переработка углеводородного сырья, по оценкам экспертов, и доставка его Северным морским путем откроют новую страницу в освоении не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и всей нефтегазовой провинции.

Газовые ресурсы ЯНАО оцениваются специалистами в 147 триллионов кубометров. За шесть десятков лет, прошедших с начала освоения Западной Сибири, добыча на многих скважинах пришла в упадок, но запасы с лихвой были восполнены за счет открытия новых углеводородных залежей – как на суше, так и в акваториях Обской губы и Карского моря.

Для освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий были образованы три промышленные зоны: Бованенковская, Тамбейская и Южная. В 2012 году началась добыча на Бованенковском месторождении, общие запасы газа которого оцениваются в 4,9 триллиона кубометров. Первоначально планировалось, что в 2013 году "Газпром" извлечет 46 миллиардов кубометров, но экономический кризис внес свои коррективы: план уменьшили до 29 миллиардов.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер рассчитывает, что похолодание, отмечаемое в последние годы в Европе, позволит увеличить поставки голубого топлива и, соответственно, нарастить его добычу. Но эксперты более осторожны в прогнозах. Руководитель экспертно-аналитического управления по топливно-энергетическому комплексу Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев убежден, что стагнация в Европе продлится до 2018 года, после чего начнется экономический рост, сопровождаемый увеличением потребления сырья. Но для "Газпрома" ситуация вряд ли станет легче: разногласия и цены на газ станут серьезным препятствием для завоевания прежних позиций на европейском рынке. По его мнению, проще будет продавать сжиженный природный газ. Именно этим сейчас занимается "НОВАТЭК" - мажоритарный акционер ОАО "Ямал-СПГ".

Компания приступила к созданию на полуострове Ямал нового российского центра по производству сжиженного природного газа, прогнозируемая потребность в котором к 2030 году составит 400 миллионов тонн. Сырье на завод в Сабетте будет поступать с Южно-Тамбейского месторождения, ресурсы которого позволят в течение двадцати лет добыть 25 миллиардов кубометров газа.

Помимо завода СПГ в районе поселка Сабетта будут построены терминалы и причал для отгрузки сжиженного газа. Комментируя этот факт, первый заместитель губернатора ЯНАО Владимир Владимиров, отмечает, что предприятие, выйдя на проектную мощность в 2018-м, минимум 30 лет будет производить треть всего объема российского СПГ – 15 миллионов тонн в год. Понятно, что после пуска этого арктического завода, Россия реально будет иметь солидную долю на мировом рынке СПГ.

Здесь три важных аспекта – экономический, логистический и геополитический. По экономике понятно: объемы производства СПГ в стране не соответствуют ресурсному потенциалу и статусу России на мировом энергетическом рынке. Потребность в СПГ на мировом рынке растёт, поэтому сейчас и решаются вопросы наращивания его производства. Что касается логистики и геополитических вопросов, то конкуренция за право владения богатствами Арктики в мире возрастает в геометрической прогрессии. "Ямал – центральная часть арктической территории в пределах 200-мильной экономической зоны Российской Федерации. Мы понимаем, что освоение потенциала Арктики невозможно без развития транспортной и производственной инфраструктур. Можно говорить о том, что с Ямала будет "прорубаться окно" из российской Арктики в Азию по Северному морскому пути", - говорит губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Понимая стратегическую важность проекта для региона и страны в целом, правительство ЯНАО освободило от уплаты налога на имущество организации, составляющие единый технологический комплекс по добыче и производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Кроме того, была снижена ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет региона, для компаний, направляющих добытый газ на сжижение.

Несмотря на помощь государства, "НОВАТЭК" посчитал, что ему одному не по силам потянуть инвестиционный проект стоимостью 30 миллиардов долларов. В 2011 году часть акций "Ямал-СПГ" была продана французской компании Total. Спустя два года в число акционеров пригласили китайскую CNPC, которая обязалась ежегодно покупать 3 миллиона тонн сжиженного газа.

Представитель департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Рашид Кашапов считает, что "НОВАТЭК" поступил очень дальновидно, продав часть акций китайцам. "Ямал-СПГ" изначально был сориентирован на восточный рынок. Эксперты убеждены, что Китай будет наращивать потребление газа, поскольку экологические проблемы вынуждают страну отказываться от угольной энергетики. Больше газа понадобится и Японии, которая закрыла часть ядерных реакторов.

На рынок Юго-Восточной Азии также рассчитывает "Газпром", планирующий нарастить производство СПГ на Дальнем Востоке и начать поставки трубопроводного газа в Китай из Сибири. Руководитель экспертно-аналитического управления по ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев убежден, что "НОВАТЭК" и "Газпром" будут конкурировать на восточном рынке, но большой проблемы в этом он не видит: рано или поздно будет найден механизм согласования интересов российских компаний.
Аналитики прогнозируют, что к 2020 году Китай будет добывать примерно 110 миллиардов кубометров газа и около 80 миллиардов – закупать за рубежом. Поставки сжиженного газа из стран Азиатско-Тихоокеанского региона не превысят 40 миллиардов кубометров – оставшуюся нишу вполне могут занять российские производители СПГ.

Общий же спрос на газ в Поднебесной, по прогнозам, достигнет к 2030 году 600 миллиардов кубометров. Столь впечатляющий рост рынка, уверены эксперты, позволяет российским нефтегазовым компаниям надеяться на увеличение продаж углеводородов, что существенно подтолкнет освоение ряда новых месторождений в Западной Сибири.

Научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука Алексей Конторович будущее Западно-Сибирской провинции связывает с добычей и переработкой жирного газа. По его данным, доля последнего в разведанных месторождениях превышает 58%. Россия может добывать в год до 175 миллиардов кубометров жирного газа, половина которого залегает в недрах Ямало-Ненецкого автономного округа. Наличие столь значительных запасов, вкупе с извлекаемым попутным нефтяным газом, создает благоприятные условия для развития в регионе нефтегазохимических кластеров.

Алексей Конторович полагает, что России пора производить этилен не из низкокипящих фракций нефти и конденсатов, а из этана, получаемого в процессе переработки жирного газа. Тема эта особенно актуальна, учитывая высокую стоимость нефти, снижение ее добычи и наличие свободных мощностей по добыче газа. Продукция из этана, утверждает академик, получается более дешевой, чем из нафты.

Утилизация попутных нефтяных газов органично дополнит переработку этаносодержащих газов, получаемых из газовых конденсатов. В Новом Уренгое в настоящее время ведется строительство газохимического комплекса, который намерен выпускать из этана до 400 тысяч тонн полиэтилена в год. На его базе планируется организовать производство упаковочных материалов, пленки, бытовых предметов и т.д.

Эксперты говорят, что за созданием газохимических кластеров большое будущее. По словам руководителя информационно-аналитического центра РУПЕК Андрея Костина, полиэтилен низкого давления, который собираются производить в ЯНАО, пользуется большим спросом у потребителей. Располагая же дешевым сырьем, производители могут потеснить на рынке кого угодно. Проблема лишь в том, как доставить продукцию покупателям. Поэтому развитие логистики, полагает эксперт, становится первоочередной задачей для региона.

Правительство ЯНАО понимает, что освоение Арктики невозможно без развития транспортной и производственной инфраструктур. Северный морской путь, говорят ямальские специалисты, позволит создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки продукции на рынки Европы, Северной Америки и в Азиатско-Тихоокеанский регион. "Поэтому сегодня  проекты "Северный широтный ход", "Морской порт Сабетта" и "Северный морской путь" мы рассматриваем как единый транспортный блок, позволяющий открыть новые направления по перевалке различных грузов не только внутри России, но и в торговле с иностранными государствами", - отмечают на Ямале.

Владимир СТЕПАНОВ

Актуальное