Российские сети стали доступнее
Но энергетики сомневаются, что они смогут присоединять клиентов за 45 дней.
Всемирный банк опубликовал очередной рейтинг Doing Business. Россия за год поднялась вверх на 19 ступеней, существенно упростив строительство новых объектов. Эксперты полагают, что результат РФ был бы еще лучше, если бы деловой климат исследовался не только в Москве, но и во всей стране. Российские регионы в последнее время сделали многое для того, чтобы энергетическая инфраструктура стала доступнее. Но проблем от этого меньше не стало: топ-менеджеры электроснабжающих организаций говорят, что при существующей практике они пока не представляют, как осуществлять присоединение к сетям в сроки, установленные Владимиром Путиным.
В Екатеринбурге прошла конференция "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", на которой ОАО "МРСК Урала" презентовало корпоративную дорожную карту, призванную улучшить инвестиционный климат в регионе. Как отметил заместитель гендиректора компании Сергей Семериков, с 2010 года отмечается резкий рост числа заявок на подключение к электрическим сетям. Удовлетворить их полностью МРСК пока не в состоянии: мешают противоречия в законодательстве и ограниченные ресурсы. Аналитики в связи с этим спрогнозировали существенный рост просроченных договоров и увеличение сроков удовлетворения заявок. Между тем президент РФ обязал энергетиков в 2015 году осуществлять технологическое присоединение за 45 дней.
Достижение столь жестких показателей невозможно без серьезных преобразований в компании, и МРСК Урала утвердила дорожную карту. В ее рамках была создана методологическая группа, которая занялась оптимизацией внутрикорпоративных процессов и разработкой поправок к региональным и федеральным законам. Как сообщили обозревателю "Уралинформбюро" в компании, в настоящее время для технологического присоединения нужно оформить около 80 документов. МРСК Урала планирует к 2014 году сократить их количество до 65, а срок подключения – до 180 дней (сейчас эта процедура может длиться годами).
Вторая часть дорожной карты нацелена на сокращение контактов энергетиков и потребителей. В декабре 2013 года в Интернете будет создан личный кабинет клиента, а в июле 2014 года состоится запуск автоматизированной системы обработки заявок. Кроме того, сетевая компания разработала программу клиентского сервиса, предполагающую открытие новых центров обслуживания. Для увеличения производительности будет дополнительно набран персонал.
Реализация дорожной карты принесла уже некоторые положительные результаты. В частности, количество процедур уменьшилось с шести до четырех, а сроки техприсоединения сократились на три месяца. В Свердловской области был принят закон, упразднивший разрешение на строительство линий электропередачи и установок напряжением до 20 киловольт. С правительством региона было подписано соглашение, определившее предельные сроки согласовательных процедур. Отныне подготовка инструкции для оформления разрешения диспетчерской службой не может превышать 3 дней, технических условий на организацию временного электроснабжения – 15 дней, согласование проекта – 22 дней.
Кроме того, по просьбе клиентов энергетики отказались от прежней схемы оплаты техприсоединения. Раньше застройщики получали технические условия (лист с мероприятиями, которые необходимо реализовать за свой счет) и плюсом к ним – договор о внесении платы за подключение. Все эти расходы приводили к удорожанию одного квадратного метра жилой площади на 5 000 рублей. Застройщиков это не устраивало, и они требовали плату за мощность заменить, условно говоря, платой за километр построенной линии. Энергетики пошли им навстречу, но, правда, это опять не устроило их клиентов.
Как рассказал на конференции исполнительный директор НП СРО "Гильдия строителей Урала" Вячеслав Трапезников, инвесторы уже приспособились к прежнему механизму ценообразования, научились торговаться с подрядчиком и поставщиком комплектующих для трансформаторных подстанций, что позволило снизить удорожание квадратного метра с 5 000 до 2 000 рублей. Плата за мощность была прозрачной и одинаковой для всех. Появление индивидуального тарифа, обусловленного разными техническими условиями, привело к удорожанию одного квадратного метра на 10 000 рублей и, как полагает В.Трапезников, повысило вероятность коррупционных сделок.
Заместитель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Алексей Обухов претензии застройщиков считает необоснованными. У инвестора, утверждает чиновник, появился выбор: либо платить по тарифу, либо по ставке за единицу максимальной мощности. Соответствующий механизм прописан в методических указаниях и в ближайшее время будет доработан с учетом предложений строителей.
Реальную проблему, затрудняющую доступ к энергетической инфраструктуре, А.Обухов видит в другом. Законодательство предусматривает льготное присоединение к сетям мелких потребителей. Выпадающие доходы сетевым компаниям возмещаются за счет последующих повышений тарифа. Но инвестиционная составляющая уже не включается в плату, а в 2015 году так называемое перекрестное субсидирование будет сокращено на 50%. К 2018 году заявка на мощность до 150 киловатт и вовсе будет стоить 0 рублей. Соответственно, нужно искать источники покрытия выпадающих доходов. Потери же МРСК Урала из года в год только увеличиваются: по данным РЭК, в 2013 году рост составил 68%, в 2014 году он прогнозируется на уровне 400%.
Директор департамента ОАО "Российские сети" Ирина Масалева считает, что на проблему доступности инфраструктуры надо смотреть широко: технологическое присоединение – лишь вершина айсберга. При прохождении процедуры подключения к сетям приходится иметь дело и с землеустроительными организациями, и со строительными, и с компаниями, организующими аукционы, и с департаментами, отвечающими за соблюдение требований технической политики. На этом поприще возникает множество противоречий: например, муниципалитеты не согласовывают планы развития с энергетиками, а сроки согласования документации, предусмотренные дорожной картой, не стыкуются с Земельным и Градостроительным кодексами.
К.Семериков полагает, что без хорошо проработанных документов территориального планирования подключить клиентов за 45 дней практически невозможно. Поэтому главная задача, которую власти должны решить в ближайшее время, – обеспечить согласованность действий всех, кто участвует в разработке подобных планов.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ