Scania ждут на Южном Урале

Чтобы производить для концерна автокомпоненты.

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич посетил ряд предприятий Швеции и обсудил перспективы производства в России комплектующих для грузовой и коммерческой техники.

Сотрудничество с этой скандинавской страной началось два года назад: в ноябре 2011 года на Южном Урале прошли Дни Швеции, в ходе которых стороны высказались за совместное развитие машиностроения и высоких технологий.

Шведские автомобильные компании, достаточно давно поставляющие грузовики в страны бывшего СССР, стали задумываться о локализации производства в России из-за предстоящего повышения таможенных пошлин. Реализация этих планов неизбежно поставит вопрос об организации выпуска автокомпонентов в российских регионах.

В современном глобальном мире производители грузовиков, по сути, только разрабатывают конструкцию и производят сборку. Все остальное им поставляют разные "смежники" – как правило, малые или средние фирмы, занимающиеся достаточно узкой специализацией. У них, помимо автогигантов, есть и другие потребители – не только в машиностроении. Именно таких "смежников" М.Юревич хочет "вырастить" на Южном Урале с помощью иностранцев.

"Шведы сами хотят как можно быстрее разместить производство в России, – сообщил губернатор. – Мы в этом тоже заинтересованы: региональные металлурги готовы обеспечить инвесторов практически всеми марками проката и спецсталей – в том числе и оцинкованным автомобильным листом. Да и нашим предприятиям, собирающим автомобили, нужны современные комплектующие".

У южноуральцев уже есть примеры удачного сотрудничества с иностранными автопроизводителями. На заводе "Урал" (входит в "Группу ГАЗ") российско-итальянское предприятие "Ивеко-АМТ" производит большегрузные автомобили по лицензии концерна Iveco. "Русские Машины" и Terex Corporation в 2012 году начали сборку карьерных самосвалов грузоподъемностью 100 тонн на заводе "Челябинские строительно-дорожные машины". За десять месяцев 2013 года, сообщил "Уралинформбюро" управляющий директор предприятия Николай Руденко, было собрано 15 машин. Производственная линия предприятия рассчитана на выпуск порядка 200 самосвалов. На полную мощность завод планирует выйти в 2014 году, приняв на работу 280 специалистов и начав сборку двух новых типов самосвалов. Кроме того, предприятие приступило к модернизации модельного ряда грейдеров и экскаваторов, а также сконструировало снегоболотоход нового поколения. К 2017 году "РМ-Терекс" намерено увеличить объемы производства в 4-5 раз, вложив сотни миллионов рублей в усовершенствование технологических процессов.

Для властей Челябинской области важно, что примерно 60% комплектующих для техники, собираемой на заводе строительно-дорожных машин, будет производиться в регионе. Опыт выпуска автокомпонентов у областных предприятий есть. Например, Челябинский автомеханический завод более 40 лет поставляет детали двигателей на ведущие автомобильные заводы России и стран СНГ. Другое предприятие – ПО "Трек" – производит по собственным чертежам элементы подвески, рулевого управления, трансмиссии, тормозной системы для отечественных и зарубежных автомобилей. Производственное объединение работает с компаниями Mitsuba и GM-AvtoVAZ.

В области развивается производство электрооборудования, оптики, светотехники: ежегодный прирост продукции составляет 22-25%. Все ведущие предприятия отрасли имеют сертификаты соответствия стандартам ИСО.

Возможности южноуральцев в плане выпуска автокомпонентов не остаются незамеченными инвесторами. Объем иностранных инвестиций в экономику области приближается к 3 миллиардам долларов США в год, из которых 80% вкладываются в обрабатывающие производства, то есть в сферу высоких технологий и переделов. Для России это довольно необычно: в целом по стране иностранные инвестиции направляются, как правило, в добычу сырья, торговлю и объекты коммерческой недвижимости. Например, в Москве в торговые центры вкладывается свыше 60% иностранных инвестиций.

Челябинские же власти предоставляют иностранным инвесторам свободные промышленные площадки для организации производства автокомпонентов и крупноузловой сборки автомобилей. Ряд предприятий региона предлагает шведским компаниям подписать субконтракты на выпуск части изделий, обещая высокую мобильность, выгодные условия и транспортно-логистическую доступность. Ключевым стратегическим партнером область хотела бы видеть концерн Scania, у которого на Челябинском кузнечно-прессовом заводе уже имеется склад комплектующих.

В России очень большой рынок большегрузных автомобилей. Как полагает губернатор Юревич, спрос на шведскую технику обеспечен в районах Урала и Сибири, поскольку она акклиматизирована к российским условиям. Совместные проекты со шведами на базовых предприятиях Челябинской области в течение двух лет позволят создать свыше 700 новых рабочих мест.

В 2015 году, с выходом на проектную мощность всех строящихся объектов, общий вклад предприятий с участием иностранного капитала в бюджет области превысит 5 миллиардов рублей.

Владимир СТЕПАНОВ