Тревожный звоночек для промышленности

В 2014 году многие свердловские предприятия останутся без заказов.

Обрабатывающие предприятия Свердловской области сокращают объемы производства. Финансовые потери пока не велики, но приближающийся 2014 год может обернуться катастрофой, потому что крупнейшие российские потребители промышленной продукции сокращают инвестиционные программы. Свое спасение металлурги и машиностроители видят в технологическом перевооружении и повышении производительности труда. Но высокие банковские ставки и неэффективная помощь государства позволяют модернизироваться лишь отдельным предприятиям. Уральская промышленность не сможет в короткие сроки перевооружиться, и ее ожидают трудные времена.

Пока ситуация в Свердловской области выглядит относительно стабильной: за девять месяцев 2013 года производство машин и оборудования выросло на 23% по сравнению с тремя кварталами 2012 года. Локомотивом роста стал оборонно-промышленный комплекс, а точнее, государство, которое значительно больше закупило продукции на ОАО "Уралтрансмаш",  ОАО "ОКБ "Новатор", ОАО "Машиностроительный завод имени Калинина". Улучшились показатели и на ряде предприятий гражданского сектора: например, ЗАО "Уральский турбинный завод" увеличило отгрузку на 21%.

Но такая картина наблюдается не во всех отраслях промышленности. На многих предприятиях в 2013 году отмечалось ухудшение финансовых показателей. И.о. заместителя министра промышленности и науки Свердловской области Вячеслав Тюменцев сообщил "Уралинформбюро", что производство электрооборудования сократилось на 3%, заказы на грузовые полувагоны упали на 60%.

Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров полагает, что в 2014 году загрузка свердловских предприятий будет еще меньше, потому что Газпром, Роснефть, РЖД существенно урезают инвестиционные программы. Также скажутся  на объемах производства вступление России в ВТО и устаревшие технологические процессы. По мнению А.Макарова, сохраниться свердловские заводы могут, лишь вытеснив с внутреннего рынка иностранных конкурентов, для чего им придется увеличить производительность труда и снизить себестоимость продукции на фоне роста зарплат, налогов и цен на энергоресурсы.

На некоторых предприятиях эта стратегия уже реализуется. "Уралвагонзавод" только в первой половине текущего года вложил 460 миллионов рублей в модернизацию кузнечнопрессового цеха, сварочного участка, в обновление подъемно-транспортного и литейного оборудования. Три производственных цеха переоснастил "Завод имени Калинина", закупив 140 единиц технологического оборудования – в том числе 20 обрабатывающих центров. Эксперты говорят, что через несколько лет этот завод будет не узнать.

Однако на большинстве средних и малых предприятий ситуация не столь обнадеживающая. Генеральный директор ООО "Пумори – инжиниринг инвест" Владимир Ревзин говорит, что модернизация и создание новых рабочих мест идет очень тяжело. Инжиниринговые компании готовы поставлять станки-автоматы и обучать персонал, но спроса на подобное оборудование практически нет, потому что к промышленным роботам в РФ относятся с большим предубеждением.

По свидетельству директора ООО "Краснокамский РМЗ" Дмитрия Теплова, русские промышленники опасаются, что высокопроизводительные комплексы будут простаивать и не окупят себя. При этом они слабо информированы о том, что в мире существует множество недорогих роботов, которые легко программируются, перенастраиваются и модернизируются. Эксплуатация их обходится дешевле, чем содержание обычного рабочего места, а производительность в два-три раза выше.

Инертность российских промышленников оборачивается технологическим отставанием. Если в России еще только задумались о снижении себестоимости за счет промышленных роботов, то в США накануне кризиса их было 240 000,  в Евросоюзе – 380 000, в Японии – 540 000. В РФ, правда, тоже имеется 8 000 роботов, но 95% из них, утверждает Д.Теплов, были установлены еще в советское время.

Промышленные эксперты полагают, что государство должно волевым порядком заставлять предприятия модернизироваться, утверждая им контрольные цифры. Средства на модернизацию производства выделяет Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. В 2012 году было выдано 230 миллионов рублей, на которые бизнес создал 362 новых рабочих места. В 2013-м запланировано распределить 600 миллионов рублей. Кроме субсидий фонд также предоставляет льготные инвестиционные кредиты и погашает часть процентной ставки по коммерческому кредиту.

Но, как сообщил исполнительный директор СОФПП Евгений Копелян, последний инструмент не востребован предпринимателями: федеральные средства, выделенные на эти цели в прошлом году, лежат до сих пор. Ситуация более чем странная, учитывая начавшийся в Свердловской области процесс урезания расходов на развитие инноваций и наноиндустрии. В частности,  в этом году не будет выделено 326 миллионов на строительство технопарка "Университетский" и приостановлено возмещение затрат юридическим лицам.

Очевидно, что государство поощряет модернизацию экономики вслепую либо откровенно перекачивает средства в банковский сектор. Но сегодня даже непрофессионалам понятно, что при нынешних банковских ставках никто не станет модернизировать производство за счет заемных средств. И примеры, связанные с перевооружением ЗиКа либо Уралвагонзавода, никого не должны вводить в заблуждение: это чисто государственные проекты, в которых окупаемость стоит далеко не на первом месте.    

Инвестиционная непривлекательность отрасли уже в самое ближайшее время поставит на колени большинство предприятий Свердловской области: ограниченные в средствах, они не перейдут в сжатые сроки на новый технологический уровень и не смогут конкурировать с иностранными компаниями за внутренний рынок.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное