Н.Овчинников: "Возродить металлургию можно лишь учитывая исторический опыт развития и роль градообразующих предприятий"

20 сентября в Екатеринбурге прошла всероссийская конференция "О развитии горно-металлургического комплекса России", одним из инициаторов которой выступила "Народная партия Российской Федерации". Депутат Государственной думы от Свердловской области член президиума ЦК НПРФ Николай Овчинников рассказал в интервью "Уралинформбюро" о ее итогах, а также о ряде социальных и промышленных программ, которые "нардепы" намерены реализовать в тесном взаимодействии со среднеуральскими металлургами. Корр: Николай Александрович, депутаты Государственной Думы РФ, входящие во фракцию "Народный депутат" неоднократно заявляли, что крупнейшие металлургические предприятия Свердловской области находятся в кризисном состоянии. Какие причины привели к ухудшению дел в горно-металлургической отрасли и каково ее состояние на сегодняшний день? Н.О.: Я бы не стал говорить, что кризис горно-металлургической отрасли коснулся только предприятий Свердловской области. Связанные с ним проблемы имеют более глобальный характер и уже сегодня сказываются на экономической стабильности всей страны в целом. Начнем с того, что сегодня на металлургических предприятиях трудятся более 1 миллиона 400 тысяч рабочих. Заводы являются для них не только местом для зарабатывания денег. На предприятиях, вокруг которых основывались поселки и появлялись малые и средние города, воспитывались семейные династии, для которых производство металла стало единственно возможным образом жизни. Более 3 тысяч металлургических предприятий исторически выполняли и продолжают выполнять градообразующие функции. Они "кормят" не только своих рабочих, но и наполняют бюджет городов, на территории которых находятся. Именно при их поддержке еще "выживают" малые и средние города Урала, они из последних сил держат на своих плечах "социалку", поддерживают образование и культуру, восстанавливают разрушенные и строят новые храмы и мечети, сохраняют исторические памятники. В этом проявляется приверженность представителей нового российского бизнеса лучшим традициям российского предпринимательства. Корр: Есть ли уже реальные предпосылки, на основании которых можно говорить о предстоящих сокращениях рабочих мест? Н.О.: Есть. И не просто предпосылки, а реальные факты, заставляющие бить тревогу и предпринимать конкретные законодательные шаги. Так, за последние 3 года (с 1999 по 2001 года) резко упали темпы годового прироста производства. На предприятиях цветной металлургии они снизились с 15,2% до 4,9% (более, чем в 3 раза), а на предприятиях черной металлургии положительная динамика прироста производства (16,8% в год) вообще сменилась отрицательной (0,1% падения объемов за год). Только за 2001 год балансовая прибыль предприятий черной металлургии снизилась в 2 раза, цветной - в 1,4 раза. В результате убыточными стали 43% предприятий этой отрасли (более 1 500). Вызывает крайнюю тревогу и состояние производственных мощностей. Около 80% оборудования этих предприятий эксплуатируется более 10 лет. Производительность труда с использованием морально и физически устаревших станков в 3-3,5 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях в Европе и Америке. Я не паникер, а разумный человек, реально оценивающий обстановку на основании документов, представленных официальными органами власти. Так вот, прогнозный анализ, выполненный специалистами Минпромнауки РФ, показал, что в случае непринятия экстренных мер к 2010 году произойдет резкий - до 20% - спад производства в черной и стагнация в цветной металлургии со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями. Корр.: Могут ли российские власти предотвратить надвигающуюся катастрофу? Предпринимались ли ими какие-либо шаги в этом направлении? Н.О.: 5 сентября этого года распоряжением Правительства РФ 1228-Р одобрен "Комплекс мер по развитию металлургической промышленности РФ до 2010 года". В этом документе дана оценка состояния дел в металлургической промышленности и на рынке металлопродукции, сформулированы цели, задачи и ожидаемые от реализации этого комплекса мер результаты. Однако я и мои коллеги по партии считаем, что правительственный комплекс мер декларативен, не конкретизирован по времени. Глубокое сомнение в связи с этим вызывают и заявления Премьера Правительства РФ о том, что в процессе реструктуризации металлургического комплекса России целесообразно вычленить первую десятку "флагманов", которые будут пользоваться господдержкой, а остальные, преимущественно мелкие и средние предприятия, которые "засоряют" (по словам М.Касьянова) рынок металлопродукции, обречены на умирание. Корр.: Почему за решение столь серьезной задачи взялась "Народная партия РФ"? Ведь в современной России сложился стереотип, что политики зачастую являются лишь "свадебными генералами", лоббирующими в Госдуме неведомые и непонятные им идеи? Н.О.: Этот образ политика действительно является стереотипным. В большей своей массе НПРФ состоит из людей, имеющих опыт работы в реальной экономике. Члены партии, будь то директор или рабочий, хорошо знают реальную жизнь общества. Мы боремся за разумное государственное регулирование экономики с целью обеспечить ее эффективность и социальную ориентацию. Именно поэтому ЦК партии обязал депутатскую группу "Народный депутат" Государственной Думы принять меры по улучшению работы одной из основополагающих отраслей экономики - горно-металлургического комплекса, подготовив соответствующие законодательные акты. Проведение Екатеринбургской конференции стало одним из шагов по исполнению этого решения. В ее организации нам помогал Союз предприятий металлургического комплекса Свердловской области. Неоценимую помощь в ее подготовке оказала и Администрация Президента РФ, Правительство РФ. Корр: Какие, по вашему мнению, срочные меры необходимы для стабилизации ситуации в металлургической отрасли? Н.О.: В первую очередь, необходима серьезная коррекция действующего налогового законодательства. В том числе, введение льготного налогообложения при использовании части прибыли для инвестиций в модернизацию и развитие предприятий отрасли и внесение изменений в главу 26 второй части Налогового кодекса РФ в части установления дифференцированных ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в зависимости от их качества, горно-геологических и экономико-географических условий разработки. Также неотложным является вопрос отмены ввозных пошлин на технологическое оборудование, не имеющее аналогов по уровню качества в отечественном производстве и необходимое для модернизации и развития предприятий отрасли. И это лишь малая часть мер, принятие которых поможет отечественной металлургии встать с колен и начать работать на себя, на пополнение бюджета, на процветание государства и проживающих в нем граждан. Корр.: В начале беседы вы упомянули о том, что металлургическая отрасль теснейшим образом связана с историей Урала и России в целом. Можем ли мы сегодня позаимствовать опыт наших предков для ее возрождения. Н.О.: Вы абсолютно правы. Мы живем в период радикальной ломки отношений собственности, реструктуризации промышленности и поиска модели устойчивого развития для нашей страны. Поэтому сегодня, как никогда, актуально обращение к историческому опыту России. На протяжении более 300 лет развития горного дела на Урале вокруг горнорудных предприятий складывались существующие и сегодня (82% от всего количества) населенные пункты, начиная от Екатеринбурга и Перми и заканчивая такими небольшими городами, как Верхняя Салда, Кировград, Арти, Сатка и др. Первоначально среди горных заводов преобладали казенные заводы и, естественно, содержание так называемой сегодня социальной сферы - больниц, цыфирных школ, странноприимных домов, богоугодных заведений, - находилось полностью в ведении горных заводов. Однако в середине 18 века подавляющее большинство горных заводов (за исключением Екатеринбургского и Каменского заводов) было передано в частные руки. Но за содержание социальной сферы заводчикам предоставлялись реальные льготы: снижали объем обязательных бесплатных поставок казне металлопродукции, снижали цены за "выведение" (рубку) лесосек и т.п. В 30-40-е годы 19 века, когда большинство заводов были возвращены в казну, завод отдавал государству бесплатно 1 из 10 пудов произведенного металла, но для тех, кто содержал социальную сферу, этот норматив составлял только 1 из 15 пудов. Еще в 18 веке известный заводчик Турчанинов, владелец заводов в Сысертском горном округе, сумел настолько грамотно построить свои отношения с работными людьми, создать такие условия для них, что рабочие сами строили оборонительные укрепления вокруг Сысерти и чуть ли не единственные на Урале не только не поддержали, но даже не пустили Пугачева в свой город! Я думаю, что сегодня никому не нужна ни "пугачевщина", ни "махновщина" - я имею в виду разгул нищеты и стихийный протест против социальной незащищенности. Но почему же тогда столь ценная традиция потеряна сегодня? Почему обновленное российское государство не может поддерживать заботящихся о процветании социальной сферы новых промышленников? Корр.: Что именно мешает сегодняшним промышленникам вести на своих предприятиях социально-направленную политику? Н.О.: Сама система межбюджетных отношений, налоговое законодательство, акцизная и тарифная политика, можно сказать, государственная политика в отношении отечественного производителя. Исправить положение способны не красивые декларации, не введение новых, пусть даже самых "нравственных" налогов, а последовательная и открытая политика в сфере межбюджетных отношений, рациональная и твердая политика в отношении тарифов на услуги естественных, прежде всего энергетических, монополий, государственная поддержка в крайне необходимом сегодня участии градообразующих предприятий в сохранении на собственном балансе части объектов социальной сферы. Корр: Есть ли гарантия, что эти предложения не утонут в водоворотах российской бюрократической машины? Н.О.: Гарантия этому есть. К сожалению, горнозаводской Урал, за исключением нескольких крупных городов, за последнее десятилетие превратился в зону депрессии, у населения малых городов, а зачастую и у представителей власти, преобладают настроения обреченности и бессилия. Путь к реформированию депрессивных регионов - это стратегически грамотно построенный план перехода от монопрофильности к стереопрофильности малых и средних городов. Стихийно и в одиночку это не получится, но нельзя сидеть и ждать, что кто-то сделает за нас! Стратегическое планирование по примеру Екатеринбурга в каждом городе, создание ассоциаций городов, объединенных общими проблемами сохранения единой экологической системы, развития инновационного производства и т.п. - все это возможно сегодня только в тесном сотрудничестве с вертикально интегрированными холдингами, важнейшими ФПГ, представленными в регионе. Депутатский корпус может и готов стать лоббистами (в хорошем смысле этого слова) не только соответствующих законов, но и включения соответствующим образом подготовленных проектов в Федеральные адресные инвестиционные программы. Замечу, что уже начали реализовываться наши прежние договоренности с руководителями металлургической области. Я имею в виду заключенный в марте этого года договор о сотрудничестве между НПРФ, Союзом металлургических предприятий Свердловской области и областным профсоюзом работников горно-металлургической промышленности о совместных действиях по защите отечественного товаропроизводителя в сфере черной и цветной металлургии. Широко известна наша последовательная позиция в вопросе о тарифах естественных монополий, группа "Народный депутат" и в их числе Ваш покорный слуга, разработали и твердо намерены провести на текущей осенней сессии Государственной Думы собственный законопроект "О едином минимальном социальном стандарте", принципиально отличный от аналогичного правительственного законопроекта. Какое отношение это имеет к теме развития горно-металлургического комплекса и социальной ответственности градообразующих предприятий? Да прямое! Именно принятие государственного стандарта в сфере обеспечения минимальными медицинскими, образовательными, социальными и другими услугами сможет строго регламентировать уровни ответственности власти - федеральной, региональной, муниципальной, а также сделать прозрачными и поддающимися объективной оценке межбюджетные отношения. Этот закон позволит на принципиально новой основе формировать бюджет муниципальных образований. Мы намерены добиваться и того, чтобы МО получили возможности при формировании налогооблагаемой базы градообразующих предприятий исключать из неё расходы данных предприятий на содержание объектов социальной сферы. Корр.: Спасибо вам за беседу. Хочется пожелать вам и вашим коллегам по Государственной Думе и НПРФ успехов в деле возрождения российских металлургических предприятий. Н.О.: Спасибо. Уверен, что результат нашей работы скажется на развитии российской экономики уже в самое ближайшее время.