Отработанный материал

Безденежье ставит крест на мелкой рознице.

В Госдуму РФ внесен законопроект о малом торговом бизнесе. Лоббисты надеются, что он упростит доступ малых предпринимателей к земельным участкам. Эксперты менее оптимистичны: в некоторых муниципальных образованиях власти взяли курс на ликвидацию нестационарных торговых точек, и остановить этот процесс с помощью одного закона не удастся. Мелкие частники прогнозируют, что через пять лет в российской глубинке не будет не только киосков, но и местных производителей. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", им придется приспосабливаться к экономической ситуации: малый бизнес, утверждают ученые, схлопывается не из-за давления властей, а вследствие сокращения платежеспособного спроса.

Закон о малой торговле лоббирует Коалиция киоскеров. Ее президент Владлен Максимов считает, что в России наблюдается перекос в сторону крупных торговых сетей. Произошло это отчасти по вине коррупционеров, а отчасти – из-за отсутствия торговой культуры у населения. Среди весьма значительной части горожан бытует мнение, что ходить за продуктами в мелкую лавку неприлично, хотя супермаркеты изначально не приспособлены для продажи определенных товаров.

Малый бизнес работать с сетями не может: ему сложно выдерживать стандарты и он не всегда способен соблюсти сроки поставки продукции. В договоре же предусмотрены колоссальные штрафы за его нарушения, которые разорительны для предпринимателя. Кроме того, не работает закон "О торговле", который был призван ограничить аппетиты крупной розницы. Ретробонусы (денежные скидки на поставленную продукцию), ограниченные нормативным актом 10%, в торговых сетях легко доводятся до 30 и даже до 50% с помощью различных акций, перекладывания товаров с полки на полку и т.д.

Массовое строительство торговых центров по строго отработанной технологии (с якорными арендаторами и устоявшимися сроками окупаемости) проблему доступа населения к некоторым качественным товарам не решило. Так называемая "плата за вход" (три арендных ставки в центре класса А), которой кроме России нет нигде в мире, отпугивает мелкий бизнес от супермаркетов, и он вынужден ставить киоски.

Специфика России заключается в том, что на одного человека приходится очень незначительное количество торговых площадей. Например, Екатеринбург, числящийся в группе лидеров, имеет 1 200 квадратных метров на 1 000 жителей, Москва – 800 метров, а вот европейские страны – от 2 000 и выше. Недостаток стационарных магазинов порождает их недоступность: в российской столице, например, арендная ставка в самом захудалом магазине за кольцевой автодорогой начинается от 4 000 рублей за квадратный метр.   

В Европе и Америке, утверждает В.Максимов, проблем с площадями нет. В Германии, например, предприниматель за 60 евро получает лист с адресами магазинов и выбирает, исходя из своих финансовых возможностей. Аренда на три года стоит очень дешево, на 5-10 лет – несколько дороже, но все-таки тоже доступна, и поэтому "киосочной" проблемы там нет. Бизнесмен, конечно, может установить собственный нестационарный объект, но это расценят как тягу к экзотике. 

В России же это не экзотика, а стремление выжить. Правда, удушающая хватка торговых сетей дотягивается и до киосков. В Европе "торговая поляна" четко делится между малым и крупным бизнесом: супермаркеты по выходным не работают, им нередко запрещено продавать табачные изделия и другие товары, которые нельзя трогать, переваливать и т.д. В России, наоборот, малым предпринимателям последовательно запрещают продавать в киосках пиво и табачные изделия, без чего свести концы с концами очень трудно. На подходе, говорят, запрет на торговлю рыбой и шоколадом.  

Позиция государства удивляет Коалицию киоскеров. Крупные торговые сети, принадлежащие в основном иностранцам, имеют в России маржу в разы больше, чем у себя на Западе: там за ретробонус в 30% компанию могут элементарно закрыть. Российские же власти, одной рукой позволяя нерезидентам вывозить за кордон сумасшедшую прибыль, а другой придушивая собственный малый бизнес, выглядят весьма двусмысленно. 

Проблема, полагает Владлен Максимов, потеряла бы свою остроту, если бы появилась четкая процедура распределения мест для размещения нестационарных торговых объектов. В Москве это делается сегодня через аукционы, на которых тон задает криминал, вступающий в сговор с аукционистом. Последний отдает победу нужным людям, загоняя цену на немыслимую высоту. Затем аферисты-победители последовательно отказываются от сделки, и место по стартовой цене уходит "кому надо". Тот в свою очередь перепродает его реальным коммерсантам. С помощью такой нехитрой схемы зачищается малый бизнес и обманывается государство, которое даже не интересуется, что происходит на торгах. Для наведения порядка на аукционах и был разработан законопроект.

Между тем главный специалист администрации города Екатеринбурга Алексей Леонов заявил, что распределять места с торгов очень сложно: необходимо нарисовать схему расположения участка, отмежевать его, поставить на кадастровый учет. Заниматься этим и оплачивать расходы мэрия не хочет – да и виды на киоски у нее совсем иные: в администрации разработан план по выносу их за черту города. В 2013 году хотели убрать из центральной торговой зоны 1 000 объектов, но смогли лишь 80: помешали суды, которые встали на сторону бизнеса, и правительство Свердловской области, которое взяло городские земли под свой контроль. Теперь мэрия намерена разработать трехлетний план "борьбы" с киосками.

Депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Головин в связи с этим заметил, что раньше инициатором сноса нестационарных объектов был вице-мэр Контеев, который "отжимал" деньги, но он уже давно находится на скамье подсудимых. 

Координатор Коалиции киоскеров по Свердловской области Ильдар Рахматуллин считает, что государство хочет избавиться от мелкого торгового бизнеса. В 90-е "голодные" годы он был нужен для создания рабочих мест, а сегодня он – отработанный материал, поскольку ставка делается на производственные предприятия. 

Предприниматель Евгений Яргин говорит, что число мелких магазинов сокращается на глазах, а у дистрибьюторов падают обороты. Если так пойдет и дальше, то лет через пять торгового малого бизнеса не будет. Вместе с ним умрут и местные производители.

Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин предложил киоскерам перестраиваться. По его мнению, взывать к власти бесполезно: исследования ученых показывают, что прямой связи между государственной поддержкой малого бизнеса и его бурным развитием не обнаружено. Все на самом деле зависит от платежеспособного спроса: малый бизнес растет, когда у населения есть деньги, и наоборот, соответственно. Сегодня отмечается прямо противоположная картина: спрос падает. И его не поправить законами о развитии мелкого предпринимательства.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ