"Газпром" идет "от скважины до горелки"

Желание российского газового монополиста контролировать газовую отрасль страны "от скважины до горелки" - добывать газ, заниматься его транспортировкой, реализацией, и, естественно, самостоятельно собирать "живые" деньги постепенно приобретает все более реальные очертания. Если смотреть на это желание - сосредоточить все в одних руках - с колокольни "Газпрома" как организации, вся деятельность которой должна быть направлена на получение максимальной прибыли, то оно понятно и может только приветствоваться. Однако, при этом не нужно забывать, что "Газпром" в силу различных причин часто прикрывается государственными интересами, а как умеет работать "Газпром", прикрывая свою деятельность государственными интересами, широко известно. Лозунг "бесперебойное обеспечение населения страны природным газом" бесспорно один из сильнейших. Но мы полагаем, что скупая по стране газораспределительные организации - ГРО, "Газпром" далеко не всегда в первую очередь думает о стабильности поставок газа жителям отдаленных деревень. А думает он о формировании платежеспособного спроса, обеспеченного крупными промышленными потребителями региона, при котором единственным игроком на этом поле будет именно "Газпром". Как говорится, "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет". Полгода назад, в апреле 2002 года, начальник департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям "Газпрома" Александр Красненков заявлял, что если будет осуществлена либерализация рынка газа в России, "Межрегионгаз" и "Регионгазхолдинг" станут одними из самых значительных активов "Газпрома", так как эти компании открывают прямой доступ к продажам. Что подразумевает под либерализацией рынка газа начальник Департамента, понять довольно сложно, но по нашему мнению, скупка ГРО структурами "Газпрома" никак не поможет конечному потребителю свободно выбирать поставщика газа. Между тем, количество ГРО, подконтрольных "Газпрому", постоянно растет. На прошлой неделе в интервью газете "Время новостей" генеральный директор "Регионгазхолдинг" Александр Терехов заявил следующее: "Контрольные пакеты у нас имеются более чем в 50 ГРО, еще в 47 мы владеем более 25% акций:" Всего же "Регионгазхолдинг" совместно с "Межрегионгаз" и его дочерними региональными структурами управляет пакетами акций 161-ой ГРО в регионах России - около 50% от всех ГРО страны. Заметим, что большинство ГРО скупается в европейской части России, т.е. в районах, где уже имеется транспортная инфраструктура "Газпрома". Это естественно, ведь газифицировать новые районы (Карелию или Архангельскую область, к примеру), значительно сложнее - на это деньги нужны. А с деньгами у газового монополиста не густо: "В прошлом году на газификацию "Газпромом" было выделено порядка 800 миллионов рублей, в этом - на 100 миллионов больше", - вновь из интервью Терехова. Нехитрые расчеты показывают, что на эти деньги можно проложить 1,5-2 тысячи километров газораспределительных сетей, а за два года это действительно мало. Также добавим, что "Газпром" в советское время никогда собственно не занимался газификацией и газораспределением. В его функции входила только добыча и транспортировка газа по магистральным газопроводам (как об исключениях можно говорить о газификации районов, в которых находились основные производственные мощности - Тюменской области). Газификацией страны занимались объединения при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Сам же "Газпром" начал участвовать в газификации только после развала СССР, и чаще это была "политическая газификация", как в Орловской области. Только в 1997 году, когда была создана его дочка - "Межрегионгаз", в функции которой входило создание централизованной системы реализации газа и наведение порядка в расчетах за газ, созрело окончательное решение о вхождении на рынок газораспределения. А контроль над ГРО начал переходить к "МРГ" из-за угроз возбуждения над ними процедур банкротств - в условиях кризиса неплатежей газораспределительные организации имели огромные долги перед "Газпромом". Часто акции ГРО покупались у местных администраций просто в счет оплаты за газ. Кроме того, мы бы хотели обратить внимание на то, что структуры "Газпрома" помимо контроля через собственность на акции часто имеют возможность оказывать давление на ГРО через региональные администрации. "Газпром" постоянно заключает соглашения о сотрудничестве с регионами, предметами которых являются, в частности, и оплата за поставленный газ, и выделяемые лимиты на потребление газа, и погашение накопленных долгов; так что рычаги давления у "Газпрома" имеются, особенно в связи с появляющимся дефицитом газа на внутреннем рынке. Газификация регионов сегодня осуществляется в основном на средства субъектов федераций. К примеру, как на прошлой неделе сообщало "УралИнформБюро", на газификацию Свердловской области в 2003 году из областного бюджета будет выделено 114 миллионов рублей. "Российская газета" опубликовала заметку о газификации Омской области, из которой следует, что до 2010 года на газификацию будет направляться 250-300 миллионов рублей ежегодно. Заметим, что основной проблемой реализации любой программы газификации сегодня является противоречие между политическим желанием газифицировать максимальное количество объектов и возможностями финансирования строительства, а что еще более важно, дальнейшей эксплуатации возникающего производственного комплекса. Источники финансирования действующих программ газификации чрезвычайно разнообразны. Основную долю в них, как уже говорилось, занимают средства региональных и местных бюджетов, однако и средства самих газифицируемых предприятий и населения составляют не малую часть. И федеральный бюджет ежегодно предусматривает выделение определенных средств на участие различных организаций в строительстве ряда газифицируемых объектов. При этом, как показывает практика, до сих пор так и не выстроена рабочая система, позволяющая эффективно осваивать эти средства, а также следить за их целевым расходованием. Добавим, что статьей 17 Закона РФ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством РФ, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль над целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок. В настоящее время действует постановление Правительства РФ "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации регионов", согласно которому размер специальных надбавок определяется, исходя из конкретных программ газификации, но не может превышать 20% от уровня тарифов на транспортировку газа по местным газораспределительным сетям. Но проблема с газификацией новых регионов остается - в силу различных причин данная надбавка может быть чрезвычайно мала, или совсем не работать. Другими словами, при желании средства на газификацию найти все же можно. Но вот парадокс: при этом "Газпром" всеми силами поддерживает зачастую политическую газификацию регионов, ведь на "газовую иглу садятся" и крупные промышленные потребители, и энергетики. Как газовики могут зарабатывать на энергетиках, поведал всей стране не прошлой неделе глава РАО "ЕЭС России" А. Чубайс: "Балансовый газ становится внезапно забалансовым. Вместо нормальной фэковской цены вдруг появляется какая-то другая цена, когда наших генеральных директоров буквально вынуждают подписывать какие-то, извините за выражение, боковые соглашения, являющиеся условием поставки нормального балансового газа",- цитировала главу РАО газета "Ведомости". В результате "Газпром" сам себе создает рынок сбыта газа, и через подконтрольные ГРО пропускает финансовые потоки, идущие от потребителей. Где находится в данный момент государство, и какова его роль - непонятно. Материал подготовлен Консалтинговой фирмой "ЭРТА-консалт" (Москва)

Актуальное