Новый виток развития Арктики

Начнется на Ямале со строительства моста через Обь.

В Ямало-Ненецком автономном округе уже в 2014 году могут начаться подготовительные работы по строительству моста через реку Обь, соединяющего Салехард и Лабытнанги. Деньги на возведение этого ключевого звена Северного широтного хода запланированы в федеральном бюджете на 2017 год, но власти ЯНАО считают, что надо ускоряться: форсирование создания транспортной инфраструктуры ускорит развитие не только региона, но и реализацию масштабных экономических проектов и освоение Арктики в целом. 

Эксперты утверждают, что широтно-меридиональную железную дорогу, выходящую на арктическое побережье России, надо было начинать строить еще десять лет назад. Однако нефтегазовые компании тогда оказались не готовы финансировать затратный проект, отчего сегодня испытывают большие трудности при обустройстве порта Сабетта и освоении северных месторождений.

Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", транспортная проблема может быть решена в относительно короткие сроки. Но для этого государству придется пойти на нетрадиционные меры.        

Мост через Обь должен стать составной частью Северного широтного хода, который соединит Салехард с Надымом и далее – с Новым Уренгоем и Коротчаево.  Планируется не только связать Северную и Свердловскую железные дороги, но и выйти через меридиональный отрезок Обская – Бованенково на побережье океана, на котором по решению правительства РФ строится завод по сжижению газа "Ямал СПГ" и арктический порт Сабетта, который со временем станет многофункциональным. 

Всего, как утверждают специалисты, надо построить и реконструировать около 700 километров полотна и два протяженных моста. Переход через реку Надым стоимостью 14 миллиардов рублей правительство ЯНАО взяло на себя и возводит с опережением графика. Как ожидается, к началу 2015 года объект уже будет готов. Мост через Обь обязались финансировать федеральные власти. Однако деньги будут выделены лишь через несколько лет. Эксперты между тем говорят, что затягивать со строительством железной дороги уже нельзя.

В марте, будучи на Ямале, председатель правления компании "НОВАТЭК" Леонид Михельсон сообщил журналистам, что Пуровский завод по переработке конденсата, расположенный неподалеку от Восточно-Таркосалинского месторождения, увеличил мощность более чем в два раза. Получаемые на предприятии широкие фракции легких углеводородов отправляются для дальнейшей переработки в ООО "Тобольск-Нефтехим". Поставки осуществляются двумя способами: продуктопроводом и железной дорогой через Коротчаево, в развитие которой "НОВАТЭК" обязался вложить 31 миллиард рублей. Несмотря на это, утверждает Михельсон, развитие мощностей неминуемо приведет к транспортному коллапсу.

По данным председателя Северного отделения Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Анатолия Сысоева, вагоны в районе Сургута перемещаются сегодня со скоростью 100 километров в сутки. Железная дорога с увеличением производства на Тобольском нефтехимическом комбинате сокращает подачу подвижного состава другим клиентам: например, за четыре месяца 2014 года было предоставлено на 300 вагонов меньше, чем за тот же период 2013-го. При этом надо учитывать, что 60% сургутских грузов – это щебень.

Нехватку строительных материалов Север пытается восполнить за счет водного транспорта. Но это не решение проблемы. Леонид Михельсон рассказал на пресс-конференции в марте, что у компании возникли большие сложности с доставкой грузов по воде при возведении завода по сжижению газа мощностью 16 миллионов тонн в год. По его словам, если бы была железная дорога, то с точки зрения логистики все было бы проще и дешевле. А ведь предстоит строить вторую очередь "Ямал СПГ".

Руководитель проектов ООО "Морстройтехнология" Софья Каткова полагает, что железная дорога с выходом на арктическое побережье не только удешевила бы стоимость завода по сжижению газа, но и позволила бы "НОВАТЭКу" осваивать Гыданский полуостров, до которого сегодня не добраться. Обская губа позволяет возить грузы лишь шесть месяцев в году, что сильно тормозит проекты.

У некоторых нефтяников осталось ощущение, что дороги в Заполярье строятся долго и не окупаются. Это ложное ощущение, полагает Каткова: во-первых, современные технологии значительно ускоряют процесс, а, во-вторых, не окупаются лишь те дороги, которые прокладываются для освоения месторождений. Если же по ней еще возить газовый конденсат или нефть, то отдача наступит буквально через три года, то есть окупаемость примерно такая же, как у трубопровода.

На затягивание сроков строительства широтного хода, по словам Катковой, повлияла и вялая позиция ОАО "РЖД", которое в сложных условиях реформирования далеко вперед не заглядывает. Перевозчику нужен рост объемов сегодня, а не в перспективе. Между тем, как утверждают эксперты,  железная дорога оказывает значительно более серьезное влияние на макроэкономические показатели, чем даже сырьевой сектор. Где прокладывается дорога, там возникает жизнь: строятся социальные объекты, развивается промышленность, организуются пассажирские перевозки, происходит транзит грузов и т.д.

Специалисты Фонда стратегических разработок подсчитали, что мультипликативный эффект от строительства железной дороги будет в четыре раза выше, чем прямой, полученный непосредственно от перевозки грузов нефтяников и газовиков. В силу этого, полагают эксперты, если сырьевые компании, работающие в Заполярье (прежде всего "Газпром" и "НОВАТЭК"), сумеют договориться о функционировании железной дороги, состоящей из участков, построенных на частные деньги, это породит новый цивилизационный виток развития региона.  

Но договориться самодостаточным компаниям очень непросто, а у государства сегодня нет свободных денег. Все это может привести к тому, что реализация важного инфраструктурного проекта не совпадет по времени с активной фазой промышленного освоения полуострова Ямал.

Лучше других это понимает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, который на встрече с министром транспорта РФ Максимом Соколовым предложил не откладывать строительство Северного широтного хода на завтра. По его мнению, дорога нужна не только для ускорения развития нефтегазового комплекса и региона, но для обеспечения выхода многим регионам страны к Мировому океану и для реализации государственной Стратегии развития Арктической зоны России в целом.

Эксперты также уверены, что государство должно взять инициативу в свои руки.

В любом случае, мяч сегодня на стороне государства, а не бизнеса. Государство в силу своего предназначения должно на полшага опережать нефтяников. Именно поэтому Ямало-Ненецкий автономный округ решил выработать организационно-правовые и финансовые алгоритмы и начать обустройство подходов к мосту через Обь.

Виктор СТЕПНОВ