Перспективы Тюменской области в реализации проектов снижения выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола

13 ноября 2002 года в Тюмени открывается международной семинар "Экологический мониторинг в процессе добычи нефти и газа". "Уралинформбюро" публикует доклад, с которым выступит заместитель директора департамента по охране окружающей среды администрации Тюменской области Владислав Приходько. В результате деятельности человека и, прежде всего- увеличения объемов сжигаемого ископаемого топлива, разрушения естественных экосистем, в земной атмосфере быстрыми темпами идет накопление так называемых парниковых газов (двуокиси углерода, метана, закиси азота и ряда других). Рост их концентрации нарушает сложившийся температурный баланс Земли и, как следствие, ведет к глобальным изменениям климата, имеющим весьма неблагоприятные последствия для человечества. В настоящее время угроза глобальной трансформации климата признается мировым сообществом одной из самых опасных экологических угроз. Исходя из этого, в мае 1992 года на международной конференции в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная Конвенция ООН, призванная объединить усилия мирового сообщества по предотвращению опасных изменений климата и стабилизации содержания парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне. Конвенция вступила в силу в марте 1994 года. В настоящее время ее сторонами являются 186 стран, включая все развитые страны, Россию и другие страны СНГ. С целью закрепления количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов на Третьей конференции стран - участниц Конвенции в декабре 1997 года был принят протокол, получивший название по месту проведения конференции - Киотский. Данный документ устанавливает, что стороны должны в целом в период с 2008 по 2012 год сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 5% от уровня 1990 года. Однако для конкретных стран уровень сокращения не одинаков. Так, развитые страны - США, Япония и страны Европейского союза должны снизить свои выбросы на 7, 6 и 8% ниже уровня 1990 года соответственно. Обязательства России зафиксированы на уровне 1990 годов. Поскольку сейчас выбросы в нашей стране на 25% ниже, чем в 1990 году и в ближайшие 10 лет они не достигнут уровня 1990 годов, основным обязательством России по Киотскому протоколу становится учет и контроль выбросов и квот на выбросы, а также регулирование "оборота" квот. Протоколом также предусмотрены экономические механизмы международной кооперации, направленные на достижение целей Рамочной Конвенции. В их число входят: международная торговля квотами на выбросы парниковых газов, проекты совместного осуществления и механизмы "чистого развития". Не вдаваясь подробно в детали, следует отметить, что в основу этих механизмов положен принцип "гибкости", базирующийся на том допущении, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Пояснить это можно следующим примером. Расчеты показывают, что цена каждой единицы сокращенных выбросов (либо приравненной к ней единицы увеличенного поглощения парниковых газов, например при лесоразведении и лесовосстановлении) в развивающихся странах и странах, переходящих к рыночной экономике, значительно ниже, чем в развитых. Так в России технологический потенциал энергоэффектипвности и энергосбережения составляет порядка 40%, в то время как в странах Европейского Союза, Японии он уже практически полностью "выбран". Поэтому выполнить тот или иной проект и снизить выбросы в России существенно дешевле, чем в большинстве развивающихся стран. Приблизительные расчеты показывают, что в России затраты на сокращение одной единицы выбросов парниковых газов дешевле, чем в США и Канаде - в 20-150 раз, Японии - 100-300 раз, странах Евросоюза - 65-200 раз. Учитывая, что к настоящему времени Россия является крупнейшим мировым держателем квот на выбросы парниковых газов (примерно 1,5 миллиардов тонн двуокиси углерода), их выгодная продажа или переуступка может обеспечить приток в страну инвестиционных ресурсов, направляемых на повышение энергоэффективности экономики и выполнение национальных обязательств. Сегодня в рамках реализации механизмов Киотского протокола идет интенсивное построение системы международного сотрудничества, при котором одна страна финансирует проекты по сокращению выбросов либо увеличению поглощения парниковых газов на территории другой страны, а результат таких мероприятий полностью или частично идет в зачет финансирующей стране. Таким образом, страна - донор выполняет свои обязательства в рамках Конвенции ООН, а другая страна получает инвестиции, передовые технологии, улучшает экологическую ситуацию на своей территории. Реализация проектов совместного осуществления и проектов механизма "чистого развития" фактически разрешена с 2000 года. Можно прорабатывать пути практической реализации международной торговли квотами, как минимум в форме форвардных сделок, и путей возможной интеграции создаваемых в Европейском Союзе и ряде других стран внутренних рынков торговли квотами с международной системой их торговли. Уже в нынешнем году Секретариатом Рамочной конвенции по изменению климата зарегистрировано около 200 международных проектов, выполняемых в рамках механизмов совместного осуществления и "чистого развития". В следующем году предполагается приступить к реализации примерно трех тысяч аналогичных проектов. Однако их реализация будет проходить без участия Российской Федерации. Основная причина заключается в том, что осуществление этой деятельности требует от ее участников соблюдения определенных условий, наличия необходимой подготовки и ресурсов. Ключевым моментом являются требования к стране для начала передачи или продажи квот: страна должна ратифицировать протокол; в стране должна работать система инвентаризации выбросов, соответствующая разработанным международным требованиям; должен работать национальный регистратор принадлежности и движения квот; страна должна в срок и в оговоренном объеме направлять в Секретариат РКИК соответствующую отчетность. Российская Федерация пока еще не ратифицировала Киотский протокол, однако подготовка к его ратификации уже ведется. В апреле нынешнего года Правительством Российской Федерации было принято решение, в соответствии с которым ряду федеральных министерств и ведомств с участием других органов исполнительной власти и других организаций дано указание разработать план мероприятий, необходимых для подготовки к принятию решения о ратификации Киотского протокола, предусмотрев в нем в частности: подготовку и представление в Правительство РФ проекта национального доклада по проблемам изменения климата; разработку проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую базу для деятельности по выполнению обязательств по Киотскому протоколу, и предложений по повышению уровня координации работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по проблемам изменения климата; подготовку проекта федерального закона о ратификации Российской Федерацией Киотского протокола. Ратификация российской стороной Киотского протокола важна еще и по следующим обстоятельствам. Для вступления в силу в полном объеме Киотских договоренностей требуется ратификация Протокола не менее, чем 55 странами - сторонами Рамочной конвенции по изменению климата, на долю которых приходится не менее 55% эмиссии парниковых газов. На настоящий момент времени протокол ратифицировали около 80 стран, в том числе все страны Европейского Союза, Япония, Мексика, Румыния, Чехия, Узбекистан, Грузия, Азербайджан, Туркмения, Монголия. Отказались участвовать в Протоколе до 2113 года США и Австралия. В сложившихся условиях ратификация Протокола Российской Федерацией имеет решающее значение для дальнейшей судьбы Киотских договоренностей. Здесь следует учитывать, что российская доля в глобальных выбросах парниковых газов составляет около 17%. Это означает, что если Россия не ратифицирует Протокол, то в отсутствии США он не может вступить в силу. Сегодня предпринимаемые Правительством РФ шаги по ратификации Киотского протокола позволяют надеяться, что документ вступит в силу до конца 2002 года. Вступление Протокола в силу определяет запуск глобальных эколого-экономических механизмов выполнения национальных обязательств. Кроме того, в целях реализации механизмов осуществления сделок по продаже (переуступке) единиц выбросов парниковых газов предполагается в ближайшее время на федеральном уровне осуществить следующие шаги: разработать и принять нормативные акты, регламентирующие участие организаций Российской Федерации в международной торговле или переуступке квот на выбросы ПГ; усовершенствовать систему государственного учета, отчетности и нормирования выбросов ПГ; сформировать государственную систему регистрации поступления и передачи квот на выбросы ПГ; утвердить порядок участия министерств, ведомств и организаций Российской Федерации в международной переуступке квот на выбросы ПГ; обеспечить в рамках федеральных целевых программ подготовку приоритетных инвестиционных проектов по снижению выбросов или увеличению поглощения ПГ; создать финансовый механизм аккумулирования и реинвестирования средств, полученных от переуступки квот, в реализацию проектов по снижению эмиссии ПГ. Активные работы по подготовке проектов, реализуемых в рамках механизмов определенных Киотским протоколом, ведутся и в ряде регионов России. Семь субъектов Российской Федерации, в том числе: Нижегородская, Архангельская, Сахалинская, Свердловская, Челябинская области, а также Республика Хакасия уже провели на собственных территориях инвентаризацию выбросов предприятиями парниковых газов, а также сделали предварительные оценки потенциала по их снижению. Администрациями этих регионов ведется проработка проектных предложений, обсуждаются механизмы их финансирования, а также осуществляются переговоры с потенциальными инвесторами. Архангельская область вышла в Правительство РФ с предложением о предоставлении области статуса пилотного региона по реализации проектов совместного осуществления и других механизмов Киотского протокола. В Свердловской области подготовлен солидный портфель инвестиционных проектов, которые при условии внешнего инвестирования могут быть эффективно реализованы по механизмам Киотского протокола как проекты совместного осуществления. Созданы и развиваются необходимые организационные механизмы для обеспечения эффективности инвестиционной деятельности, налаживаются связи между такими странами, как Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, США, которые выступают потенциальными инвесторами. Кроме того, правительство Свердловской области выступает с инициативой разработки и реализации в рамках Уральского федерального округа региональной климатической программы. Для Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, являющихся основным энергопроизводящими регионами страны, решение вопросов осуществления международного сотрудничества по сокращению выбросов парниковых газов представляет непосредственный интерес. Предприятия топливно-энергетического комплекса области являются крупнейшими в России загрязнителями атмосферного воздуха. По оценке Центра по эффективному использованию энергии выбросы двуокиси углерода от осуществления всех видов хозяйственной деятельности на территории области и автономных округов оценивается величиной свыше 65 миллионов тонн в год (4-место по Российской Федерации). Значительная часть этих выбросов обусловлена нерациональным использованием топливных ресурсов. Так, до 16 - 20 миллионов тонн двуокиси углерода попадает в атмосферу от сжигания на факелах попутного нефтяного газа, а также в результате аварий на объектах добычи и транспорта углеводородного сырья. Существенные резервы сокращения поступления в атмосферу двуокиси углерода имеются в топливной промышленности, электроэнергетике, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, где потенциал снижения эмиссии углекислого газа по самым приблизительным подсчетам оценивается в 30 - 35%. Вместе с тем, предприятия этих отраслей остро нуждаются в инвестициях на модернизацию и реконструкцию оборудования, перевод производства на современные энергосберегающие технологические процессы, повышающие эффективность использования топлива и снижающие отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Серьезной проблемой является сохранение и повышение депонирующей способности территории Тюменской области. В минувшие десятилетия здесь построено огромное количество нефтяных и газовых скважин, трубопроводов, линий электропередач, насосных и компрессорных станций, технических сооружений и производств обслуживающего хозяйства. Для прокладки транспортных коридоров и проведения коммуникаций, подготовки оснований под здания и технические сооружения, размещение образующихся отходов на обширных территориях производились вырубки лесов, разрабатывались сотни карьеров и гидронамывов, изымались земельные площади.В настоящее время площадь нарушенных земель в целом по области составляет 161,5 тысяч гектаров, свыше 76,4 тысячи гектаров загрязнены нефтью и нефтепродуктами. Из них в 2000 году было рекультивировано лишь 11,6%. Одной из причин низких темпов рекультивации является отсутствие совершенных технологий и оборудования по очистке загрязненных нефтепродуктами земель в суровых климатических условиях. На юге области имеется значительные резервы лесовосстановления, которые оцениваются величиной свыше 65 тысяч гектаров. Таким образом, потенциал Тюменской области в подготовке проектов снижения выбросов парниковых газов можно оценить как довольно значительный. Однако вслед за этим встает вопрос: каким образом перейти к реальной подготовке проектов и организации их реализации в рамках механизмов совместного осуществления? Учитывая международный и лучший российский опыт, предлагается следующий план действий: 1. Проведение на территории региона инвентаризации выбросов парниковых газов по международной методике, соответствующей требованием Межправительственной группы экспертов по изменению климата "Руководство по инвентаризации выбросов парниковых газов в России на региональном уровне". На базе проведенной инвентаризации оценка потенциала территорий и предприятий по снижению выбросов парниковых газов и увеличению их стока (поглащения). 2. На этой основе, и при участии предприятий - потенциальных исполнителей проектов организация формирования пакета предложений по снижению выбросов парниковых газов и увеличению их стока (поглощения) для инвестирования за счет средств, получаемых от сделок по передаче единиц выбросов парниковых газов. 3. Проведение переговоров с Минэкономразвитя РФ и Межведомственной комиссией при Правительстве РФ по проблемам изменения климата о включении данных проектов в федеральные целевые программы, источниками финансирования которых предполагаются средства, полученные от сделок по передаче единиц выбросов парниковых газов. 4. Организация подбора потенциальных зарубежных инвесторов проектов по снижению выбросов парниковых газов и увеличению их стоков (поглощения) и проведение с ними переговоров. Уже в ближайшее время администрация Тюменской области предполагает приступить к реализации данного плана. При поддержке Уральского центра энергосбережения и экологии разрабатывается проект технического задания на проведение инвентаризации парниковых газов, получены необходимые методические материалы и рекомендации, ведется подбор экспертов, определяются источники финансирования данной работы. Результатами инвентаризации должны явится составление топливно-энергетического баланса области и инвентаризация выбросов парниковых газов по базовому подходу. Составление топливно-энергетического баланса позволит Тюменской области видеть общую картину потребления энергоресурсов. В развитых странах этот этап является первым и необходимым этапом при реализации каких-либо программ или проектов по энергосбережению. По данным топливно-энергетического баланса можно вывести различные удельные характеристики экономического развития области, например удельный расход топлива на единицу ВВП, что позволит сравнить энергоёмкость Тюменской области с другими регионами и сделать выводы для дальнейшего развития топливно-энергетического хозяйства региона. Инвентаризация парниковых газов по базовому подходу позволит иметь реальные данные по их выбросам и поглощению в различных отраслях и секторах экономической деятельности, на конкретных предприятиях и объектах. В целом полученные данные должны составить ту основу, которая позволит выявить инвестиционный потенциал области от сокращения выбросов парниковых газов, определить конкретные точки приложения усилий, дать объективную картину эффективности предполагаемых инвестиций. Хочу также отметить, что было бы целесообразным скоординировать указанные работы в масштабах всего региона, что позволило бы четко обозначить однотипные проблемы, характерные для юга области и автономных округов, а также расширить масштабы разрабатываемых проектов, повысив тем самым их инвестиционную привлекательность.

Актуальное