Павел Митрофанов: ""Теневые производители древесины и пиломатериалов не дают сделать цены на рынке прогнозируемыми"

В общем объеме производства Тюменской области 5,1% приходится на лесную и деревообрабатывающую промышленность. И если 2000 год лишь девять из двадцати предприятий отрасли завершили с прибылью, то в прошлом году динамика изменилась в лучшую сторону. О ситуации в отрасли в интервью "Уралинформбюро" рассказал первый заместитель губернатора Тюменской области Павел Митрофанов. Уралинформбюро: Павел Петрович, как Вы оцениваете итоги деятельности предприятий лесопромышленного комплекса Тюменской области в текущем году? П.Митрофанов: Следует отметить, что лесной комплекс Тюменской области находится на подъеме. В 2001 году впервые с начала 90-х годов предприятия в целом сработали с прибылью. Положительная динамика сохранятся и в этом году. По предварительным данным, в I-III кварталах в сравнении с аналогичным периодом прошлого года лесопромышленные предприятия увеличили объем производства более чем на 25%. При этом флагманы отрасли достигли темпов роста более 50%. Лидерами здесь являются мебельные предприятия, чье производство наиболее рентабельно, отстают же пока лесозаготовители. К сожалению, такому положению дел есть объективные причины. Во-первых: лесозаготовители имеют самый изношенный в отрасли технический парк. Во-вторых, районы заготовок все более удаляются от магистральных и крупных лесовозных дорог, а строительство новых - пока непосильная задача для лесозаготовителей. Все это сдерживает объемы заготовок. Областными лвастями разработан комплекс мер по повышению объемов заготовок, в том числе, предполагается компенсировать процентные ставки по кредитам, оформленным в коммерческих банках, реализовать программу лизинга лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники. Например, только программа компенсации процентных ставок позволила предприятиям, включенным в нее, увеличить объемы переработанного сырья и объемы производства продукции более, чем на 40%. При этом налоговые отчисления предприятий во все уровни бюджетов увеличились более, чем на 80%. Это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении. - Как Вы можете прокомментировать разработанные Министерством промышленности, науки и технологий РФ проект основных направлений развития лесной промышленности России до 2015 года, а также условия их реализации? Привлекались ли к разработке данных документов представители администрации Тюменской области? П.М: Проблема всех разрабатываемых федеральной властью концепций развития, и лесопромышленного комплекса в том числе, состоит в том, что в конечном итоге они приводят к централизации процесса принятия решений на федеральном уровне и сокращению участия в нем региональных органов власти. Между тем, полноценной, работоспособной любая концепция может быть только при условии, что в ее разработке принимают участие все заинтересованные организации, ведомства, общественные объединения и ассоциации. Вот этого то и недостает всем проектам федерального правительства. Считаю, что только участие представителей регионов в разработке может сделать такие концепции жизнеспособными, полезными для развития и регионов, и России в целом. Сейчас мы проводим работу по созданию совместной рабочей группы с участием регионов по разработке основных принципиальных положений Лесного кодекса РФ, планируется проведение консультаций по всем основным проблемам развития ЛПК. - Павел Петровчи, что, по-Вашему, необходимо предпринять для преодоления одной из главных проблем отрасли - ее сырьевой ориентированности? Какие шаги в этой связи предпринимает администрация Тюменской области? П.М: Абсолютные цифры затрат на заготовку древесины на порядок меньше сумм, необходимых для создания предприятия по глубокой переработке древесины, а цена сырья на мировом рынке достаточна, чтобы получать неплохую прибыль, просто торгуя пиловочником. Тем более, что рынок пиломатериалов и столярных изделий, особенно западный, предъявляет очень жесткие требования по качеству товара и ритмичности поставок. Отсюда предпочтение к вывозу сырья, не создавая прибавочную стоимость в своей стране. А это и потерянные налоги, рабочие места, и валовый внутренний продукт. Особенно это актуально для приграничных районов России. В Тюменской преобладает другая проблема - необходимо значительно увеличить объемы заготовок сырья в регионе, чтобы загрузить большие деревообрабатывающие мощности юга области. Для этого региональные власти совместно с территориальным подразделением Министерства природных ресурсов РФ определили перечень мероприятий по повышению использования лесных ресурсов области. Это и более широкое внедрение арендных отношений, и оптимизация механизма лесных аукционов, и предложения по строительству лесовозных дорог, и мероприятия по вовлечению в деловой оборот леса, вырубаемого по санитарным рубкам и рубкам ухода. - Еще одной ключевой проблемой в ЛПК считается фрагментарность отрасли и ее непрозрачность. Какие пути решения этой проблемы предлагают власти Тюменской области? П.М: По нашему мнению, для полноценного развития лесной отрасли Тюменской области, да и России в целом, необходимо создание эффективной и взаимодополняющей системы малых, средних и крупных лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий в зависимости от специфики производства (понятно, что картонно-бумажные комбинаты нельзя отнести к малому бизнесу по определению), районов деятельности, обеспеченности сырьевыми ресурсами, удаленности от потребителей. И в Тюменской области планируется двигаться именно в этом направлении: в разумном сочетании крупных производств и комбинатов (сосредоточенных, в основном, в Тюмени и имеющих большой экспортный потенциал) с системой предприятий малого и среднего бизнеса, удовлетворяющими потребности местных рынков в недорогой лесопродукции. Что качается, непрозрачности. Такая проблема существует, и в Тюменской области она оказывает очень серьезное влияние на рынок лесо- и пиломатериалов. Влияние это в основном, отрицательного свойства, так как наличие теневого, "серого" рынка сырья и пиломатериалов не позволяет сделать цены на рынке стабильными, прогнозируемыми, обоснованными. В результате бюджеты различных уровней недополучают серьезные суммы, а это уже проблема социально-экономического благополучия региона в целом. Администрация области проводит работу и в данном направлении. Достаточно сказать, что в октябре 2002 года в Тюменской области была создана межведомственная комиссия по контролю за эффективностью использования лесных ресурсов региона, куда вошли представители силовых структур, таможни, пограничной службы, областных ведомств, Ассоциации лесозаготовителей и деревообработчиков. Цель работы комиссии одна - остановить бесконтрольную браконьерскую вырубку леса, его контрабанду в соседние регионы и государства, выявить "теневых" производителей и торговцев лесо- и пиломатериалами. И серьезные лесопромышленники нас в этом поддерживают. - Насколько, по-Вашему, важно организовать постоянный приток инвестиций в лесопромышленный комплекс Тюменской области? Какие крупные инвестиционные проекты лесопромышленного комплекса реализуются сейчас в регионе? П.М: Фактически, более важной проблемы для нас сегодня и нет. Инвестиции - это все: новые рабочие места, оживление умирающих таежных поселков, увеличение заработной платы, улучшение социально- экономических показателей региона, дополнительные налоги во все уровни бюджетов, а в конечном итоге, более достойная жизнь населения региона, перспективы на будущее. К сожалению, инвестиционные потребности лесопромышленного комплекса Тюменской области сегодня можно назвать как минимум неудовлетворенными. Тому есть объективные и субъективные причины. Тем не менее, в регионе в настоящее время реализуется ряд крупных проектов, к участию в которых приглашаются все заинтересованные инвесторы. Среди таких проектов, например, модернизация ОАО "Тюменский фанерный комбинат" для трехкратного увеличения объемов производства продукции экспортного качества, проект создания картонно-бумажного производства, строительство нового завода пластмасс. В последнем очень заинтересованы практически все крупные предприятия ЛПК области. Общая сумма инвестиций в лесопромышленный комплекс региона сегодня оценивается не менее, чем в 1,5 миллиарда рублей. - Павел Петрович, насколько, по Вашей оценке, готовы лесопромышленные предприятия к вступлению России в ВТО? Нужна ли им в этом отношении какая-либо поддержка от исполнительной и законодательной ветвей власти? П.М: По моему мнению, этот вопрос нужно решать постепенно. Сегодня подавляющее число предприятий лесопромышленного комплекса не готовы на равных конкурировать с производителями из Европы и Юго-Восточной Азии. Причиной этому является слишком низкая эффективность производства и производительность труда. Надеюсь, что федеральные органы власти осознают это и приложат усилия по защите отечественного товаропроизводителя, ведь без государственной поддержки отечественным промышленникам придется очень тяжело в конкурентной борьбе. Наверняка, нужно создать систему налоговых и таможенных мер по защите отечественные товаропроизводителей, хотя бы на переходный период. - Какова, по-Вашему, роль таможенной политики в развитии лесопромышленной отрасли? П.М: Взвешенная таможенная политика могла бы стать одним из факторов роста производства в лесопромышленном комплексе. К сожалению, в нынешнем своем виде, она является сдерживающим фактором. Хотелось бы, чтобы таможня имела не только фискальные функции, но и помогала развиваться отечественным предприятиям. Для содействия развитию наших промышленников со стороны таможенных органов требуется две основные вещи: ввозные пошлины, стимулирующие ввоз передового перерабатывающего оборудования, и вывозные таможенные пошлины, стимулирующие экспорт готовой продукции. Только создание условий для производства качественной продукции по мировым стандартам позволит отчественным лесопромышленникам, да и представителям других отраслей, относительно безболезненно принять жесткие правила игры на мировом рынке. Интервью подготовила Юлия СИЛЬЧЕНКО