Правительство России жмет на газ

В то время как надо давить на тормоз.

Правительство России в конце июля намерено предложить поправки в налоговое законодательство. По данным СМИ, планируется повысить налоги на добавленную стоимость и на доходы физических лиц. Но эти меры, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", поспособствуют еще большему торможению национальной экономики и уходу малого бизнеса в тень.

Эксперты утверждают, что для пополнения дефицитных региональных бюджетов – ради чего Минфин РФ и затеял изменения в законодательстве – повышать налоговые ставки не следует. И напоминают, что в федеральном бюджете лежит без движения почти 8 триллионов рублей. Они убеждены, что решение проблем субъектов Федерации – в грамотном перераспределении финансовых потоков внутри страны.

Прогнозируется, что в 2014 году НДС принесет в российскую казну 3,7 триллиона рублей, в 2015-м – 4,2 триллиона. Повышение нынешней ставки на 2% увеличит поступления на 500 миллиардов рублей. Дополнительные средства пойдут на латание дыр в региональных бюджетах, которые, как утверждает министр финансов РФ Антон Силуанов, 38% своих расходов направляют на зарплату работников социальной сферы.

По данным директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, дефицит региональных бюджетов вырос за 2013 год с 278 до 642 миллиардов рублей. Количество субъектов, в которых расходы превышают доходы, достигло 77, то есть с "дырявой" казной живет практически все территория страны.

Налог на добавленную стоимость – один из наиболее хорошо собираемых налогов в Российской Федерации, поскольку от него трудно уклониться. Поэтому стремление правительства решить с его помощью финансовые проблемы вполне понятно.

Однако, как отмечает директор ЗАО "Ассоциация "Налоги России" Игорь Теущаков, НДС выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию. С его помощью правительство управляет деловой активностью в стране: если экономика чересчур разогревается и возникает перепроизводство товаров, налоговые ставки повышают, если наступает стагнация, то снижают, стимулируя рост.

Об экономическом росте в России сегодня говорить не приходится. Тенденция, как известно, прямо противоположная. Поэтому, прогнозирует эксперт, сугубо фискальная мера властей приведет к еще большему замедлению экономики – с соответствующими последствиями для бюджета.

Налог на доходы физических лиц по собираемости почти сравнялся с НДС. Повышение ставки НДФЛ на 2% существенного влияния на бизнес не окажет. Почти все крупные и средние предприятия, утверждает Теущаков, работают "в белую", и увеличение налогового пресса на заработную плату не заставит их уйти "в тень", поскольку фонд оплаты труда составляет в их расходах не столь значимую величину.

Иное дело – малый бизнес. В его структуре затрат зарплата и аренда занимают солидную долю. Поэтому "малыши" очень болезненно реагируют на увеличение нагрузки на фонд оплаты труда: в частности, рост отчислений в социальные фонды заставил многих предпринимателей переместиться в "серую" зону. В итоге малый бизнес отчисляет с заработной платы в казну примерно половину от того, что должен.

По оценке Теущакова, повышение социальных налогов дополнительных доходов бюджету не принесло. Не принесет и повышение НДФЛ, поскольку малый бизнес, приготовившийся было выйти из "тени", теперь этого точно делать не будет. Но, благодаря крупному бизнесу и бюджетникам, рост поступлений от НДФЛ все же произойдет. Другое дело, что значительная часть дополнительных сборов будет потрачена на увеличение заработной платы тем же бюджетникам.

Манипулирование налоговыми ставками вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Часть экспертов напомнили слова Антона Силуанова двухлетней давности: "Налоговая система не должна быть источником закрытия дефицита бюджета". Министр тогда считал, что дополнительные расходы необходимо покрывать за счет богатых потребителей.

Однако принятый вскоре "налог на роскошь" (дорогие автомобили и недвижимость) вызвал лишь насмешки. Доктор экономических наук Михаил Делягин увидел в существующей системе налогообложения "перекладывание ответственности богатых на тех, кого они грабят". Он вообще не считает необходимым повышать налоги для всех без исключения граждан – тем более, когда 80% населения России находится за чертой бедности.

В первой половине 2014 года сверхдоходы федерального бюджета составили 402 миллиарда рублей. Они образовались, в том числе, и благодаря более высокой собираемости налогов. Всего же "лишних" денег у правительства скопилось 7,8 триллиона рублей. Этих средств, по мнению Делягина, достаточно для того, чтобы шесть месяцев не взимать налоги и прочие сборы.

Бюджетный кризис в субъектах Федерации, полагает эксперт, организован искусственно. Причина стагнации региональных экономик лежит в политической плоскости: с одной стороны, власти находятся в плену глобального бизнеса, а с другой – унитаристской модели построения государства, предполагающей централизацию финансовых потоков в одних руках. В данном случае, в московских.

Вывод из этого простой: надо справедливо перераспределить налоги между центром и регионами. Это, в конце концов, вопрос выживания российской глубинки. Что же касается собственно налога на добавленную стоимость, то в интересах российской экономики, как полагает доктор экономических наук Владимир Фролов, следовало бы снизить его на три - пять пунктов.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ