Военные скачки

На кону – эффективность российского ОПК.

Промышленники Свердловской области потребовали возродить в стране планирование. По их мнению, если власти не будут регулировать экономику, то про замещение импортной продукции придется забыть. Производственники утверждают, что огромное количество структурных перекосов, накопившихся в ходе рыночных реформ, препятствует развитию предприятий и целых отраслей – например, оборонно-промышленного комплекса. 

Эксперты между тем считают, что возвращения государства в экономику явно недостаточно, чтобы совершить технологический рывок в промышленности. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", деньги, потраченные на импортозамещение, будут выброшены на ветер, если во главу угла власти не поставят экономическую эффективность, а не чьи-то корыстные интересы.

Специалисты утверждают, что заменить украинские комплектующие россиянам будет очень непросто. Основная сложность, полагает директор по развитию практики компании "Оргпром" Роман Партин, заключается в том, что часть технической документации, разработанной в СССР, уже утеряна. Воспроизвести же изделие не так-то просто: есть технологические нюансы в обработке либо сборке, без знания которых не добьешься нужного результата. Поэтому многое, видимо, придется создавать с нуля: технологию, оснастку, методику обработки и т.д.

Светлых голов в ОПК хватает, но возникает вопрос: когда будет результат и сколько это будет стоить?  В России, утверждает Партин, лишь 10% предприятий ОПК заботятся об эффективности производства. "Приходишь иной раз на завод, – рассказывает он, – и  диву даешься: самый простой клапан стоит астрономических денег. Начинаешь разбираться – оказывается, что менеджеры все еще живут в Советском Союзе: деньги заморожены в запасах, учет ведется вручную, качество хромает: вместо десяти комплектов в производство запускается 50, из которых до сборки доходит лишь четыре. Деньги на завод приходят, а потом так же и уходят, не принося нужного результата".

Низкая эффективность российской оборонки, полагает эксперт, кроется в отсутствии планирования и слабой организации производства. Менеджеры предприятий привыкли выпускать комплектующие десятилетиями и поставлять их вагонами. Сейчас так уже не получится: технологии, модели и потребности заказчиков меняются очень быстро. Соответственно, надо и по-другому организовывать производственные процессы, выстраивать логистику, конструировать изделия.

Часть промышленников это понимает: например, предприятия авиапрома довольно успешно занимаются  развитием производственных систем. Но далеко не все их партнеры готовы работать по-новому, то есть поставлять комплектующие не тогда, когда могут, а тогда, когда надо. Без вмешательства государства, полагает Роман Партин, вопросы поставок решить не удастся.

Предприниматели называют и другие причины, по которым власти должны взять на себя роль регулятора. По мнению председателя комитета по энергетике Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области Валерия Родина, пора наводить порядок в ценообразовании. Реформа электроэнергетики не привела к снижению тарифов – скорее, наоборот, потому что существенно выросли транзакционные (то есть непроизводственные) издержки.

Логики при установлении цен не стало: промышленность (оптовый потребитель) платит за киловатт больше, чем население (розница), передача электроэнергии обходится дороже, чем ее производство, стоимость доставки топлива не всегда зависит от километража. Преобразования в отрасли, полагает Родин, не пошли на пользу энергетике. Тариф искажен, и дальше так работать нельзя.

Кроме того, экономика страны сегодня совершенно разбалансирована. Координации между отраслями нет, предприятия не знают, что они будут делать завтра. Это сильно сдерживает рост внутреннего валового продукта. По мнению В.Родина, составлять балансы и координировать планы развития следует на уровне регионального правительства. Проблема, однако, в том, что роль государства значительно выросла, а в Свердловской области уже почти год нет министра промышленности. 

Заместитель председателя Совета главных конструкторов Свердловской области Андрей Мисюра полагает, что без консолидации усилий чиновников, инвесторов и промышленников программа по замещению импортных комплектующих для ОПК реализована не будет. По его словам, крупный бизнес сегодня кредитуется за счет поставщиков. Малые и средние предприятия на свой страх и риск вынуждены нести затраты на НИОКР, на якобы добровольную сертификацию, на испытание опытных образцов и подготовку к серийному производству.

Затраты эти можно компенсировать лишь после победы в тендере, а вот этого "малышам" никто гарантировать не может, потому что у них нет лоббистов. Более того, "крупняк" выторговывает отсрочку платежа после полной поставки оборудования, и обращаться за поддержкой инновационным предприятиям некуда. Мисюра считает, что роль регулятора в отрасли должна взять на себя власть – в противном случае об инновациях придется забыть.

Правда, подчеркивают эксперты, не надо забывать о том, что российское государство в его нынешнем виде может и навредить делу. Р.Партин убежден, что в правительстве обязательно столкнутся две группы влияния: одна из них будет настаивать на выделении денег эффективным предприятиям, а другая – "нужным" предпринимателям. Если перевесят чьи-то личные интересы, то на импортозамещении можно смело ставить крест: не будет ни денег, ни комплектующих.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное