Американцев просят на выход

С технологиями в охапку.

Компания ExxonMobil намерена до 26 сентября 2014 года свернуть разведочное бурение в Карском море. Совместный проект с "Роснефтью" стал жертвой санкций США, которые запретили своим бизнесменам оказывать нефтесервисные услуги российским партнерам. Сегодня эксперты ломают голову над тем, сможет ли "Роснефть" завершить работы самостоятельно.

Между тем, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", до начала 2000-х нефтегазовые компании России прекрасно обходились без иностранцев. Более того, так называемые современные технологии бурения – это старые советские наработки, которые американцы модернизировали и сейчас испытывают на арктическом шельфе и при добыче углеводородов из сланцев.

Опытные геологи полагают, что "экспериментаторы" лишь губят месторождения, а потому предлагают перейти на качественно иной уровень технологий. Но российские компании под разными предлогами отказываться их применять – причина кроется, возможно, в том, что государство выпустило нефтесервис из своих рук. 

Массовый заход в российский ТЭК иностранных компаний начался в начале 2000-х годов. Сегодня они, как утверждает президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль, занимают на рынке нефтесервиса около 25%, оказывая услуги по бурению и ремонту скважин на 6 миллиардов долларов в год. 

Нашествие "варягов" окончательно добило российскую геофизику как отрасль. По словам заведующего кафедрой Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Александра Лобусева, технологии и цены в нефтесервисе диктуют исключительно западные компании. Мало производит Россия и специализированного оборудования – особенно для горизонтального бурения и гидроразрыва пласта.

Работа иностранцев на российском рынке не радует профессора Тюменского нефтегазового университета Валентина Паникаровского. Специалисты американской компании Schlumberger, рассказывает он, приезжают на готовую скважину, разрывают за большие деньги пласт и уезжают, не заботясь об увеличении дебита. Именно поэтому, утверждает профессор, от их услуг отказались арабский Восток и Бразилия. 

В присутствии американцев на российских месторождениях Паникаровский не видит смысла: химреактивы отечественные они не покупают, технологии не передают, результат не гарантируют – и при этом ежегодно увозят за свои услуги 3 миллиарда долларов. Сотрудничество с ними выглядит довольно странно: например, в Уфе производится жидкость для промывки скважин, а российские компании покупают в США только что изобретенный аналогичный препарат и везут испытывать на свои промыслы. Объяснить это можно только чьим-то личным интересом.

Член-корреспондент РАН Иван Нестеров и вовсе считает, что американцы губят месторождения, закачивая в пласт по 7 кубометров воды на 1 тонну нефти, в то время как в советское время разрешалось закачивать не более 1,2 кубометра. Гидроразрыв пласта в СССР начали делать еще в 1956 году. Оборудование для технологического процесса также изготавливали сами. Правда, за последние пятнадцать лет нефтегазовое машиностроение России пришло в упадок, но гнаться за американцами, полагает эксперт, смысла нет: придуманы более оригинальные технологии, которые ставят крест на гидравлическом разрыве пласта.

Нестеров утверждает, что ему с коллегами удалось разработать технологию, которая не требует закачки воды в пласт, объединения низкодебитных скважин в кусты, строительства дожимных станций и так далее, что позволяет экономить миллиарды рублей. "Мы научились, – говорит ученый, – управлять давлением, изменяя химический состав веществ под землей, что позволяет добывать из скважины не сырье, а готовый бензин. Подобный нефтеперерабатывающий завод не разбомбить даже ядерной бомбой. Я уверен, что американцы не додумаются до такой технологии". 

Проблема, однако, в том, что российские нефтяники предпочитают добывать и вывозить за рубеж не бензин, а сырую нефть. Почему так? У Александра Лобусева есть на этот счет своя версия: у наших хорошо с мозгами, а вот с реализацией идей – не очень: проще заплатить посредникам, чем претворять задумки в готовый продукт собственными руками. Кандидат технических наук Юрий Терехов из НПП "Энергомаг" видит более прозаическую причину: незаинтересованность сотрудников нефтегазовых компаний.

Научное предприятие, которое он представляет, разработало излучатель для повышения проницаемости коллекторов при добыче трудноизвлекаемой нефти. Прибор получил хорошие отзывы в Китае и Казахстане, а вот в Нягани возникли проблемы. Российским сервисным компаниям не понравилось, что излучатель позволяет очищать скважины не за две недели, а за три дня. "Работяги" открыто поинтересовались: "Внедрим мы ваши излучатели, а сами куда потом денемся?"

Эксперты считают проблему безработицы надуманной: на тюменском Севере брошены тысячи скважин – работы хватит всем. Причина прохладного отношения к инновациям, скорее всего, кроется в нежелании сотрудников нефтегазовых компаний рисковать: если новая технология зарекомендует себя хорошо, то придется объяснять начальству, "где они были раньше", а если плохо – тем более "получат по шапке".

Как бы то ни было, санкции вынуждают российский бизнес перестать молиться на Америку и поискать пророков в своем Отечестве. И начать придется нефтяникам и газовикам, на которых это Отечество во многом держится.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ