Владимир Якунин положил глаз на СШХ

Ради финансирования РЖД.

Россия разворачивает борьбу за Арктику. Геополитические новеллы требуют решения сразу нескольких стратегических задач.

Об оборонной пока говорится немного. Больше разговоров о добыче широкого спектра полезных ископаемых, часть из которых импортировалась, а в условиях экономических санкций становится для России недосягаемой. И о транспортной стратагеме, которая позволила бы открыть кратчайшую дорогу между Западом и Азией.

Ямало-Ненецкий автономный округ, отождествляемый большинством россиян с газовой кладовой страны, должен стать новым магистральным узлом. Возводимый порт Сабетта - ворота Северного морского пути. А 700-километровый Северный широтный ход – подъезд к ним.

На СШХ власти ЯНАО возлагают большие надежды – он должен снять транспортные ограничения на территории автономного округа, открыть свободный доступ к сырьевым запасам Ямала, связать населенные пункты арктического региона с центральной промышленной зоной России.

Серьезные перспективы для страны видит в проекте Владимир Путин, который в 2013 году дал отдельное поручение всем участникам строительства СШХ активизировать работу по его реализации. Квартет участников – правительство Ямала, ОАО "Корпорация Развития", Газпром и Российские железные дороги.

Предполагается, что два национальных монополиста построят 400 из 700 километров пути. На Газпром возложено усиление станции Обская-2 и достройка участка Надым - Пангоды. РЖД достраивает отрезок Новый Уренгой – Коротчаево.

Корпорация Развития вместе с ямальскими властями возводят порученные объекты "с нуля". В частности, полным ходом идет строительство уникального моста через реку Надым. В будущем году по нему будет открыто автомобильное движение.

Корпорацией проведены все необходимые подготовительные мероприятия, согласована грузовая база проекта с основными грузоотправителями, подготовлены финансовая модель и организационно-правовая база проекта. Получено положительное заключение на финансирование проекта СШХ из Фонда национального благосостояния на возвратной основе. А также разрешение на строительство ветки Салехард - Надым от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

А что же российские гиганты? Алексей Миллер и Владимир Якунин сказали немало красивых речей о Северном широтном ходе, но дальше слов дело не идет. Где этот проект в инвестиционной программе РЖД?

И вдруг в кулуарах заговорили о том, что Якунин готов "подмять" СШХ под себя. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", главным железнодорожником страны движет меркантильный интерес. Северная магистраль кроме поддержки президента РФ имеет и защищенную строку в ФЦП "Развитие транспортной системы России" (2010-2020).

Западные санкции обрубили доступ российских монополистов к зарубежным кредитам. Да и инвесторов из-за кордона резко поубавилось. В этой ситуации не то что доллар, рубль становится золотым.

Месяц назад появилась информация, что инвестпрограмма РЖД на 2015 год может быть урезана с 415 миллиардов рублей на 6%. При этом только на реализацию первоочередных мероприятий развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до 2016 года требуется 291 миллиард рублей.

В целом руководство Российских железных дорог оценивает дефицит инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и тяговый подвижной состав до 2020 года в диапазоне от 4,5 до 8,3 триллиона рублей в зависимости от сценария. Где брать деньги?

Владимир Якунин обратился к правительству РФ с предложением увеличить тарифы на 2015 год сразу на 10%. Кроме того, он попросил выделить РЖД субсидию в размере 45 миллиардов рублей, пригрозив в случае отказа массовыми сокращениями персонала.

Не исключено, что "соломинкой" для утопающего монополиста может стать и СШХ. Если Якунин дотянется до финансирования проекта, деньги с севера волшебным образом окажутся на восточных стройках. А строительство Северного хода застопорится.

Опрошенные эксперты солидарны в том, что это будет худшим сценарием не просто для проекта, но для страны в целом. Отставанием России на арктическом плацдарме не преминут воспользоваться западные страны, играющие мускулами у наших границ. Помнит ли об этом Владимир Якунин?

Дмитрий БУЗДАЛОВ