Легенда об импортозамещении

Времен падающего рубля.

"Заменить импортную продукцию невозможно – да никто и не собирается этого делать", – заявил на межрегиональной конференции "Точки роста экономики Большого Урала" новый министр промышленности и науки Свердловской области Андрей Мисюра. По его мнению, импортозамещение – это, скорее, легенда, с помощью которой конкурентоспособные предприятия региона намерены увеличить объемы продаж высокотехнологичной продукции на российском и зарубежных рынках.

Задача, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", вполне посильная, но для этого надо перестать плакать по поводу ухудшения экономического положения из-за санкций и начать создавать суверенную финансово-инвестиционную систему, чтобы отечественные предприятия находились в равных условиях с иностранными.

Министр Мисюра считает, что нет смысла замещать импортную продукцию в тех отраслях, где это бессмысленно (например, в автомобилестроении). Не стоит самим производить и всякую мелочь: замещать надо не болты и трубки из номенклатурного списка, а сложные изделия стоимостью свыше 50 миллионов рублей.

Именно поэтому власти Свердловской области приняли решение поддержать около 30 инженерных компетенций, в которых регион особенно силен, вытеснив с рынка с помощью организационных и финансовых мер продукцию иностранных конкурентов. Происходить это будет в секторах железнодорожного машиностроения, турбостроения, производства оборудования для ТЭК, медицинской техники, оптико-электронных систем, полимерных материалов, систем управления процессами, конструкционных материалов и т.д.

Чиновников не смущают заявления некоторых экспертов о том, что российская промышленность в нынешних условиях не способна выпускать конкурентоспособную продукцию. В частности, вице-президент компании ABB Russia Михаил Аким полагает, что рост издержек из-за высокой инфляции и отсутствие долгосрочной стратегии развития не позволит российскому бизнесу производить качественные высокотехнологичные изделия.

Кроме того, подчеркивает представитель европейского бизнеса, западные компании вложили много денег в НИОКР – их продукцию не заменить, если не сделать соответствующие вложения. Весьма существенно продвинулся по этому пути Китай, но и он развивает НИОКР благодаря офисам R&D (научные и опытно-конструкторские работы в английской транскрипции) западных компаний. Поэтому, полагает Аким, надо не замещать их разработки, а лишь разобраться, что подпадает под санкции, а что нет, и работать дальше в разрешенных направлениях.

Андрей Мисюра (еще недавно он был первым заместителем директора ФГУП "НПО автоматики") напомнил экспертам, что импортозамещение, помимо увеличения объемов производства, также призвано обеспечить промышленную безопасность России в условиях ухудшения отношений с Западом. По его мнению, российская промышленность способна выпускать конкурентную продукцию, но для этого ее необходимо поставить в равные условия с другими производителями.

В стране наблюдаются немыслимые вещи: крупные корпорации кредитуются за счет инновационных компаний, частные нефтяные компании, не вложив ни копейки в НИОКР, требуют от разработчиков новой продукции права на их интеллектуальную собственность, государство, регулярно повышая кредитные ставки для реального сектора, ждет от него конкурентной продукции при проведении тендеров. 

Как утверждает Мисюра, чудес не бывает: без продаж не может быть и конкурентной продукции. Чтобы сделать классный продукт, отработать логистику и себестоимость, нужны объемы производства. Только заняв с помощью государства российский рынок и нарастив мощности, можно на равных начать бороться с иностранными компаниями на других рынках. "Если этого не сделаем, – подчеркнул он, – будем  сырьевым придатком. Лучшее импортозамещение – это евро за 50 рублей".

"Рублевая оценка" министра промышленности не понравились некоторым участникам конференции. Заместитель руководителя Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев заметил, что надо учитывать и интересы населения, которое покупает импортные товары, учится либо путешествует за границей. Для российского общества свободное падение рубля чревато лишь ростом цен.

Эксперты-теоретики считают, что слабый рубль – результат политики, проводившейся правительством России после кризиса 2008 года. В частности, директор "Центра развития" при Высшей школе экономики Наталья Акиндинова считает, что падение темпов роста ВВП и снижение частных инвестиций кроется в противоречивой политике государства, которое, с одной стороны, улучшало деловой климат в стране, а с другой – вмешивалось в экономику, регулировало цены и т.д. 

Никаких шансов на изменение подобной политики, убеждена она, нет, и поэтому отток капитала и снижение деловой активности продолжится. Самый оптимистичный сценарий развития России Акиндинова связывает с увеличением роста цен на нефть, смягчением противостояния с Западом и отменой санкций. Причем сокращение товарооборота и зарплат присутствует и в этом прогнозе.

Другой представитель НИУ "ВШЭ" Андрей Яковлев также осудил нынешнюю экономическую политику Кремля, в рамках которой Минфин и Минэкономразвития выполняют лишь бухгалтерские функции. В этих условиях, полагает он, бизнес может рассчитывать лишь на свои силы да еще на региональные власти, которые находятся ближе "к земле".

Слова аналитика возмутили председателя Совета директоров "Корин Холдинга" Андрея Бриля: "Мы с 1988 года занимаемся новой русской народной забавой – строительством капитализма без капиталов, а в это время представители главной экономической школы страны обсуждают с нами пессимистические прогнозы и предлагают рассчитывать на свои силы". По его мнению, лучше бы теоретики занялись разработкой и созданием суверенной финансовой системы и формированием инвестиционных ресурсов в стране.

Генеральный директор ООО "Уральские локомотивы" Александр Салтаев также не был склонен обсуждать "трагедию" санкций. По его словам, европейские производители в условиях падения российской валюты предложили перейти к расчетам в рублях, а также заявили о готовности снизить цены на изделия, которые россияне собрались локализировать.

Думать, полагает промышленник, надо о другом: о расширении рынка комплектующих в России, чтобы их локализация стала рентабельной для поставщиков. "Уральские локомотивы" наращивают объемы производства, но изготовителю узлов накладно делать изделие лишь для одного заказчика – должны быть и другие производители транспортных машин в стране.

Президент группы компаний "Пенетрон-Россия" Игорь Черноголов и вовсе считает, что надо не обсуждать кризис, а искать точки роста и рынки сбыта. Предприниматель уведомил, что его компания в настоящее время строит завод сухих смесей в Казахстане и договорилась о тиражировании предприятия в Беларуси. Свое решение он объяснил тем, что правительства этих государств не на словах, а на деле занимаются поддержкой своих производителей. Делают они это с помощью знакомого до боли лозунга: "Покупай отечественное".

Намерение правительства Свердловской области двинуться в ту же сторону предприниматель только приветствует. Россия, считает он, не может позволить себе изоляционистскую политику. И стоит поблагодарить тех, кто придумал санкции: кремлевские власти наконец-то повернулись лицом к своей промышленности.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное