Ниточки тянутся в Москву

Кто выиграет от закрытия Свердловского камвольного?

История вокруг Свердловского камвольного комбината может обернуться грандиозным коррупционным скандалом. Предприятие, которое успешно работало 55 лет, в одночасье оказалось на пороге закрытия: каким-то загадочным образом монопольным поставщиком для большинства государственных потребителей стал его конкурент - Брянский комбинат. Чиновники, отдавшие распоряжение, ссылаются на указание Путина. Руководство СКК подозревает, что в произошедшем нужно разбираться надзорным органам.

Как рассказал "Уралинформбюро" гендиректор ООО "Свердловский камвольный комбинат" Игорь Васильков, на рынке "ведомственных" тканей было три основных участника - Брянский комбинат, Павловопосадский и Свердловский. "Мы находимся на рынке последние 15 лет. Каждому из ведомств поставляли примерно 25% ткани. Доля рынка у Брянска всегда была выше. Павловский Посад работал на ведомства с 30-х годов, их доля все время снижалась в пользу Брянска, но была около 40-50%", - отмечает он.

По словам исполнительного директора СКК Екатерины Даринцевой, до лета информация была закрыта, и руководство комбината не понимало, что происходит: швейные фабрики отказывались закупать продукцию, не поясняя причин. При этом у екатеринбуржцев не поменялись ни артикулы, ни ассортимент. "Нам точно известно, что о нас распространялись слухи, что мы перемаркировываем и продаем китайскую продукцию", - подчеркивает она.

Минувшим летом руководству комбината удалось получить от клиентов копии важных документов. Выяснилось, что в мае 2014 года губернатор Брянской области Николай Денин попросил Владимира Путина помочь с заказами Брянскому камвольному комбинату, например, сделав его единственным поставщиком форменных тканей для федеральных заказчиков. Президент поставил на письме резолюцию "Поддержать" и переслал вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

В июле Д.Рогозин разослал Минобороны, Роскосмосу, МЧС, МВД, ФСБ, ФМС, ФНС, ФССП, ФСКН, ФСИН, ФСО "указивки" закупать ткань только на БКК. Именно после этого екатеринбургское предприятие перестало получать ведомственные заказы.

По словам руководства СКК, пакет заказов предприятия формировался десятилетиями, ведомственный заказ - это 40%. Если СКК останется без него, то уйдет в убытки, потеряет специалистов и производственные мощности. Павлопосадский комбинат, например, уже перешел на четырехдневку. А СКК придется скоро об этом задуматься.

"На сегодня мы прилагаем все усилия, чтобы сохранить сотрудников - прядильщиц, ткачих. Сейчас на предприятии работает 281 человек. Это высококвалифицированные специалисты, таких больше не готовят. У них сдельная оплата труда, и если им станут платить на 40% меньше, они уйдут", - сетует Е.Даринцева.

Свердловский камвольный комбинат также изготавливает ткани, которые идут на производство школьной формы, мужских костюмов, форменной неведомственной одежды. Конечно, предприятие может полностью переориентироваться на них, но процесс это не быстрый - потребуется как минимум полгода, которые оно может не пережить.

"Такая перестройка не может пройти безболезненно. К таким нерыночным шагам мы не были готовы. Мы готовы были перестраиваться, но только делая это медленно, - отмечает Игорь Васильков. - На сегодня мы имеем на складах большое количество готовых тканей, полуфабрикатов, т.е "замороженные" деньги. Это 60 переделов, технологический цикл занимает 80-90 дней. Мы не можем продать эту продукцию швейникам и не можем вывести средства".

Директор подчеркивает, что в модернизацию СКК вложены сотни тысяч долларов. Предприятие обладает технологиями исключительно для производства шерстяных и полушерстяных тканей.

"Мы видим в происходящем недобросовестную конкуренцию и нарушение антимонопольного законодательства. Если это не так, пусть нам объяснят - почему у нас отняли этот рынок? Мы не участвовали в каком-либо конкурсе на выбывание, не проиграли ни в каком соревновании. Многие клиенты говорили, что наша продукция лучше брянской", - заявляет Васильков.

Свердловский комбинат отправил жалобу в ФАС, но ответ пока не пришел. Также руководство предприятия обращалось в региональный минпром, который проинформировал о ситуации главу Свердловской области Евгения Куйвашева. Пытался "замолвить словечко" перед Рогозиным и член Совета Федерации Эдуард Россель. Вице-премьер лишь посоветовал предприятию производить что-то другое. Несколько дней назад работники СКК отправили письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации.

"Дождемся ответов, и исходя из них будем корректировать свои шаги. Конечно, постараемся оптимизировать издержки, чтобы держаться на плаву. Мы умеем это делать, но нужно понять, что произошло", - резюмирует Игорь Васильков.

Юрист "Роспила-УрФО" Екатерина Петрова, ознакомившись с документами, заявила "Уралинформбюро", что ФАС должно заинтересовать распоряжение правительства, касающиеся заказа тканей у БКК.

"В своём распоряжении Дмитрий Медведев устанавливает условие о закупке сырья подрядчиками ФСО и других ведомств у определенного изготовителя тканей. В нем он ссылается на статью 111 Федеральной контрактной системы, по которой правительство РФ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе "установить способ определения поставщика ..., а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом", - отмечает она. – Но о каких дополнительных технологических и экономических преимуществах для Российской Федерации идёт речь, я не понимаю, учитывая, что Брянский комбинат является полностью коммерческой структурой с растущей ежегодно выручкой (в отличие от СКК, например)".

По мнению Е.Петровой, в данных действиях правительства есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, а ссылка на статью 111 ФКС дана неверно, потому что в распоряжении идёт речь не о каких-то конкретных контрактах, а о всех контрактах, связанных с закупкой одежды.

Весьма интересно, что наряду с распоряжением закупать ведомствам ткань на Брянском камвольном комбинате Д.Медведев подписал еще одно распоряжение: закупать вещевое имущество для российской армии только у Холдинга легкой промышленности "БТК групп" - крупной российской компании, принадлежащей основателю пивоваренной компании "Балтика" и экс-президенту "Олимпстроя" Таймуразу Баллоеву. При этом "БТК групп", в свою очередь, обязан закупать камвольные ткани для воинской формы на Брянском камвольном комбинате.

По информации с официального сайта Брянского камвольного комбината, он изготавливает более 60% объема российских шерстяных тканей, в том числе 80% форменных. Выручка БКК за 2013 год составила более 1 миллиарда рублей, при этом она на 22% выше, чем годом ранее (для сравнения, выручка Свердловского камвольного за 2013 год  в пять раз меньше - 213,4 миллиона рублей). Так неужели брянское предприятие нужно было "спасать" за счет свердловского?

Кстати, в сентябре 2014 года губернатор Брянской области Николай Денин был отправлен президентом в отставку с формулировкой "по утрате доверия". Правоохранительные органы проверяют информацию о том, что он оказывал бюджетные преференции птицефабрика "Снежка", которая принадлежит его семье.

Ксения КАБАНОВА

Еще в сюжете: Кто следующий на увольнение?