"Радуга" раздора

Или Урок правоведения от Генпрокуратуры РФ.

Отечественная юстиция одержала очередную победу над гражданским обществом. Свердловский областной суд по формальным признакам не позволил общественному движению "Михайловское" обжаловать действия прокуратуры, отказавшейся прикрыть рекреационную зону ТРЦ "Радуга-Парк", возведенную в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища.

Возникает подозрение, что чиновники от юриспруденции, утомившись от активности граждан, решили завести спор вокруг незаконной стройки в юридический тупик, инициировав изменение ряда нормативных актов. Но, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", это вряд ли поможет: закон обратной силы не имеет – да и сами изменения не могут быть внесены в силу действующего законодательства.

Представитель ОД "Михайловское" Андрей Копырин говорит, что суды не в первый раз отказывают общественникам по формальным признакам. Ранее Верх-Исетский суд не позволил обжаловать постановление главы администрации Екатеринбурга, давшего добро на строительство торгового центра "Радуга" в санитарно-защитной зоне. Документ признали ненормативным актом, время на обжалование которого составляет всего три месяца. Не получилось также обжаловать заключение Госэкспертизы – на том основании, что сам документ в виде файла не может нанести вред гражданину-истцу. Не восторжествовала законность и при обращении по случаю вырубки леса в СЗЗ – Ленинский суд Екатеринбурга согласился, что да, вырубили, но посадили больше деревьев в другом месте.

Поскольку до рассмотрения по существу законности строительства ТРЦ "Радуга" дело не доходит, имеет смысл изложить доводы общественности и прокуратуры, которая никак не желает вставать на сторону граждан.

Первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман:
Строительство ТРЦ "Радуга-Парк" законно, потому что, согласно п. 5.3 СанПиН 2.2. 1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в санитарно-защитной зоне промышленного объекта или производства, в том числе и кладбища, допускается размещение объектов торговли и общественного питания.

ОД "Михайловское":
Приравнивание кладбищ к промышленным объектам весьма пикантно, но незаконно: для регулирования воздействия кладбищ на население и окружающую среду разработаны специальные гигиенические требования, закрепленные в СанПиН 2.1.2882-11. Принятие этого документа вполне логично, поскольку СанПиН, на который ссылается заместитель Генпрокурора, предписывает устанавливать СЗЗ и их размеры, исходя из загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.).

Первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман:
Довод о необходимости применения к рассматриваемым правовым отношениям СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" является необоснованным, поскольку данный нормативный правовой акт не содержит положений, регламентирующих процедуру установления и использования СЗЗ.

ОД "Михайловское":
СанПиН 2.1.2882-11 еще как регламентирует использование СЗЗ! В частности, пункт 2.8 данного нормативного правового акта гласит: "На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов".

Первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман:
Доводы о химическом и биологическом загрязнении территории ТРЦ и прилегающих к ней водных объектов опровергнуты проверками в рамках надзорных мероприятий лабораторными исследованиями про воды и почвы.

ОД "Михайловское":
СанПиН 2.2. 1/2.1.1.1200-03 при установлении СЗЗ кладбища не предусматривает оценку риска для здоровья населения, поскольку измерить уровень заражения земли  грунтовыми водами невозможно. Именно поэтому пункт 6.1 СанПиН 2.1.2882-11 запрещает прокладку сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением городов и других населенных пунктов, по территории санитарно-защитных зон и кладбищ. В Екатеринбурге магистральный водовод проходит вдоль Широкореченского кладбища. Протянуты централизованные сети и к ТРЦ. Проведенная еще до начала строительства ТРЦ гидрогеологическая экспертиза показала, что грунтовые воды непредсказуемо поднимаются выше допускаемого санитарным законодательством уровня. С уровня кладбища эти воды вполне могут попадать на территорию "Радуги".

Первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман:
В соответствии с п.4.5 СанПиН 2.2. 1/2.1.1.1200-03, при соблюдении определенных условий допускается уменьшение СЗЗ. По заказу ООО "Интэк" были выполнены исследования атмосферного воздуха и уровня шума, которые позволили определить достаточный размер СЗЗ. На основании этих исследований главный санитарный врач РФ Анна Попова постановлением №65 от 14.10.2014 года сократила санитарно-защитную зону Широкореченского кладбища (с 500 метров до 50 – прим.ред.). Данный правовой акт не противоречит требованиям федерального законодательства.

ОД "Михайловское":
Согласны, что покойники не шумят и не пылят, но измерять загрязненность воздуха и уровень шума на объектах бактериологической опасности просто абсурдно. К тому же, согласно санитарному законодательству, сокращение СЗЗ кладбища осуществляется после его закрытия на протяжении 25 лет по мере кальцинирования костных останков.

Первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман:
Прокуратурой Верх-Исетского района Екатеринбурга направлено в суд исковое заявление к ООО "Интэк" и эксплуатирующим объекты рекреационного назначения хозяйствующим субъектам о приостановлении деятельности, осуществляемой вопреки действующему законодательству. Вступившим в законную силу решением суда от 20.11.2014 года требования прокурора удовлетворены.

ОД "Михайловское":
Данное утверждение и вовсе является служебным подлогом, поскольку районный прокурор Мухамадеев В.Б. 18.11.2014 года отказался от своих претензий к ООО "ИНТЭК" и субарендаторам в связи с изменением вышеупомянутой Анной Поповой границ санитарно-защитной зоны Широкореченского кладбища.

Мы не понимаем, зачем прокуратура рискует своей репутацией, игнорируя очевидные факты. Возможно, чиновники от юриспруденции просто ждут, когда главный санитарный врач Свердловской области точно так же сократит СЗЗ ЕМУП "Трамвайно-троллейбусное управление" и ЕМУП "Муниципальное объединение автобусных предприятий", чтобы не осталось оснований для приостановления деятельности ТРЦ "Радуга-Парк", который сегодня находится в запрещенной для его эксплуатации промышленной СЗЗ. Но к законности это не имеет никакого отношения.

Во-первых, торговый центр и рекреационная зона были построены еще до изменения границ СЗЗ Широкореченского кладбища. А, во-вторых, как бы санитарные врачи не переписывали СанПиН, остаются Градостроительный, Земельный кодексы, федеральный закон №8 "О погребении и похоронном деле", которые не позволяют так легко изменять статус земельных участков. Установление санитарно-защитной зоны по границе забора не предусматривается даже для закрытых кладбищ (на Широкореченском захоронения продолжаются до сих пор).

Без сомнения, в Генпрокуратуре РФ и нижестоящих прокуратурах, в судебной системе Свердловской области и Роспотребнадзоре работают профессионалы. Они отдают себе отчет, какие решения принимают и почему. Здравый смысл искать в их рядах по сути бесполезно. Хотя бы потому, что ни дети Александра Буксмана, ни той же Анны Поповой не ходят в екатеринбургский ТРЦ "Радуга-Парк". Глядя на опасное соседство торгового центра и кладбища, остается лишь вспомнить "мертвые срама не имут". А как же с ним у живых?

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Еще в сюжете: "Радуга" абсурда