Автопроизводители свернули с дороги

Убегая из России.

Рынок продаж иностранных автомобильных брэндов в России получает удар за ударом. Вслед за General Motors о приостановке поставок новых машин объявил южнокорейский концерн SsangYong.

Днем ранее GM из-за падения продаж принял решение к концу 2015 года полностью вывести с российского рынка марки Opel и Chevrolet. Совместное производство машин в Калининграде остановлено еще в феврале, автозавод во Всеволжске под Санкт-Петербургом закроют к середине лета. Выпуск Chevrolet Niva на совместном с ВАЗом производстве в Тольятти будет продолжен. А чисто американский модельный ряд Chevrolet в России будет ограничен дорогими спорткарами и внедорожниками.

"Пока продолжаем работать, как работали. Надо распродать остатки Opel и Chevrolet, машины есть на складах и у нас, и в Москве, запасов хватит до лета. Потом перейдем на продажи машин премиального сегмента Chevrolet-Corvette, Camaro, Тahoe, а также Cadillac. Полностью сохраняется поставка запчастей, гарантийный ремонт и сервисное обслуживание ранее проданных машин", - рассказали "Уралинформбюро" в отделе продаж автоцентра "Глазурит", работающего с брендами General Motors.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, с начала 2015 года российские продажи Opel и Chevrolet упали на 80% и 70% соответственно. В Екатеринбурге по итогам 2014 года эти показатели составили 38% и 36%. А вот SsangYong потерял в продажах 24%, но главным поводом для приостановки поставок новых автомобилей стала нестабильность рубля. Поэтому об уходе SsangYong Motor с российского рынка говорить преждевременно. Кроме того, речь идет об экспортных моделях, а не о собранных в России на совместном производстве во Владивостоке. Как только курсовая разница стабилизируется, корейские внедорожники снова пересекут российскую границу.  

Стоит отметить, что некоторые автодилеры, например, торгующие Тоyoта, Меrcedes, Volkswagen, в объеме продаж не потеряли. Эксперты не исключают, что может обостриться конкуренция за франшизы стабильно продающихся брендов, а также за те марки, которые еще остаются на рынке.

"Этот год станет провальным для автобизнеса, но автосалоны вряд ли будут закрываться. Скорее всего, пойдут по тому же пути, что и в кризисном 2009-м: в одном салоне будут продавать автомобили нескольких производителей", - делает прогноз глава комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышева.

"Некоторые продавцы еще прошлым летом начали переговоры с европейскими и японскими дистрибьюторами, чтобы пополнить линейку нишевых автомарок. Мы, например, собираемся перетянуть на себя часть французских марок и одну японскую, договоренность достигнута", - сообщил агентству представитель одного из автодилеров, реализующего американские марки машин. 

Монобрендовые автоцентры бизнес-класса делают ставку на сотрудничество с мировыми автопроизводителями, машины которых слабо представлены в уральском регионе, например, Volvo. Эксперты предполагают, что участникам рынка придется вступить в борьбу за дилерство. И неизвестно, к чему она может привести, если учесть, что на этой площадке довольно тесно от игроков.

Идеальный вариант, по их мнению, если в ситуацию вмешаются федеральные власти и оперативно пересмотрят ставки по автокредитам в сторону значительного понижения, что поможет оживить рынок продаж. Другой вариант - снизить требования к иностранным производствам в России по уровню локализации и объемам выпуска автомобилей. Сейчас, согласно требованиям, локализация производства не должна быть ниже 50%, а выпуск машин - меньше 350 тысяч экземпляров в год. 

Анатолий ГОРЛОВ

Актуальное