Экономическая политика Правительства Челябинской области в 2002 году

В конце 2001 и в начале 2002 года ухудшились основные экономические показатели, наметилась тенденция к замедлению темпов развития отраслей реального сектора экономики Челябинской области. Но изменение ситуации на мировом рынке металлов, оживление внутреннего потребительского спроса обозначили во втором полугодии 2002 года устойчивый экономический рост. С целью развития положительных тенденций и снижения влияния негативных факторов на экономику региона Правительством области была проведена большая работа по выработке, согласованию и реализации экономической политики. Основные положения этой политики прорабатывались с крупнейшими промышленными предприятиями и банками области на совещании в Магнитогорске, третьем Южно-Уральском экономическом форуме, межрегиональной конференции "ВТО и интересы бизнеса Уральского региона". С целью снижения тарифного давления естественных монополий (РАО "ЕЭС России", МПС, Газпром) на предприятия области, приводящего к увеличению их издержек,снижению прибыли, возможности по инвестированию собственных средств в производство, трудностям со сбытом продукции: - принято постановление Правительства области 19 "О состоянии и перспективах развития топливо-энергетического комплекса Челябинской области", которое утвердило План мероприятий по организации работы топливно-энергетического комплекса; - подписано соглашение о совместной работе при реформировании электроэнергетического комплекса Челябинской области с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Челябэнерго"; - организовано проведение экспертизы тарифов и оценка финансового состояния ОАО "Челябэнерго"; - Экспертным советом по тарифной политике области разработан проект Программы сокращения перекрестного субсидирования между различными группами потребителей электрической и тепловой энергии; - заключено трехстороннее соглашение о взаимодействии с МПС Российской Федерации и Южно-Уральской железной дорогой и двухстороннее соглашение с ЮУЖД на 2003 год. Итогом III Южно-Уральского экономического форума, прошедшего 10 апреля 2002 года, стало обращение участников форума к Президенту и Правительству Российской Федерации, оказавшее содействие на принятие мер Правительством России по поддержке металлургического комплекса. Областным правительством предприняты серьезные шаги по подготовке экономики области к новым условиям, связанным с присоединением России к ВТО. По итогам межрегиональной конференции "ВТО и интересы бизнеса Уральского региона", разработана программа мероприятий по подготовке предприятий и организаций области к вступлению России в ВТО и даны рекомендации для всех уровней управления. Для расширения рынков сбыта продукции, произведенной предприятиями Южного Урала, областное правительство области способствовало развитию международного и межрегионального сотрудничества. За прошедший год Правительством Челябинской области дополнительно подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом республик и областей России. Совместно с Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, "ЮжуралЭкспо", ЗАО "Восточные ворота" организована серия встреч, миссий и выставок в странах Европы, СНГ и регионах России (свыше 60 мероприятий) наиболее значимые из которых: - торгово-экономическая миссия промышленных предприятий Челябинской области в земле Рейнланд-Пфальц (ФРГ) с 30 сентября по 8 октября; - торгово-экономическая миссия промышленных предприятий Челябинской области в Киеве (Украина) 16-20 декабря; - выставка предприятий Челябинской области в Астане (Казахстан) 14-16 марта; - встреча правительственных делегаций Челябинской области и Республики Башкортостан в Учалы 17 мая; - дни Республики Татарстан в Челябинской области, визит Президента Татарстана М.Шаймиева, выставка предприятий Челябинской области и Республики Татарстан 13-14 сентября. Реализация мероприятий по развитию внутриобластной и межрегиональной кооперации, по предварительным данным, позволила обеспечить поставки металлопроката на региональный рынок в объеме порядка 1 миллиона тонн, в регионы Российской Федерации - свыше 5 миллионов тонн. Поставки грузовых автомобилей ОАО "Автомобильный завод "Урал" в регионы РФ, по предварительным данным, составят 4 200 штук, тракторов и инженерных машин ООО "ЧТЗ-Уралтрак" - 1 100 штук. Немаловажную роль в налаживании внутриобластной кооперации продолжают играть закупки для нужд области и, прежде всего, бюджетных организаций. Эта работа, помимо оптимизации расходов бюджета, позволяет существенно поддержать местных товаропроизводителей. Размещение заказов по закупкам продукции для областных государственных нужд на конкурсной основе позволило обеспечить в 2002 году экономию бюджетных средств порядка 300 миллионов рублей, что в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Увеличение в 2002 году объемов областного фонда продовольствия до 400 миллионов рублей (в 2,6 раза) позволило улучшить качество питания в учреждениях социальной сферы. В прошлом году велась работа по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата. Во многом благодаря проводимой политике господдержки, оказываемой областным правительством предприятиям, инвестирующим собственные средства в развитие производства, инвестиции в основной капитал в 2002 году составили 31,5 миллиарда рублей (1 миллиард долларов США). В 2002 году в областном бюджете были предусмотрены расходы (около 30 миллионов рублей) на оказание государственной поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, в том числе, в сфере малого бизнеса. За 9 месяцев 2002 года объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от реализации этих проектов увеличился почти на 100 миллионов рублей, создано 846 новых рабочих мест, привлечено 422 миллиона рублей дополнительных финансовых ресурсов. Бюджетная эффективность составила около 10 рублей на каждый вложенный рубль. В 2002 году особое внимание уделялось вопросам совершенствования нормативно-правовой базы, финансовой, информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства: - разработаны и реализуются ряд постановлений губернатора области по улучшению предпринимательского климата Челябинской области и снижению административных барьеров; - 27 ноября проведен IV Съезд представителей малого бизнеса; - разработана и принята "Программа развития малого предпринимательства на 2003-2005 годы"; - 20 декабря проведена конференция "Развитие малого бизнеса" для глав муниципальных образований; - в 19 городах и районах области для субъектов малого предпринимательства проведены краткосрочные выездные семинары. В результате реализации принятых мер доля налоговых поступлений от этого сектора экономики в консолидированный бюджет области увеличилась с 5% в 1999 году до 10% в 2002 году. Благодаря совместным усилиям структурных подразделений областного правительства и депутатов Госдумы РФ в проект федерального бюджета на 2003 год включены 76 объектов на сумму более 250 миллионов рублей (против 9 объектов на сумму 30 миллионов рублей в 2001 году и 21 объекта на сумму 190 миллионов рублей в 2002 году). Реализован комплекс серьезных мер по улучшению положения дел в сельском хозяйстве. Выделены бюджетные кредиты в сумме 371 миллион рублей для проведения посевных и уборочных работ, погашения задолженности сельхозпроизводителей по электроэнергии. Из областного бюджета выделено 255 миллиона рублей для поддержки и развития сельского хозяйства. На приобретение сельскохозяйственной техники на условиях лизинга было выделено 350 миллионов рублей. За счет этих средств были закуплены 233 зерноуборочных комбайна и другая сельскохозяйственная техника. Инвестиции в агропромышленный комплекс области в 2002 году составили около 1 миллиарда рублей. Для снижения "теневого" оборота наличных денег, усиления контроля за финансовыми потоками и повышения регионального инвестиционного потенциала разработана и реализуется "Программа развития безналичных расчетов Челябинской области с использованием пластиковых карт на 2002-2005 годы". По итогам конкурса Минэкономразвития России по отбору заявок на реализацию проектов в рамках программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" Челябинская область признана победителем по двум проектам: "Проект создания автоматизированной системы госзакупками Челябинской области" и "Создание Челябинского областного сегмента распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации". Проводилась работа по подготовке управленческих кадров в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы), а также дополняющей ее областной Программы "Эффективный директор" - в рамках Президентской программы обучалось 128 человек, в программы "Эффективный директор" - 34 человека. На Всероссийском совещании по проблеме подготовки кадров Челябинская область признана одной из лучших в России. Подводя итоги прошедшего года, можно отметить, что, несмотря на сложные макроэкономические условия, в результате проводимой областным правительством активной экономической политики в 2002 году сохранилась стабильная ситуация в экономике области и достигнуты положительные результаты развития. По итогам 2002 года валовой региональный продукт вырос в сравнении с предыдущим годом на 2,9%. Объем промышленной продукции составил 102,6% к уровню 2001 года. Наиболее динамично в 2002 году развивались такие значимые для экономики области отрасли, как черная металлургия (+5,9%) и цветная металлургия (+5,6%). Объем сельскохозяйственной продукции составил 17,6 миллиарда рублей и в реальном выражении увеличился к уровню 2001 года на 2,2%. В бюджеты всех уровней (без ЗАТО) поступило налоговых и неналоговых платежей на 19,2% больше, чем в 2001 году. Поступления в консолидированный бюджет области выросли на 36,2%. Рост реальной заработной платы, как и в предыдущие годы, значительно превысил рост объема производства и составил 113,2% к январю-ноябрю 2001 года. Реальные доходы населения выросли на 6,5%. Оборот розничной торговли вырос на 13,2%, платные услуги населению - на 2,8%. Замедлился рост цен - с начала года потребительские цены выросли на 12% (в 2001 году - на 24,8%). Документ предоставлен комитетом по экономике администрации Челябинской области

Актуальное