О чем Пумпянский хочет, но не может сказать Куйвашеву

На собрании промышленников и предпринимателей.

Министерство экономики Свердловской области направило экспертам проект Стратегии развития региона до 2030 года. Власти рассчитывают до конца года определиться с приоритетами, которые позволят предприятиям Среднего Урала успешно конкурировать на российском и международном рынке в ближайшие десятилетия.

Между тем есть большие сомнения, что поставленная цель будет достигнута: как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", экономика развивается только в том случае, когда стратегические приоритеты находятся в жесткой увязке с бюджетной и инвестиционной политикой. Представители же инновационного бизнеса утверждают, что они у государства числятся в пасынках: даже госкорпорации не спешат вкладываться в отечественные технологии.

Но об этом противоречии вряд ли будут говорить на майском ежегодном собрании Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, поскольку и бизнес, и власти встроены в чрезвычайно жесткую систему экономического федерализма, которая убивает всяческую инициативу.

Примечательно, что проект Стратегии-2030 отказались комментировать "Уралинформбюро" как в СОСПП, так и в Уральской торгово-промышленной палате. Потому как будущее экономики Среднего Урала находится в густом тумане. Властям региона, разумеется, хотелось бы, чтобы промышленность модернизировалась, создавала новые высокопроизводительные рабочие места, выдавала на гора передовые технологии, но действительность-2015 совсем другого порядка.

Директор компании DivaOra Group Ольга Ошуркова утверждает, что в Свердловской области растет безработица. Официальная статистика этого не отражает лишь потому, что люди игнорируют биржу труда. Сокращаются рабочие места на крупных промышленных предприятиях, остаются не у дел маркетологи и "продажники".

По данным руководителя аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаила Хорькова,  в бизнес-центрах на конец марта пустовало до 20% офисных площадей. Объясняется это сокращением общей деловой активности. О ситуации в экономике красноречиво говорит тот факт, что сегодня в глубоком кризисе пребывают уличная торговля, ресторанный бизнес, сектор развлечений, туриндустрия. Как известно, прежде чем потратить деньги, их надо где-то заработать, а с этим проблемы.

Чтобы понять, почему базовые отрасли Свердловской области не генерируют экономический рост, достаточно посмотреть на результаты социологического опроса промышленников, проведенного Агентством деловых коммуникаций по заказу СОСПП. Подавляющее большинство опрошенных не понимает, зачем Россия с таким упорством рвалась в ВТО, если вступление в эту организацию не упростило таможенное регулирование, не увеличило возможности по сбыту продукции, не сделало доступнее рынки капитала и труда. Бизнес считает государственные меры поддержки неэффективными, а политику властей – непредсказуемой. Вот и нет результата в виде перспективных отечественных товаров и технологий.

Характерный пример – микроэлектроника. Президент холдинга "Микрон" Борис Зырянов говорит, что после того, как американцы перестали поставлять целую номенклатуру микропроцессоров, к российским комплектующим, помимо военно-промышленного комплекса, стал проявлять интерес и гражданский сектор, включая дилеров, торгующих иностранной продукцией. О счастье! Но предприятие не может обеспечить в нужных объемах программное обеспечение и ту номенклатуру изделий, которую американцы почти сорок лет разрабатывали при поддержке государства.

Зырянов напоминает, что Стив Джобс свой Apple не на коленке делал. Всемирно известная компания родилась после того, как менеджер получил контракт на оснащение школ своими компьютерами. В России же заказ на продукцию "Микрона" лишь декларируется. Президент Путин пообещал холдингу открыть дорогу на внутренний рынок, поскольку это очень важно с точки зрения импортозамещения, но пока никаких контрактов со стороны "Роскосмоса" и других федеральных структур нет. Китайские производители серверов откровенно смеются, когда узнают, что "Микрон" делает микропроцессоры без поддержки государства.
Член общественного света при министерстве экономики Свердловской области Ирина Тургель не удивляется тому, что Россия не может реализовать многие свои стратегические задумки. Декларируемые высшим руководством страны цели не подкреплены соответствующей инвестиционной и налоговой политикой. Что-то могло бы измениться, если бы бюджетные приоритеты жестко увязывались со стратегическими задачами, но это невозможно при довольно высоких социальных расходах федерального бюджета.

У регионов же не может быть своих приоритетов, поскольку они не имеют стабильной налоговой базы и встроены в чрезвычайно жесткую систему взаимодействия чиновников различного уровня и бизнеса. Выйти за рамки конструкции не могут ни губернатор Среднего Урала Евгений Куйвашев, ни глава Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский. Именно поэтому, кстати, бизнес может сколько угодно долго высказывать недовольство бюджетной и инвестиционной  политикой государства, но повлиять на нее он не может. В рамках сложившегося политического и экономического федерализма рассчитывать на то, что региональная стратегия развития изменит механизм принятия решений, по крайней мере, наивно.
Вот о чем бы следовало поговорить бизнесу и власти на ежегодных собраниях промышленников и предпринимателей. Сверхцентрализация, убивающая инициативу на всех уровнях, не способствует превращению сырьевой экономики России в инновационную.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ