Заставьте американцев пробурить Россию

С пользой для страны.

Правительство России планирует существенно сократить долю импортного оборудования в нефтегазовом секторе. Но, как показало совещание промышленников с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, сделать это будет чрезвычайно сложно. Сырьевикам психологически трудно пересесть, так сказать, с Mercedes на "Ладу", которая с советских времен имеет нехорошую репутацию. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", процесс этот можно сделать более или менее комфортным, если правильно осуществлять политику импортозамещения. А с этим пока проблемы.  

Министр промышленности и науки Свердловской области Андрей Мисюра утверждает, что процесс импортозамещения набирает обороты: в 2014 году только машиностроительные предприятия отгрузили топливно-энергетическому комплексу продукции на 30 миллиардов рублей. На Среднем Урале разрабатываются перспективные буровые установки, насосное оборудование, инновационные трубы. Планы еще более впечатляющие: "Уралмаш НГО Холдинг" подготовил проект бурового комплекса морской ледостойкой платформы, надеясь потеснить в оффшорном бурении американцев. Рассчитывает оснастить своим оборудованием морские платформы и Буланашский машиностроительный завод.

Эксперты между тем отмечают, что далеко не все проекты приведут к замещению импортной продукции. В частности, тот же БМЗ, входящий сегодня в ООО "Генерация Инжиниринг", занимается реновацией иностранных проектов, то есть совместно с иностранными инжиниринговыми компаниями создает улучшенный вариант эшелонной арктической буровой установки грузоподъемностью 320 тонн. Руководитель "Генерации Инжиниринг" Сергей Бабин утверждает, что при этом происходит передача знаний и технологий.

Генеральный директор ЗАО "Энергомаш (Екатеринбург) – Уралэлектротяжмаш" Игорь Птицын считает подобный вариант импортозамещения тупиковым: документацию передавать надо только тем российским предприятиям, которые имеют свою инженерную школу и могут развивать технологии. Иначе все эти проекты выльются в банальные сборочные цеха. Судьба их будет незавидна, если завтра иностранные партнеры отзовут техническую документацию или бросят их. На этих "граблях" уже постоял Советский Союз: с началом холодной войны "подвисло" производство морских дизелей, поскольку иностранные владельцы ноу-хау перестали делиться компетенциями с советскими коллегами.

По мнению Птицына, зарубежный интеллект надо использовать несколько иначе – так, как это делали в некоторых отраслях в индустриализацию 30-х годов прошлого века: иностранных специалистов приглашали возглавить научно-исследовательские институты и записывали в контрактах, что за два года они должны подготовить себе замену. Таким образом при Сталине в очень короткое время было создано множество отечественных инженерных школ, которые смогли развивать тематику даже при отзыве технической документации.

Однако мало научиться выпускать конкурентоспособную продукцию – ее еще надо продать. Сергей Бабин говорит, что доля импортных буровых установок (китайского и европейского производства) на российском рынке увеличивается из года в год. Конкуренты давят ценой: нам надо снижать стоимость. Но как это сделать, если, например, отсрочка оплаты за поставленную продукцию, по словам Андрея Мисюры, составляет 120 дней? Проценты по банковским процентам ложатся на плечи производителей оборудования.

Генеральный директор ООО "Научно-производственное предприятие "ПСМ-Импэкс" Аркадий Хачатуров отмечает, что нефтегазовые компании не торопятся закупать отечественную технику даже после успешной опытно-промышленной эксплуатации, направляя ее на новые испытания в свои структурные подразделения, что множит финансовые трудности машиностроителей. Игорь Птицын говорит, что нефтяники могут дважды в год изменить технические условия: инженеры работают, выполняют требования заказчика, а когда документация уже на выходе, появляются новые требования, которые отбрасывают конструкторов назад. Объясняется это, скорее всего, отсутствием интереса к импортозамещению среди тех, кто "сидит на трубе".

Их не пугает даже риск попасть впросак. В свое время при строительстве трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан пришлось вырезать уже поставленные немецкие насосы, поскольку они не учитывали условия эксплуатации и состав нефти. Но заказчики все равно ищут поставщиков за рубежом. По мнению Птицына, нефтяникам чисто психологически сложно повернуться в сторону отечественного оборудования, которому еще предстоит доказать, что оно не хуже импортного.

В сложившихся реалиях свердловским машиностроителям трудно произвести дешевый продукт – хотя бы потому, что у них нет достаточных объемов производства. И государство им в этом не помощник: как заметил начальник управления ОАО "ЛУКОЙЛ" Юрий Шарипов, правительство РФ не собирается ограничивать ввоз импортной продукции. А стимулировать отечественную промышленность планирует за счет улучшения инвестиционного климата и программ поддержки проектов.

Генеральный директор ООО "Бурильные трубы" Игорь Петункин говорит, что лучше бы федеральные власти разобрались с "Роснано", которая с американской Alcoa создала в Самаре совместное предприятие по выпуску бурильных труб с защитным покрытием. Вместо того, чтобы поддержать своего производителя, Анатолий Чубайс передал отечественные технологии иностранной компании. То же, по мнению Петункина, делает и Олег Дерипаска.

Государству, считают трубники, не надо вводить пошлины на импортную продукцию – необходимо изменить правила игры при буровых работах в России. Они осуществляются под руководством Schlumberger и Halliburton, которые в упор не видят российских производителей. Власти могли бы "повернуть" американцам головы в нужном направлении. Это был бы лучший вклад в импортозамещение со стороны государства.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ