Концессия: новые возможности

С перспективой.

Концессии, к которым Россия возвращается спустя несколько десятков лет, должны стать не просто действенным инструментом привлечения частных инвестиций, но и неотъемлемой частью партнерских отношений государства, частного бизнеса и общества. Качественные перемены в сфере водокоммунального хозяйства неизбежны, причем в самое ближайшее время: их ждут федеральные и региональные власти, муниципалитеты, банки и, разумеется, инвесторы. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", здесь очень важно, кто окажется более подготовленным к долговременной и эффективной работе по модернизации ВКХ, способности гибко реагировать на вызовы и требования времени и потребителя.

Концессия как шанс
Мощный посыл государства на формирование эффективной инновационной экономики при обязательном повышении качества и уровня жизни населения неизбежно вывел в число первоочередных задач создание соответствующей инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального хозяйства. При этом высокая степень износа, например, систем водоснабжения и водоотведения в стране (65-86%) при низкой эффективности их использования требует не только серьезных финансовых вливаний, но и перехода на принципиально иной способ управления, который позволит в короткие сроки восстановить ВКХ и перейти к его интенсивному развитию.

Очевидно, что только за счет бюджетного финансирования столь масштабные преобразования не осуществить.

Как показывает международный и российский  опыт, одним из наиболее перспективных способов привлечения инвестиций в инфраструктурную сферу является такая форма государственно-частного партнёрства, как концессия. Однако ее применение требует наличия четко проработанного концессионного механизма, закрепленного соответствующим законодательством.

Именно прозрачность экономики концессионного процесса от объявления конкурса до управления объектом на весь срок концессионного соглашения обеспечит доверие инвесторов, а значит, и приток необходимых инвестиций. Инвестор должен знать, куда, на каких условиях, под какие гарантии он вкладывает средства и когда их сможет вернуть. Точно также государство должно понимать, какие именно объекты и в какие сроки будут построены и модернизированы, какого качества услуги и за какие деньги будут получать потребители. И что немаловажно, право собственности на объект концессионного соглашения - недвижимое и движимое имущества, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением – остается у государства и ни при каких обстоятельствах и действиях недобросовестного концессионера не может быть утрачено.

При соблюдении этих условий именно концессия призвана стать тем самым механизмом, который в сжатые сроки поможет повысить качество жизни потребителей при существенном сокращении бюджетных расходов на модернизацию основных фондов жилищно-коммунальной сферы.

В свете поставленной Президентом России задачи масштабной модернизации жилищно-коммунального хозяйства преимущественно с привлечением частных инвестиций и частных операторов федеральные законы "О концессионных соглашениях" и "О водоснабжении и водоотведении" окончательно утвердили концессию как приоритетный механизм привлечения бизнеса в ВКХ.

Плацдарм для инвесторов
На Петербургском международном экономическом форуме министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень не только подтвердил готовность отечественного законодательства к активной реализации концессионного механизма в сфере ЖКХ, но и, со ссылкой на мнение зарубежных партнеров, назвал его более либеральным и благоприятным для инвесторов, чем во многих западных странах.

И было в этом не столько желание правительства одарить комплементом законодателей и себя, сколько необходимость продемонстрировать те изменения, которые претерпела законодательная база водокоммунального хозяйства за последние полтора года, и готовность и дальше работать в направлении ее "шлифовки". Причем не в смысле уступки, послабления той или иной стороне соглашения (хотя "концессия" дословно означает как раз уступку -  прав пользования и на время), а в смысле повышения взаимных гарантий при непосредственном участии государства. Ведь, как показывает мировой опыт, государство играет ведущую роль при реализации концессионных проектов: именно оно вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса с обществом и властью, устанавливает тарифы, контролирует качество предоставляемых услуг и выполнение зафиксированных в договоре обязательств. То есть, формирует институциональную среду реализации концессионных проектов.

Стоит напомнить, что еще два-три года назад большинство экспертов объясняли отсутствие в России стимулов для масштабного притока инвестиций в ВКХ институциональной неготовностью собственника (государства и муниципальных образований) передать бизнесу права на инфраструктуру и нежеланием бизнеса инвестировать средства в серьезные проекты с продолжительными сроками окупаемости без гарантий со стороны государства в отношении доходности и возвратности инвестиций. Сегодня ситуация, в первую очередь, законодательная, изменилась и продолжает меняться, и эти перемены позволяют говорить о росте привлекательности рынка ВКХ для частного инвестора, снижении рисков для обеих сторон и повышения эффективности концессии как инструмента преобразования сферы ЖКХ и роста экономики в целом.

Каковы основные факторы, подтверждающие перспективность концессии как инструмента государственно-частного партнерства? В первую очередь, потенциал инвестиционной привлекательности ВКХ колоссален: гарантированный спрос на воду и повышенный контроль со стороны государства данной сферы, как сферы жизнеобеспечения, делает инвестиции в сектор потенциально менее рискованными, чем инвестиции в иные сектора рынка. И если задача повышения качества воды решается отнюдь не за счет быстро окупаемых вложений, то замена устаревшего оборудования открывает широкие возможности для энергосбережения и экономии затрат (частотное регулирование работы насосного оборудования, управление аэрацией, автоматизация процессов управления, снижение потерь и пр.).

Во-вторых, более высокая эффективность частного инвестора по сравнению с унитарными предприятиями, ибо первые рискуют собственными средствами, привлекаются и реализуют свою эффективность в период действия соглашения, находятся под риском его расторжения при неисполнении принятых на себя обязательств, тогда как МУПы и ГУПы в значительно меньшей степени нацелены на повышение эффективности и традиционно получают поддержку из бюджета. Частный игрок в первую очередь минимизирует расходы на управление, делая его механизм более эффективным, тогда как унитарные предприятия в этом не столь заинтересованы. Кроме того, частнику проще получить долгосрочный кредит, тогда как унитарным предприятиям практически невозможно это сделать без бюджетных гарантий.

В-третьих, принятый в декабре 2012 года федеральный закон предусмотрел переход к долгосрочному тарифному регулированию предприятий в сфере теплоснабжения и водоканалов во всех регионах Российской Федерации с 2016 года. При этом внесенные в мае 2013 года изменения в закон о концессионных соглашениях предусмотрели обязательное включение в такие соглашения, заключаемые с 1 января 2014 года, долгосрочных параметров регулирования тарифов концессионера на весь срок действия концессионного соглашения. При сроке окупаемости инвестиций в инфраструктуру ЖКХ минимально 7-10 лет, а в водоснабжение и водоотведение 10-30 лет, отсутствие такого положения в законодательстве останавливало значительное число потенциальных интересантов.

Четвертое. Появление в концессионном Соглашении третьей стороны – субъекта РФ (такое положение подготовлено Минстроем России и будет представлено на рассмотрение в Госдуму РФ). Это позволит не только гарантировать концессионеру утверждение тарифов, но и законодательно предусмотреть финансовую ответственность субъекта РФ, обладающего большей кредитоспособностью, перед инвесторами.

В-пятых, возможность заключения концессионных соглашений в отношении в том числе "незарегистрированного" имущества с оформлением прав на такое имущество частником-концессионером уже после заключения концессионного соглашения. Это связано с отсутствием всех документов, необходимых для кадастрового учета, у субъектов РФ и муниципалитетов на большое число объектов ЖКХ, прежде всего сетей, и затратности и длительного срока оформления таких документов. Таким образом, концессионер получает возможность дооформить недостающие документы уже в процессе его реализации, не отодвигая начало проекта.

Шестое. Фонд содействия реформированию ЖКХ, средства из которого пойдут на поддержку предприятий, например, для субсидирования процентной ставки по кредитам и софинансирования строительства коммунальной инфраструктуры для городов численностью меньше 250 тысяч человек.

И, наконец, ужесточение платежной дисциплины путем повышения ставок пени и штрафных санкций всем неплательщикам, поскольку собираемость платежей с населения за оказанные услуги была и остается одной из серьезных проблем.

В качестве успешного примера государственно-частного партнерства можно привести опыт Воронежского водоканала, который сегодня находится в управлении ООО "РВК-Воронеж", входящего в Группу компаний "РОСВОДОКАНАЛ". Подписанное в 2012 году концессионное соглашение на передачу имущества бывшего МУП "Водоканал Воронежа" стало первым в стране в сфере ВКХ такого масштаба, заключенным в ходе конкурса. В хозяйство города до 2016 года планируется инвестировать 2 миллиарда рублей, причем мероприятия инвестпрограммы нацелены как на повышение качества водоснабжения и водоотведения, так и на увеличение энергоэффективности. За два года уже удалось снизить удельный расход электроэнергии по водоснабжению, аварийность по водопроводным сетям и потери воды.

В Нижегородской области два водоканала модернизируются в рамках ГЧП на основе концессионных соглашений. В 2012 году ОАО "Дзержинский Водоканал" и администрация муниципалитета заключили концессионное соглашение на эксплуатацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства сроком на 25 лет. В ходе исполнения обязательств водоканал реконструировал две имеющихся и построил 26 новых насосных станций, что позволило снизить энергопотребление, повысить надежность их работы и обеспечить стабильное давление питьевой воды в многоэтажных домах Дзержинска.

В 2013 году аналогичное соглашение заключила администрация Нижнего Новгорода с ОАО "Нижегородский водоканал". За период действия концессионного соглашения запланировано реконструировать 21,5 тысячи объектов водоснабжения и водоотведения и построить пять новых. На модернизацию сетей водоснабжения и водоотведения города планируется привлечь не менее 6,2 миллиарда рублей.

Работа для профессионалов
Чтобы механизм концессии стал действенным инструментом привлечения инвестиций и повышения качества жизни людей, необходимо его тиражирование для создания абсолютно понятного алгоритма действий каждого участника в рамках эффективного партнерства государства, общества и бизнеса. Очевидно, что рынок ЖКХ время ждет активный рост, причем в ближайшее время.

К кардинальным переменам готовы все: инвесторы, государство, банки, законодательство и даже политическая ситуация, которая "подталкивает" обратить внимание на внутренние хозяйственные сферы.

Как заметил на ПМЭФ-2015 вице-президент ОАО "Газпромбанк" Олег Костин, "законодательство в целом сформировано и позволяет работать на рынке и банкам, и частным инвесторам". Однако, по его словам, препятствием может стать недостаток хорошо структурированных проектов и профессиональных команд, способных на высоком уровне реализовать концессионные проекты, требующие времени и очень тщательной подготовки.

Еще два нюанса, касающиеся российской ментальности, могут препятствовать продвижению концессии. Во-первых, привычка муниципальных властей к так называемому "ручному" управлению ЖКХ, что порождает внутреннее сопротивление приходу независимого управленца, который 20 лет будет без оглядки на главу территории руководить имуществом, которое местные власти привыкли считать "своим".

Другая крайность – восприятие концессии как панацеи от всех существующих и возможных бед и проблем, что в корне неверно. Концессия – это механизм действия, причем действия долгосрочного, предполагающего взаимную ответственность и контроль. Ведь именно необходимость, с одной стороны, продолжительной по времени, сложной, масштабной, высокотехнологичной (как с точки зрения управления, так и реализации) работы концессионера, а с другой – постоянного контроля и поддержки концедента гарантирует, что данный механизм государственно-частного партнерства получит широкое распространение. И надо понимать, что компании, уже присутствующие на этом рынке, находятся в более выгодном положении, ибо имеют в активе достаточные компетенции и положительный опыт - важнейшие составляющие всех качественных преобразований.

Владлен СЕРГЕЕВ

Актуальное