Как спасти "Уралмашзавод"?

От питерской "кабалы".

Министерство промышленности и торговли РФ предлагает ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые в страны Таможенного союза дробилки и мельницы. В январе 2015 года аналогичные меры были продлены в отношении стальных прокатных валков. Россия хочет загрузить заказами отечественных машиностроителей, чтобы они повысили качество и снизили себестоимость металлургического оборудования, которое сегодня проигрывает иностранному.

Однако, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", пошлины вряд ли помогут таким предприятиям, как "Уралмашзавод", если отрасль не будет кардинально перестроена. Эксперты говорят, что в мировом масштабе давно уже конкурируют не отдельные предприятия, а страны. России, если она хочет, чтобы у нее была промышленность, надо исключить конкуренцию отечественных производителей на внутреннем рынке.

По данным пресс-службы ОАО "Уралмашзавод", продление действия антидемпинговой пошлины позволило предприятию увеличить объемы реализации валков в 2015 году: "Выручка от продаж в первом квартале выросла почти на 400% по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Одним из важных факторов, повлиявшим на рост объемов продаж, стал переход средних предприятий на отечественную продукцию. В результате чего "Уралмашзавод" заключил сразу несколько контрактов с небольшими металлургическими заводами".

Впрочем, не все так радужно. Принимая решение о продлении на четыре года пошлин на украинские стальные кованые валки, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) отметила, что "в 2013 году по сравнению с 2012 годом доля украинского товара на рынке увеличилась на 12 процентных пунктов, а цены на украинские валки снизились на 13%". Увеличение импорта объясняется тем, что компании переключились на закупки более дешевого товара с Украины, и пошлины им никак не помешали.

Руководитель отдела импорта ПАО "Ашинский металлургический завод" Антон Белановский подтвердил "Уралинформбюро", что решающее значение при закупках оборудования имеет цена. Впрочем, завод закупает валки не только на Украине, но и в Китае, Словении и даже в Западной Европе, которая всегда считалась дорогой.

Министр промышленности и науки Свердловской области Андрей Мисюра говорит, что государство при всем своем желании не может в приказном порядке заставить частные металлургические компании заменить узлы и агрегаты, скажем, фирмы Danieli на технологическое оборудование того же "Уралмашзавода". Потому что помимо субъективных предпочтений есть и объективные причины: без более или менее серьезных объемов заказа не может быть высокого качества и низкой стоимости продукции.

Председатель общественного комитета "За возрождение промышленности" Сергей Борисов отмечает, что качество валков зависит от заготовки. Сталь, выплавляемая на "Ижоре", откуда "Уралмашзавод" получает заготовки, не выдерживает критики из-за соответствующих технических процессов и качества поверхностной закалки. Еще в советское время было принято решение прекратить выплавку валковой стали на "Ижоре", чтобы не спутать ее с реакторной. Возобновление прежнего производства эксперт связывает с откровенным лоббированием интересов петербургского предприятия со стороны председателя совета директоров ОАО "ОМЗ" Вадима Махова.

По сути объединение "Ижоры" с "Уралмашзаводом" в холдинг ОМЗ выходит екатеринбуржцам боком. По мнению Борисова, "Уралмашзавод" надо переориентировать с "Ижоры" на других поставщиков. Качественную сталь может дать "Мотовилиха" (ОАО "Мотовилихинские заводы"), но это предприятие никогда не изготавливало крупных заготовок. "Южуралмаш" в Орске делает заготовки, но он вряд ли будет их поставлять, поскольку сам изготавливает валки. Есть еще Краматорский завод литья и поковок (ПАО "Энергомашспецсталь"), но он тоже попал под действие пошлины, поскольку выпускает сверхкрупные валки. Плюс к тому он в Донецкой народной республике. Получается, закрыв собственное металлургическое производство, "Уралмашзавод" попал в "интересное положение", лишившись своей заготовки и не удешевив, по данным Борисова, стоимость продукции.

Разумный выход из ситуации -  всем производителям валков и заготовок надо собираться и договариваться, включая ту же "Энергомашспецсталь", которая поставляет валки Ашинскому металлургическому заводу. Если не договорятся, прогнозирует руководитель комитета "За возрождение промышленности", то российская и украинская продукция будут вытеснены с рынка чешской и французской, не говоря уже про китайскую и японскую. Уже сейчас дробилки горно-металлургические компании закупают в Финляндии, которая раньше их никогда не делала.

Договоренности должны касаться, прежде всего, работы на внутреннем рынке: те же японские компании на территории своей страны стараются не конкурировать между собой. В России же можно наблюдать совершенно нелепые, с точки зрения логистики, вещи: екатеринбургское подразделение "Уралмаш НГО холдинг" закупает узлы и детали в Красноярске и Воронеже, а находящиеся за стенкой производства, созданные в советское время именно для комплектации буровых установок, сидят без заказа.

Никто из производственников не предлагает поставить крест на конкуренции. Речь лишь идет об объединении смежных предприятий, поставщиков и потребителей в холдинги.  В 1988 году, рассказывает Сергей Борисов, "Уралмашзавод", "Уралэлектротяжмаш" и Уральский турбомоторный завод, связанные друг с другом взаимными поставками, предложили властям создать холдинг, но инициаторам "дали по шапке". Что в итоге? Предприятия получили дурную логистику, а иной раз и менеджмент, и теперь не могут выйти на нужные себестоимость и качество.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное