Трубой по экологии

На чем экономит Дмитрий Пумпянский?

Каменск-Уральский попал в список городов с самой грязной водой в Свердловской области. Больше других Исеть и ее притоки загрязняет Синарский трубный завод (Трубная Металлургическая Компания Дмитрия Пумпянского). Со сточными водами в реку попадают, в частности, нефтепродукты, которые предприятие должно утилизировать. Эксперты говорят, что СинТЗ лишь делает вид, что уничтожает нефтешламы. Не работает должным образом и установка по утилизации замасленной окалины, которая сваливается в отвалы.

Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", загрязнять окружающую среду трубникам помогает отсутствие должного экологического контроля со стороны государства. И если оно сейчас не предпримет меры, то требования федеральных властей о снижении к 2019 году загрязнения окружающей среды останутся пустым сотрясением воздуха.

По данным официального портала Каменска-Уральского, на долю Синарского трубного завода приходится 47,6% от общего объема сброса загрязненных сточных вод. Кроме того, это предприятие входит в тройку хозяйствующих субъектов муниципалитета, накопивших максимальное количество отходов. При производстве труб образуются тонны замасленной окалины (маслосодержащее железо, относящееся к третьему классу опасности), которая сваливается в кучи. Металл под открытым небом кородирует, масло с водой проникает в почву и реки – со всеми вытекающими последствиями для экологии.

Проблема эта давняя, и экологи неоднократно поднимали шум. Компания Пумпянского вроде реагировала: сначала трубники поставили центрифугу, отделяющую часть масла, потом стали использовать установку по сжиганию смазочных охлаждающих жидкостей с обжиговым реактором. Но эта установка, утверждают эксперты, практически не работает. По словам кандидата технических наук Владимира Бабушкина, проект был выполнен с нарушением законов и не "по уму": из-за негодных методов очистки и охлаждения оборудование постоянно забивается, и каналы для сброса окалины приходится пробивать ломами. В атмосферу выбрасывается масса пыли, содержание воздуха и топлива при сжигании не регулируется.

Но основная беда заключается в другом: запустив установку, трубники в своих документах показали количество выбрасываемых угарного газа, оксидов азота, сажи, но "забыли" про главное вредное вещество – оксиды железа. CO (угарный газ) и NO (оксид азота) в населенных пунктах можно выбрасывать из расчета 50-80 граммов на кубометр, а оксидов железа – всего лишь 0,04 миллиграмма. Сколько их реально выбрасывает Синарский трубный завод – большой вопрос. 

По сути, трубники дискредитируют вполне рабочую технологию по утилизации окалины, из которой можно было бы при желании делать марочный чугун, а еще лучше – углеродистый полупродукт, который идеально подходит для получения трубной заготовки из мартеновской стали, выплавленной из металлолома.

Эксперты считают, что металлурги элементарно имитируют бурную деятельность. Шлам (замасленные ветошь и опилки), которого на СинТЗ скапливается до 400 тонн в год, поступает в пиролизную печь, где его прокаливают минут пятнадцать. Владимир Бабушкин говорит, что утилизировать отходы за это время невозможно технически: например, на получение древесного угля методом пиролиза требуется не менее суток. Затем шламы отправляют в отвалы, хотя на бумаге значится, что в кучах лежат переработанные отходы. 

Почему подразделение Трубной Металлургической Компании работает без оглядки на экологию? "Потому что, – говорит заместитель директора Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по УФО" Елена Александрова, – Синарский трубный завод давно не проверялся. Они сами к нам обращаются редко, поскольку у них есть своя аккредитованная лаборатория, а по законодательству мы имеем право проверять раз в три года"

Исполнительный директор ОАО "Уралэнергоцветмет" Игорь Солодов полагает, что трубники могут не успеть построить к 2019 году новые очистные сооружения, поскольку примерно год уходит на разработку и согласование проекта и не меньше двух лет – на строительство. В январе же 2019-го начнут действовать драконовские санкции за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. 

Виктор СТЕПАНОВ