На Урале строят авиационный кластер

В "Титановой долине".

В 2015-2017 годах на строительство особой экономической зоны "Титановая долина" из федерального бюджета будет выделено почти 5 миллиардов рублей. Поддержка правительства России, полагает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, позволит существенно расширить рамки ОЭЗ, созданной для механической обработки титановых изделий, и сформировать на ее основе полноценный авиационный кластер. Большую роль в его становлении может сыграть ежегодный промышленный форум "ИННОПРОМ", который в том числе собирает ведущих производителей авиатехники и комплектующих к ней. При этом следует отметить, что расходы региональной казны на "Титановую долину" с 2011 года уже составили 1,8 миллиарда рублей.

Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", 2014-2015 годы стали прорывными для Особой экономической зоны: расходы регионального бюджета в 841 миллион рублей плюс поступление трех федеральных траншей свыше 814 миллионов рублей позволили резко ускорить возведение внешней и внутренней инфраструктуры. Как сообщил генеральный директор управляющей компании ОЭЗ Артемий Кызласов, за год было построено семь важных объектов – в первую очередь подстанция "Титан", которая позволит обеспечить площадку электрической мощностью 40 мегаватт.

Кроме того, проведена вертикальная планировка территории, сделано таможенное ограждение площадки, организованы проезды к строительным объектам, вынесены высоковольтные линии протяженностью около 7 километров, построен пункт учета расхода газа, который позволяет подключиться к магистральному газопроводу.

В 2015 году, до конца которого, как ожидается, из федерального бюджета поступит еще 180 миллионов рублей, ведется строительство сетей электроснабжения, газопровода, ливневой канализации и объектов водоснабжения. Завершается возведение хозяйственно-питьевого водопровода от фильтровальной станции Верхней Салды до территории ОЭЗ, ведутся работы по расширению и прокладке постоянной автомобильной дороги, строятся внутриплощадочные водопроводные сети. В 2016 году объем работ по плану должен составить около 600 миллионов рублей: продолжится строительство сетей, которые начаты в 2015-м.

Возведение инфраструктуры естественно активизировало деятельность резидентов "Титановой долины". Компания "ВСМПО - Новые технологии" приступила к строительству цеха по механической обработке титановых плит и штамповок. В 2014 году в проект было вложено 280 миллионов рублей, в 2015 году – еще 160 миллионов. На площадке уже забиты сваи, установлены металлоконструкции, ведется монтаж стеновых панелей. Остальные компании ведут проектные работы – ООО "Проксайр" и ООО "Синерсис"  даже выполнили подготовительные земельные работы, но потом приостановились. 

С началом инфраструктурных работ появились и новые резиденты: например, ООО "Инферком-Урал" планирует производить по новой технологии марганец, а ООО "АС- Пром" намерено построить высокотехнологичный комбинат строительных материалов. Еще с семью компаниями, сообщил А.Кызласов, подписаны соглашения о намерениях, проекты двух компаний до конца года будут заслушаны на экспертном совете.

Потенциальный резидент – польский производитель керамической плитки и сантехники Rovese Group обещает построить новый завод площадью 100 тысяч квадратных метров стоимостью 100 миллионов евро. Представитель компании в России Марчин Любарчик утверждает, что на экологически чистом производстве будет работать 450 сотрудников, не считая 130 человек в аутсорсинге. Итальянское оборудование и самые современные технологии, полагает производитель, позволит продавать плитку и сантехнику не только на Урале, но и в Сибири и на Дальнем Востоке.

Другой "соискатель" – совместное предприятие канадской "Миникат Интернешнл" с Российской инструментальной компанией. На первом этапе планируется организовать сервисные услуги для металлообработчиков, а потом наладить производство режущего инструмента для работы с титаном. Фрезы уникальной геометрии позволят существенно снизить себестоимость работ в авиастроении.

Особые надежды ОЭЗ возлагает на соглашение с холдингом "Технодинамика" (ГК "Ростех"), который согласился разместить в "Титановой долине" производство по обработке алюминиевых и титановых изделий. Интересует холдинг и вторая очередь ОЭЗ на площадке возле Екатеринбурга, где Уральская горно-металлургическая компания и ОА "Уральский завод гражданской авиации" планируют собирать зарубежные самолеты и вертолеты (в частности, L-410), постепенно доведя уровень локализации производства до 100%. Поскольку "Технодинамика" выпускает приборы и компоненты для авиации, ее привлечение в ОЭЗ позволит развивать в "Титановой долине" авиастроение.

Намерено переходить от получистовой обработки титановых изделий к изготовлению готовых деталей для самолетов и "ВСМПО - Новые технологии". С окончанием строительства нового цеха компания будет не только штамповать и обрабатывать изделия, но и проводить поверхностное упрочнение и наносить на них покрытия.

На совещании у губернатора Свердловской области директор по развитию корпорации "ВСМПО-Ависма" Сергей Леднов сообщил, что реализация проекта осложнена по политическим причинам: отказывается участвовать в проекте корпорация Boeing, есть сложности с приобретением некоторых видов оборудования. Но вопросы, утверждает он, так или иначе решаются. Реализация этого проекта позволит увеличить количество авиационных деталей из титановых сплавов, производимых на территории России, в два раза.

Опора на собственные компоненты, полагает губернатор Евгений Куйвашев, позволит расширить возможности "Титановой долины" и в рамках второй очереди ОЭЗ создать авиационный кластер.

Виктор СТЕПАНОВ

Актуальное