Вертикаль Путина хотят встряхнуть

С помощью нефтяных цен.

16 декабря 2015 года состоится заседание Федеральной резервной системы США, на котором может быть повышена ключевая ставка. Это решение, как ожидается, приведет к дальнейшему падению цен на нефть. Министерство финансов России уже предупредило бюджетников, что жизнь в ближайшие годы будет трудной.

Между тем, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", экономических причин для падения нефтяных котировок нет. Участники рынка уже отыграли новость о вероятном укреплении доллара после повышения ставки ФРС. Цены на углеводороды, скорее всего, будут падать по воле политиков и поддерживаемых ими теневых игроков. Есть риск, что затягивание поясов бюджетникам обернется крупными властными разборками.

Генеральный директор ИК "Благодать секъюритиз" Всеволод Чащин полагает, что решение о повышении ключевой ставки не будет простым. С 2006 года Федрезерв ее только понижал, смягчая денежную политику и выбрасывая тем самым большое количество долларов на нефтяной рынок. Как считается, экономика с тех пор укрепилась и даже начала расти, что и побудило финансовые власти остановить печатный станок.

Но ряд событий мешает этому. Например, власти КНР решили отвязать юань от доллара. По мнению Чащина, это первый признак того, что китайская валюта не будут поддерживать американскую. Соответственно, руководители ФРС сильно беспокоятся, как повышение ставки отразится на валютных рынках. Ее, скорее всего, повысят, но могут и отложить.

Однако России не приходится ждать ничего хорошего при любом исходе. Эксперты практически не сомневаются, что нефть будет дешеветь и дальше, что автоматически потащит за собой ослабление рубля. И хотя глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина полагает, что россиян не должен волновать курс доллара, на самом деле это не так. Проверено: вслед за укреплением "зеленого" начинают расти цены в магазинах. 

Но это, скорее всего, будет не единственный "подарок" россиянам. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник не исключает, что, если нефть опустится до отметки 30 долларов за баррель, правительству придется дальше сокращать зарплаты бюджетникам и, возможно, привлекать внешние займы, чтобы залатать брешь в казне.

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев полагает, что существует риск повышения налогов как для экспортеров, так и для населения. Возможно, в условиях бюджетного шока будут повышаться ставки налога на добычу полезных ископаемых или таможенные пошлины, поскольку правительство уверено, что у нефтяных компаний высокая маржа.

Это верно, утверждает эксперт, но лишь отчасти. Нефтяники ограничены сегодня в кредитных ресурсах и инвестируют лишь из собственных средств. Очень скоро это приведет к сокращению добычи и снижению налогооблагаемой базы.

Между тем экономических причин для падения цен на углеводороды и сокращения инвестиций в добычу нет. Всеволод Чащин утверждает, что рынок, пытаясь предугадать повышение ставки ФРС, уже отреагировал снижением нефтяных котировок. Эксперт считает, что нефть не должна стоить дешевле 50 долларов за баррель, поскольку в мире сформировался гигантский платежеспособный спрос.

Нынешние цены – это чистая конъюнктура. Дело в том, что рынок с 2008 года сильно изменился. В тот кризис на понижение играли в основном американские банки, которые доигрались до того, что их вынуждены были спасать ФРС и казначейство США. После этого финансовым институтам запретили рискованные игры.

Сегодня на рынке появились теневые структуры, руки которых абсолютно развязаны. Характерный пример – турецкие трейдеры, которые получили доступ к дешевой криминальной нефти. Именно они, вероятно, в августе начали игру на понижение, открыв короткие позиции на бирже. Но потом последовало выступление президента Путина в ООН, и начались бомбежки нефтяных караванов в Сирии. Карты были спутаны, а в декабре необходимо закрыть фьючерсы. 

На падение цен повлияло даже не решение ОПЕК о сохранении прежних квот, а именно закрытие коротких позиций по нефти. Кто-то просто избавляется от ценных бумаг, а кого-то выводят с рынка, поскольку у него низкая маржа при добыче. Соответственно, прогнозирует Чащин, если нефть продолжит падение, это будет связано не с повышением ключевой ставки, а с наличием еще открытых коротких позиций.

Алексей Белогорьев убежден, что и при более низких ценах российские нефтяные компании удержатся на плаву и сохранят свои рынки. "Логистика у нас отработана, и цены вполне конкурентоспособные. Стоимость добычи там составляет от 5 до 20 долларов, то есть и при 30 долларах за баррель маржа останется", - отмечает он.

Нефтяные компании за все время падения цен не досчитались около 40% своей выручки. Госбюджет потерял значительно больше, поскольку из каждых 100 полученных нефтедолларов семьдесят уходило в казну. Бюджетный шок, утверждают  некоторые политики, вынудит власти проводить структурно-экономические реформы, чтобы снизить зависимость страны от углеводородов.

Алексей Белогорьев в это не верит. По его мнению, в последние 15 лет правительство продемонстрировало свою неспособность к реформам ни при высоких, ни при низких ценах на нефть. Не видно никаких признаков, что оно собирается что-то серьезно менять и в нынешних кризисных условиях. Все надеются, что цены на сырье рано или поздно установятся на прежнем уровне, и снова все станет хорошо.

Александр Пасечник между тем обращает внимание на неблагоприятные тенденции, складывающиеся для России. Конкуренция на западном рынке усиливается, а восточный вектор оправдывается не в полной мере. Китай не показывает того спроса, на который рассчитывали россияне, и даже тормозит строительство инфраструктуры для приема нашей нефти. Давление на Россию может быть еще сильнее.

Всеволод Чащин в связи с этим не исключает, что мир может попытаться сыграть с нами в политические игры, чтобы встряхнуть президентскую вертикаль. Содержание госаппарата за последние пять лет существенно выросло, прикормили власти и культуру с искусством. Стоило бюджетникам сократить зарплату на 10%, как начался ропот. А что будет, если придется резать еще на 20%? 

Экономика находится на службе у политики. По мнению Чащина, до президента страны пытаются донести, что раз вертикаль власти держится на освоении переменчивых сырьевых доходов, то и отвечать в случае их сокращения придется по полной программе.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ