Губернатор Кокорин остался без боевой машины

И "Курганмашзавода".

Генералы НАТО могут хлопать в ладоши. Курганский машиностроительный завод (ОАО "КМЗ"), выпустивший с 1968 года более 35 тысяч боевых машин пехоты разной модификации, "загнали в гроб".

Банкиры, которые в 2010 году фактически взяли управление предприятием в свои руки, решили подзаработать на гособоронзаказе, но в итоге растеряли ключевых специалистов, без которых инвестиции в промышленность бессмысленны. Фиаско грозит сорвать планы России по перевооружению армии: как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", КМЗ не справляется не только с опытно-конструкторскими работами по созданию машины будущего, но и с серийным производством морально устаревших БМП-3.

Проблемы "Курганмашзавода" начались в 2008 году, когда было прекращено производство БМП-2 и титульное предприятие Кургана осталось без заказа. Два последующих года КМЗ буквально стоял, поскольку тогдашний министр обороны Сердюков не желал закупать БМП-3, запущенные в серию в 1987 году. Минобороны посчитало, что КМЗ фактически производит "гробы на гусеницах", а нужны более современные боевые машины. Это решение, мягко говоря, было странным, учитывая тот факт, что пехота "гарцевала" в основном на "древних" БМП-1, а количество БМП-3, признанных Пентагоном еще в 1993 году машинами будущего, в регулярных частях не превышало нескольких сотен.

За два последующих года предприятие накопило огромные долги. В 2010 году государство "очнулось" и принялось спасать завод, находящийся в управлении Концерна "Тракторные заводы". Однако, в отличие от США, национализировавших обанкротившийся символ Америки General Motors, российское государство решило положиться на частный бизнес, выдав синдицированный кредит в обмен на пакет акций с последующим их выкупом.

Хозяином КМЗ фактически стал Внешэкономбанк, который вскоре объявил конкурс среди управляющих компаний. Предложение заинтересовало НПК "Уралвагонзавод", которая в то время приступила к созданию тяжелой платформы "Армата". На "Курганмашзаводе" планировалось разработать среднюю гусеничную платформу "Курганец-25" и боевую машину нового поколения.

Однако ВЭБ передумал отдавать КМЗ тагильчанам. Как утверждал в интервью СМИ генеральный директор корпорации "Уралвагонзавод" Олег Сиенко, банкиры сочли этот бизнес весьма привлекательным. К тому времени "Курганмашзавод" получил заказ на поставку нескольких десятков модернизированных боевых машин десанта (БМД-4М).  

В 2012 году первый вице-президент Концерна "Тракторные заводы" Альберт Баков заявил, что синдицированный кредит ушел на погашение долгов и на пополнение оборотных средств КМЗ. Предприятие с долгами не рассчиталось до сих пор, и в конце 2015 года было вынуждено заключить с Внешэкономбанком соглашение о предоставлении новых кредитов на 22 миллиарда рублей.

Председатель правления Союза предпринимателей и предпринимательских организаций Курганской области Иван Камшилов говорит, что ситуация на КМЗ очень сложная: рабочим задерживают зарплату, в цехах очень холодно. Завод задолжал газовикам, не рассчитывается с поставщиками комплектующих и услуг, не платит налоги, на банковские счета наложены аресты.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов полагает, что было бы неправильно говорить о "разворовывании завода злобными капиталистами". На положении КМЗ сказалась совокупность причин.

Заказ на БМП-3 для российской армии предприятие получило лишь в 2015 году – до того были небольшие партии машин для десантников да скромные экспортные поставки. Производить в дальнейшем БМД-4М "Курганмашзавод" не будет, поскольку принято решение перенести сборку в Волгоград, где на местном судостроительном заводе изготавливают корпуса и узлы для этих машин. 

Таким образом, КМЗ до 2017 года должен поставить примерно двести БМП-3 российской армии и около сотни машин – зарубежным партнерам (в 2015 году на экспорт отправили несколько десятков БМП-3). Для сравнения: в советское время "Курганмашзавод" производил 2-3 тысячи боевых машин ежегодно.

Депутат Курганской областной думы Иван Евгенов считает ошибочным решение об изготовлении БМП и БМД на разных заводах Концерна "Тракторные заводы". Во-первых, на них стоят унифицированные системы КМЗ (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, пневматика и т.д.). Во-вторых, БМП - базовая модель для всех родов войск, и в нынешних финансовых условиях правильнее было бы ее доработать, чем создавать отдельную машину для десантников. В-третьих, отдавать БМД в Волгоград бессмысленно: предприятие там тоже находится в нокдауне.

Евгенов опасается, что Россия останется без боевой машины – как в свое время осталась без колесных тягачей. Завод по их производству в Кургане уничтожили, и сегодня пошли проблемы: нет запасных частей к ранее выпущенным машинам. По тому же сценарию развивается и ситуация вокруг "Курганмашзавода": из 27 тысяч ранее работавших осталось порядка 5 тысяч, и люди продолжают увольняться.

"Разговоры про обеспечение КМЗ госзаказом до 2020 года – не более чем "хотелки", – сообщил "Уралинформбюро" Евгенов. – Какие заказы? Они на сегодняшний день ничего не могут делать. Показанный во время парада на Красной площади "Курганец-25" – обычный обман. По-моему, это - недействующая машина: она прошла только ходовые испытания. И я даже пока не понимаю, что это такое, хотя и проработал 18 лет на "Курганмашзаводе".

Слова Евгенова подтверждают ветераны КМЗ. Бывший главный инженер предприятия Владимир Сахаров считает, что "Курганец-25" так и не смогли довести до ума: выкатили на парад Победы, а потом закрыли брезентом и практически забросили. Бывший главный технолог КМЗ Валентина Балахнина заявила СМИ, что при нынешнем техническом оснащении завода выполнить госконтракты невозможно, а на высокоэффективное оборудование у предприятия, в которое банки "вваливают" десятки миллиардов рублей, нет средств.

Но беда даже не в этом. На механосборочном производстве, сообщила Балахнина, осталось три наладчика, которые при всем желании не смогут управиться с новым оборудованием. С кадрами – катастрофа: буквально сразу после майского парада с завода ушли десять ключевых специалистов. Ушли не на пенсию – их переманили.

В период СССР, утверждает Иван Евгенов, инженеров в Курган собирали со всей страны: из Москвы, Минска, Киева, Харькова, Ленинграда, Свердловска, Челябинска, Новосибирска, Томска… Технологически это был передовой завод, на котором применялось оборудование, которого не было нигде.

"Сегодня, - полагает Евгенов, – заводом владеют неэффективные собственники. Я удивляюсь, почему ими еще не занимаются правоохранительные органы, а губернатор Кокорин не стучится во все двери. Они уничтожат предприятие".

Представители "Курганмашзавода", управляющей компании "Концерн "Тракторные заводы", а также Министерства промышленности и торговли Российской Федерации комментировать ситуацию, сложившуюся на КМЗ, отказались. Видимо, возразить им Ивану Евгенову нечего. А у губернатора Курганской области Алексея Кокорина и спрашивать бесполезно: он фактически уже расписался в том, что Зауралье потеряло аграрный потенциал и не в силах платить по социальным счетам. Теперь у него и знаменитую БМП отнимут.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ