Профанация или саботаж? ОРВ!

Чиновники придумали новую головоломку.

Процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) для Свердловской области и для России в целом довольно нова. Если за рубежом этим институтом пользуются уже более 50 лет, то у нас прислушиваться к мнению бизнеса (то есть не олигархов) стали совсем недавно, да и то по указке президента РФ. Как признают на Среднем Урале, несмотря на то, что сделать за небольшой срок что-то удалось, проблемы остаются. Главная - нежелание местных чиновников учитывать мнение бизнес-сообщества. Иными словами - игнорирование и нарушение процедур. Отсюда и результат - бизнес плюнул на ОРВ.

Институт ОРВ подразумевает проведение публичной экспертизы проектов нормативных актов с привлечением экспертов из бизнес-сообществ и отраслевых союзов. То есть перед принятием какого-либо нормативного акта или административного регламента региональные власти должны "посоветоваться" с бизнесом и учесть его предложения. В Свердловской области этот механизм внедрен три года назад в качестве пилотного проекта. Чуть позже он стал обязательным и для остальных субъектов РФ.

Как раз с последним до сих пор (спустя три года!) есть проблемы. Самыми "бессовестными" называются МУГИСО, свердловские министерство транспорта и министерство инвестиций и развития.

"Кому из чиновников хочется, чтобы к нему влезали под кожу? Никому. В итоге есть те, кто принял эту систему и эффективно работает, а есть те, кто не готов и не умеет поступиться своими принципами. Чиновники ищут левые и правые способы обхода процедуры ОРВ, и мы видим профанацию, переходящую в саботаж", — заявил "Уралинформбюро" постоянный участник ОРВ в Свердловской области Александр Трахтенберг.

Самое большое число жалоб на мингосимущество, глава которого Алексей Пьянков сейчас находится в СИЗО. Он и его заместители с недавнего времени являются фигурантами уголовного дела о взяточничестве и растратах. "Не бывает плохо в одном месте. Это отразилось на деятельности МУГИСО в том формате, что сейчас видим", — отметил член Генерального совета "Деловой России", руководитель комитета по ОРВ Свердловского отделения организации Алексей Головченко.

В качестве примера нарушений бизнесмены называют случай, когда рассматривался документ об изменении сроков оплаты аренды помещений. В нем предполагалось авансирование арендной платы 10 числа каждого месяца. Бизнес выступил резко против. Однако на следующий день на заседании регионального правительства Алексей Пьянков, как ни в чем не бывало, заявил, что никаких возражений у бизнеса нет. Если бы не присутствие бизнес-омбудсмена Елены Артюх, точку зрения бизнеса чиновники бы не учли. В итоге документ был отправлен на доработку.

"Бывает, что примечания бизнеса не попадают в сводку. Соответственно, предмета обсуждения на согласительных комиссиях уже нет, и оно не происходит", — говорит Александр Трахтенберг, отмечая, что такое поведение свойственно не только МУГИСО, но и свердловскому министерству транспорта. "Они в протоколе по итогам одной из комиссий написали, что все разногласия сняты, хотя они были", — сетует он.

По словам бизнесмена, с минтрансом во главе с Сидоренко проблема системная. Невнимание к интересам бизнеса было и во время рассмотрения региональной "Стратегии-2030". "Еще в 2014 году на одном из совещаний ведомство так "отчихвостили" бизнесмены, что об этом знало все правительство. Впрочем, с того момента ситуация в корне не изменилась", — говорит Трахтенберг.

"Очень досадно, что ОРВ воспринимается, как нечто мешающее работе чиновников", - отметил член совета Свердловского областного отделения "ОПОРЫ России" Дмитрий Ханин.

Как заявила Елена Артюх, равнодушие чиновников не прошло даром: "Отбилась охота участвовать в ОРВ, потому что никому не нужны были заключения бизнесменов. Они реально не меняли проект".

Парадокс, но бизнесмены горделиво говорят о том, что Свердловская область в сфере ОРВ "впереди планеты всей", а бизнес здесь один из самых требовательных. "Мы проводили оценку ОРВ в других регионах, не только на Урале, в результате чего пришли к выводу, что Средний Урал в числе лидеров", — отмечает Дмитрий Ханин. Ему вторят и цифры Минэкономразвития России. По итогам 2015 года в рейтинге регионов по качеству проведения ОРВ Свердловская область набрала 88,4 балла и вошла в группу регионов "высшего уровня".

Александр Трахтенберг отмечает, что в соседних Челябинской и Курганской областях ОРВ – лишь формальность. "В некоторых субъектах чиновники честно об этом говорят. В Свердловской же области это - реальная процедура", — уверен он.

"Сейчас диалог идет, мы понимаем, что мы услышаны. Оператор ОРВ - министерство экономики все-таки настроено на то, чтобы ОРВ у нас было не формальной процедурой", — прогнозирует Елена Артюх.

Алена ИЗМЕСТЬЕВА