Сургутнефтегаз "достал" Якутию

Колониальными амбициями.

В Республике Саха не хотят дальше мириться с поведением "Сургутнефтегаза", который разрабатывает несколько нефтяных месторождений на территории региона и ведет себя, по словам якутян, словно слон в посудной лавке. За годы присутствия компании в регионе в ее обещания помочь с решением насущных проблем перестали верить и жители, и чиновники.

Точкой кипения для властей региона стало решение нефтяников взимать плату с местных жителей за проезд по построенной ими дороге "Витим – Талаканское месторождение ". С наиболее жесткой критикой действий "Сургутнефтегаза" выступает председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Фёдоров.

"К решению проблем, будь то "Сургутнефтегаз" или другая компания, разрабатывающая природные кладовые Республики, мы подходим с правовой точки зрения. В правовом поле нам удалось решить проблему незаконного взимания компанией платы за проезд по дороге", - заявил он "Уралинформбюро".

Человек с ружьем

"Война" на дороге длиной в 112 километров развернулась в 2015 году. Жителям Ленского района приходилось платить за проезд в зависимости от расстояния от 2,5 до 20 тысяч рублей. Некоторых автовладельцев нефтяники по своему усмотрению внесли в "черные списки", что автоматически лишало права на проезд.

В такой репрессивный список попал и 46-летний бизнесмен Валерий Лейкин. 2 февраля 2015 года его с семьей задержали на КПП. Возмущенный действиями охранников, мужчина перегородил своей машиной дорогу. Когда его пытались урезонить, он открыл стрельбу в воздух из травматического пистолета.

Со слов самого Лейкина, подъехавшие полицейские приковали его наручниками к воротам КПП, продержали в таком состоянии несколько часов, а затем доставили в отдел полиции, где поместили в камеру. Утром арестанту был выписан штраф, который он тут же оплатил.

В марте местные жители выставили заслон на трассе из 30 машин. При этом они жаловались на грубость со стороны охранников, высокие тарифы на проезд и нежелание "Сургутнефтегаза" вступать в диалог.

"После случившегося мы обратились в Минприроды РФ, а также в Росавтодор с запросами, и там подтвердили право жителей на бесплатное пользование дорогой. Московские чиновники тогда отметили, что на ведомственной трассе нефтяников "Витим - Талакан" должен быть установлен публичный сервитут. Это делается в интересах местного самоуправления или местного населения. Иными словами, ограничение проезда местных жителей и взимание платы за него были признаны незаконными, как и то, что проезд по дороге представляет угрозу нефтяным вышкам. Во избежание дальнейших разногласий, считаю необходимым закладывать средства на содержание трассы в республиканский бюджет. На строительство параллельной дороги у местной администрации денег нет", – утверждает Федоров.

"Через год после инцидента я выезжал на трассу "Витим - Талакан". В этот раз на КПП мне оформили пропуск на два моих авто: грузовое и легковое, и сообщили, что рекомендовано ко мне "не цепляться", - говорит В.Лейкин. - Однако по-прежнему ехать вдоль трубы ВСТО не получатся. Таким образом, местные жители все равно остаются отрезанными от райцентра".

По его словам, во время распутицы в Ленск можно добраться только на самолёте, летом по реке на лодках, но и летать, и плавать очень дорого.

Чтобы попасть в райцентр, жителям посёлков Пеледуй и Витим (общее население около 10 000 жителей) необходимо соблюсти ряд процедур. За два дня до поездки направить заявку на разрешение проезда по технологической трассе ВСТО. Затем пройти проверку на трёх КПП и двигаться по трассе только в отведенное для этого время - с 6.00 до 22.00.

Интересно, что и работники "Сургутнефтегаза" в социальных сетях пишут о том, что компания ставит препоны на трассе даже своим. "Я работаю в СНГ и могу сказать, что не пропускают даже работников на собственных машинах, если вы не какой-нибудь главный инженер. Просто у нас аварий очень много случается на этих трассах, а отвечать приходится концерну. Вот они и не хотят отвечать за это дело и перекрыли все дороги, ведущие на месторождения".

Глас вопиющего в болоте

От деятельности "Сургутнефтегаза" страдают и жители якутского села Тас-Юрях. "Мы надеялись на развитие инфраструктуры нашего села. Но, несмотря на все обещания, никаких изменений в лучшую сторону не произошло. Село осенью и весной утопает в болоте, внутрипоселковая дорога не отвечает никаким требованиям, благоустройства не было и нет", - обращаются люди к главе Республики Егору Борисову.

Сельчане жалуются, что из-за несоблюдения нефтяниками природоохранного законодательства охотиться в родных местах становится все труднее.

На Среднеботуобинском нефтяном месторождении кроме СНГ сегодня работают "Роснефтегаз", "Иреляхнефть", ООО "Тас-Юрях Нефтегазодобыча", "Алроса-Газ". Часто их деятельность ведется варварскими методами: вырубаются многочисленные просеки и не всегда убираются порубочные остатки, случаются розливы нефти.

"Честно говоря, претензий к нефтяникам и федеральным властям накопилось предостаточно. Складывается впечатление, что регион рассматривают как колониальный, дотационный и сырьевой придаток Российской империи. У нас добывают нефть, золото, алмазы. При этом основной налог на добычу полезных ископаемых полностью уходит в федеральный бюджет. "Сургутнефтегаз" построил специальный аэропорт, сотрудников привозит из Сургута вахтовым методом на 29 дней работы. Потому что, если они будут работать полный месяц, НДФЛ придется платить в Республике. Такое безобразие пора прекращать", - возмущается В.Федоров.

Между тем в 2004 году при подписании договора о сотрудничестве в области социально-экономического развития между Ленским районом и ОАО "Сургутнефтегаз" гендиректор Владимир Богданов отмечал, что компания на "преимущественной основе" будет трудоустраивать местных жителей, имеющих соответствующую квалификацию, привлекать для обустройства Талаканского месторождения специализированные предприятия района, за счет своих средств разработает генеральный план обустройства поселка Витим.

Верните "ключ" от недр

Федоров уверен, что необходимо вносить изменения в федеральное законодательство – вернуть в практику оформления лицензий на недропользование механизм "двух ключей", когда документ выдается за подписью и федерального органа власти, и руководства региона. Тогда будут учтены интересы местных жителей. В том числе и такие значимые экологические вопросы, как восстановление плодородного слоя. Так было до 2002 года, но затем с легкой руки Дмитрия Козака в его бытность на посту главы Администрации президента РФ, "ключ" у регионов забрали.

"Данный механизм предусмотрен 72-й статьей Конституции РФ, где говорится, что право пользования недрами является предметом совместной деятельности субъекта и правительства РФ. "Два ключа" применяли с 1992 года, это эффективно. А сейчас у регионов осталось право распоряжаться, разве что глиной и гравием, то есть общераспространёнными полезными ископаемыми, всем остальным распоряжается Москва. Получается, что едут временщики, которые работают по принципу "после нас хоть потоп", - сокрушается В.Федоров и напоминает, что в подготовку местных кадров средства вкладывают не нефтяники, а региональная казна.

"В бюджете ежегодно на эти цели закладывается более 4 миллиардов рублей. Мы согласны оплатить проезд, проживание, обучение, чтобы наши ребята вернулись и на постоянной основе работали в Республике Саха. Человек будет работать в концерне с зарплатой, например, 100 000 рублей, а 13% ежемесячно возвращать республике в виде НДФЛ. Нам экономически выгодно обучать и трудоустраивать молодых людей, увеличивая доходную часть бюджета", - говорит он.

В.Федоров и его коллеги в Государственном Собрании (Ил Тумэн) уверены, что отношения с недропользователями пора менять. Сделать это в Якутии попытаются с помощью долгосрочной Стратегии развития Республики.

"Через 30- 50 лет вопрос нефти вряд ли будет первым в повестке, и Республика к этому времени не должна представлять собой выжженную пустыню, в которой останутся только нефтяные вышки. Мы прекрасно понимаем: нефть уже никогда не подорожает, чистая вода сегодня стоит дороже, чем баррель черного золота", - прогнозирует В.Федоров.

Наталья ГОРБАЧЕВА