Бонус под прилавком 

Производители и ритейл рассчитаются по-новому.

Российским производителям питания вновь пытаются причинить добро. Поправки в закон "О торговле", подписанные на прошлой неделе президентом Владимиром Путиным, подаются как шаг навстречу малому и среднему бизнесу, отечественным кормильцам и сельхозпроизводителям. Однако сами кормильцы к изменениям относятся с опаской и благодарить законодателей не спешат.

В основном поправки меняют соотношения сил между торговлей и производителями в двух направлениях – размер премий розничным продавцам (ретробонусы) и отсрочка платежей по поставкам. В обоих случаях законодатель номинально встал на сторону производителя. Максимальный размер премии сократился с 10% до 5% от стоимости закупки. Эти бонусы выплачиваются торговцам за логистику, упаковку товара, место на прилавке, акции и так далее. Отсрочка платежей по поставкам сократилась на несколько дней – в зависимости от срока годности продукта. Заключать новые договоры по свежеиспеченным правилам нужно будет уже в июле 2016 года. Старые контракты разрешено "добить" до начала 2017 года.

В авангарде думской команды, инициировавшей поправки, выступила небезызвестный депутат Ирина Яровая. "Этим законом мы от имени государства обеспечиваем защиту прав покупателей и защиту прав малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке", – заявила она. Между тем ни торговцы, ни производители как безоговорочное благо закон не воспринимают.

Эксперты уверены, что ритейл не захочет терять в деньгах и "отожмет" прежние суммы по ретробонусам иным путем. От перемены мест слагаемых сумма не изменится. "Эти поправки якобы должны привести к снижению цены для потребителя. Но этого не произойдет. На мелком ритейле ограничение ретробонусов до 5% в принципе не скажется – там они и так были невелики. Крупный ритейл потери просто переведет в наценку", - рассказал "Уралинформбюро" президент сети супермаркетов "Елисей" Александр Оглоблин.

Глава комитета по оценке регулирующего воздействия свердловского отделения "Деловой России" Алексей Головченко полагает, что сети продолжат трясти с производителей бонусы. "Они будут вынуждены искать лазейки. Будут те же самые суммы только под другим названием. Через другие инструменты торговцы заставят поставщиков прогибаться под те потребности, которые у них формируются. Это будут не ретробонусы, а, например, какие-нибудь обязательные скидки или еще что-нибудь", - считает он.

Производители видят аналогичную перспективу. Зависимость от торговой полки никуда не денется, и поставщики пойдут на поводу у ритейла, как бы ни изворачивался законодатель. "Было ограничение 10%, а фактически была другая цифра. Сейчас станет 5% - но это опять только на бумаге. Закон должен быть подкреплен обязательностью его исполнения. И ответственностью. А так, это просто цифры, неподтвержденные ничем", - говорит председатель областного Союза предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности Владилен Фуфаров.

Точно так же обстоят дела и со сроками оплаты поставок. Поставщики не верят, что ритейл смилостивится. "Это - договорные вопросы. Фактические сроки оплаты всегда были выше установленных. Вопрос в том, кто это контролирует. Представители госорганов нам говорят, вы, пожалуйста, пишите заявления – мы по ним примем меры, оштрафуем. Но ведь никто не пишет! Потому что все понимают, что с этими ритейлерами надо будет дальше работать. Сегодня написал, а завтра ты из этой сети вышел. Какое удовольствие от того, что их наказали?" - рассуждает Фуфаров.

Сетевики в свою очередь грозятся сокращением ассортимента. Например, отсрочка оплаты уменьшается с 10 до 8 дней для продуктов со сроком годности менее 10 дней, с 30 до 25 дней – для продуктов со сроком годности до 30 дней. Продавцы утверждают, что для них это чувствительно: предпочтения будут отдаваться более ходовой продукции, чтобы не потерять в обороте. "Например, "Докторская" колбаса продается хорошо, а сырокопченая колбаса похуже. В соответствии с этим будет оптимизироваться ассортимент. Останутся только самые продаваемые товары", - объясняет депутат Заксобрания Свердловской области Лев Ковпак (сын основателя и владельца сети супермаркетов "Кировский" Игоря Ковпака – прим. ред.).

Кроме того, торговцы сетуют на свою большую закредитованность, которая из-за игры по новым правилам может увеличиться до предела. "Это значит, что придется повысить на какой-то процент наценку, чтобы держаться на плаву", - отмечает Александр Оглоблин.

"Потопить" крупный ритейл поправки не смогут. А вот мелкие продавцы вполне могут попасть под лопасти закона. "Поправки выкосят все небольшие местные сети. Например, раньше у местной сети было, допустим, 300 поставщиков. И каждый ей давал отсрочку. Теперь небольшим сетям нужно будет думать о том, как вовремя заплатить всем этим 300 компаниям. Денег на "оборотку" просто не будет. Все это приведет в конечном счете к глобализации. Выиграют глобальные корпорации – и производители, и торговля", - прогнозирует Ковпак.

Председатель Свердловского регионального Союза предприятий по переработке молока Игорь Пехотин надеется, что поправки сработают по принципу сита: "Есть конкурентная среда между сетевиками – думаю, что более подготовленный ритейл останется. Произойдет передел полки между сетями – выиграют самые платежеспособные".

Вместе с тем открытым остается вопрос полезности закона. "Сами поставщики не верят в то, что закон будет работать. В разговорах они признаются, что для них было бы лучше, если бы все осталось бы по-прежнему", - говорит глава комитета по ОРВ свердловского отделения "Деловой России" Алексей Головченко.

Анастасия КОКАРЕВА