Кипрский офшор ломает марганцевую комедию

На Южном Урале.

Челябинское отделение общественной организации "Российский экологический союз" подало официальную заявку на проведение общественной экологической экспертизы проекта Троицкого металлургического завода, рассчитанного на выпуск 33 тысяч тонн металлического марганца в год. К заявке экологи приложили заключение челябинских ученых, которые считают выбранную технологию устаревшей и опасной. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", уязвим проект и с юридической точки зрения, но надзорные органы почему-то смотрят на это сквозь пальцы.

С марганцем в России очень плохо: после распада Советского Союза его приходится завозить из Казахстана и Украины. Поэтому идея построить в Троицке завод по производству марганца была воспринята металлургами на ура. Правда, побывавший в 2014 году на будущей строительной площадке губернатор Челябинской области Борис Дубровский указал на экологические риски, проблемы с сырьем и финансами.

Руководство ТМЗ заверило, что все трудности готово преодолеть: с банкирами проведены переговоры о предоставлении кредитов, Жайремский ГОК согласился поставлять руду, а все пылеобразующие агрегаты завода будут подключены к современной газоочистке. Проведенные специалистами расчеты показывают, что размер санитарно-защитной зоны вокруг предприятия не превысит 270 метров. Отходов 1 и 2 класса опасности, утверждает пресс-служба, на заводе не будет, а современная замкнутая система водоснабжения предотвратит загрязнение местной речки Уй.

Однако жители Троицка металлургам не поверили и собрали уже 15 тысяч подписей против строительства завода. Аргументы у них, прямо скажем, железобетонные. Челябинские эксперты, среди которых числятся доктора технических наук Сергей Денисов и Иван Добровольский, утверждают, что разливка горячего шлака и разгрузка сырья будет происходить на открытом пространстве, что неизбежно приведет к загрязнению атмосферного воздуха и грунтовых вод. Это - устаревшая технология: на всех современных производствах разгрузка производится в закрытых помещениях.

Кроме того, беспокоятся ученые, в проекте не учтены отходы 1 и 2 класса опасности (получается, они все-таки есть!) и не указано, какое количество оксида кремния, а также фосфора, серы, цинка и свинца, превращающихся при высокой температуре в газ, попадет в атмосферу.

Впрочем, цифры можно найти в оценке риска для здоровья населения, сделанной Институтом прикладной экологии и гигиены из Санкт-Петербурга. Троицкий металлургический завод будет выбрасывать в атмосферу 16 загрязняющих веществ, в том числе 1 и 2 класса опасности (бензапирен, марганец с соединениями). Суммарный выброс "химии" в атмосферный воздух составит 2155 тонн в год. Как выяснили эксперты, из 19 источников выбросов загрязняющих веществ проектируемого цеха по производству металлического марганца лишь три будут оборудованы пылегазоочистным оборудованием.

Любопытны и другие утверждения петербуржцев: зона максимального загрязнения будет распространяться в пределах 3 120 (!) метров от источника выброса (трубы). При этом в 590 метрах от границы завода находится общежитие, в 685 метрах – поселок Южный, в 730 метрах – садоводство "Дизелист".

Эксперты прямо говорят, что при расчете размера санитарно-защитной зоны они не учитывали другие источники загрязнения, не принимали во внимание трансформацию веществ в атмосферном воздухе (что приводит к изменению их количества), а при оценке рисков для здоровья брали химические вещества лишь из воздуха. Соответственно, все эти расчеты СЗЗ с размерами "не более 270 метров" – обычная филькина грамота.

Поразительно, однако, даже не это. Санитарные правила и нормы для производства 1 класса опасности, каковым является выплавка металлического марганца, предусматривают санитарно-защитную зону в 1000 метров. Депутат Государственной думы Иван Никитчук обратил на это внимание Генеральной прокуратуры России и получил ответ от первого заместителя Юрия Чайки. В нем Александр Буксман заявил, что "окончательный размер СЗЗ будет установлен после ввода данного объекта".

"А если окажется, что санитарно-защитная зона не отвечает экологическим требованиям, – задал резонный вопрос депутат, – то будем производство закрывать или переносить в другое место техникум, общежитие, часть жилого массива, которые находятся в СЗЗ? Где об этом сказано, записано, за чей счет это будет сделано?"

Руководитель Челябинского отделения общественной организации "Российский экологический союз" Николай Шеремет полагает, что проект ТМЗ – абсолютно неприемлемый, поскольку предлагаются безобразные решения относительно не только газообразных, но и твердых отходов. Завод обязан их перерабатывать, но об этом не сказано ни слова. ТМЗ якобы собирается складировать их на городскую свалку, но, во-первых, это запрещено, а во-вторых, в Троицке нет зарегистрированного мусорного полигона.

Третья проблема – откуда брать воду? Речка Уй еле-еле обеспечивает город питьевой водой, и что будет с ней потом, никто не знает. Во всяком случае, проектная документация на этот вопрос не отвечает. Иван Никитчук считает, что строительство завода в Троицке – это авантюра. Причем громоздящаяся на гнилом фундаменте.

По данным парламентария, компания-застройщик принадлежит кипрскому офшору Morsenia Consulting Ltd, а по федеральному законодательству в приграничной зоне нельзя продавать земли иностранным собственникам. Генпрокуратура считает, что нарушения нет: Ивану Никитчуку сообщили по секрету, что "это наши ребята". Депутата этот ответ не устроил: черным по белому написано, что инвестор иностранный, и по формальным признакам можно оспорить отведение земли в суде.

С грубейшими нарушениями были проведены и публичные слушания по поводу строительства завода. Металлурги (да и чиновники, видимо, тоже) чувствуют юридическую уязвимость проекта, а потому в открытую ломают комедию. Некий гражданин (в Троицке ходят слухи, что это - родственник прокурора города) подал в суд иск на организаторов стройки: мол, проект неправильный и его надо запретить. Однако на слушания истец не явился, и суд ему отказал. Теперь все причастные к делу (включая Генпрокуратуру) козыряют этим решением, легализуя нелегитимную стройку.

Пока на стройплощадке тишина – видимо, перед выборами застройщика попросили поумерить пыл. Более того, глава Троицка Александр Виноградов, который два месяца не принимал заявку на проведение общественной экологической экспертизы, вдруг сам позвонил активистам движения "Троицк против ферросплавов" и попросил принести бумаги.

Вероятно, общественности позволят выпустить пар, а потом тихой сапой завод все же построят, что, мягко говоря, будет большой глупостью. Как справедливо говорят жители Троицка, те жалкие 410 рабочих мест (причем не для местных, поскольку металлургии в городе отродясь не было), что сулит ТМЗ, не стоят загаженных территорий, на которых испокон века выращивали хлеб.

Горожане предлагают властям создавать рабочие места совсем в других отраслях. Любопытно, что металлургическое производство собираются размещать в корпусах обанкротившегося дизельного завода. Кроме того, при Советском Союзе в Троицке были мясокомбинат, швейная фабрика, жиркомбинат, молокозавод, кондитерская фабрика, кирпичный завод, обувная фабрика – сегодня ни одно из этих предприятий не работает…

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ