"Перпетуум-мобиле" Михаила Сутягинского

Сватают Новоуральску.

Группа активистов собрала более 18 тысяч подписей под петицией, требующей запретить строительство кремниевого завода в Новоуральске. Опасное производство в закрытом атомном городе намерена построить Группа компаний "Титан", принадлежащая Михаилу Сутягинскому. Омского бизнесмена заинтересовали преференции и готовая площадка в индустриальном парке.

Проект возмутил не только экологов, но и ученых, которые не понимают, зачем надо закладывать "бомбочку" под расположенный в ЗАТО Уральский электрохимический комбинат, когда металлургический кремний можно выпускать на алюминиевых заводах ("Уралинформбюро" ранее подробно рассказывало об этом).

По мнению экспертов, с экономической точки зрения дешевле нарастить производство кремния в Каменске-Уральском. Но, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", экономический эффект в этой истории вряд ли будет стоять на первом месте. Предыдущий проект Сутягинского по строительству кремниевого завода в Казахстане обернулся громкими скандалами, уголовными делами и облегчением бюджета страны на миллиарды тенге.

ГК "Титан" официально существует с 1998 года, а рождением своим обязана молодежному центру "Титан", который в конце 1980-х возглавил секретарь комитета комсомола ПО "Омскнефтеоргсинтез" Михаил Сутягинский. Как известно, ВЛКСМ тогда активно коммерциализировался, реализуя на практике положения закона о кооперации. Молодежь стала зарабатывать, "крышуя" мелких предпринимателей.

В лихие 90-е Сутягинский оказался в числе коммерсантов. А затем бывший партийный секретарь Павел Понкратьев пригласил его в нефтехимический бизнес. Вместе они организовали производство метилтретбутилового эфира - специальной бензиновой добавки, после чего разругались и долго воевали.

В 2000-м Сутягинский победил Понкратьева и прибрал к рукам не только компанию по выпуску эфира, но и ОАО "Омский каучук". Дела его сразу пошли в гору: "Титан", помимо каучука и пропилена, стал заниматься автомобилями, сельским хозяйством, строительным бизнесом, перевозками и т.д.

Понятно, что без связей создать и тем более удержать такое хозяйство было бы невозможно. Подпорки у Сутягинского были крепкие: один из бизнесов возглавлял отставной начальник областного управления ФСБ, а службу безопасности – бывший шеф уголовного розыска. Благоволил "Титану" и экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев, оказывая ему государственную поддержку.

Умение работать с властями помогло "Титану" развернуться в Казахстане: старший брат Сутягинского Александр жил в республике и имел совместный бизнес с бывшим высокопоставленным работником МВД Казахстана Михаилом Гаркушкиным. ТОО "Баско", принадлежащее им, стало учредителем предприятия по глубокой переработке зерновых Biohim. Затем часть акций последнего перешло к ГК "Титан".

Проект был многообещающим: современные технологии позволяют получать из зерна биоэтанол, который можно использовать в качестве альтернативного топлива либо выделять из него этилтретбутиловый эфир – экологически чистую добавку к традиционному топливу. На открытие предприятия в 2006 году приехал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Однако проект пришлось законсервировать из-за его нерентабельности. Партнеры взялись за строительство кремниевого завода. Первую продукцию Silicium Kazakhstan выдал в 2009 году, а спустя два года стал банкротом. Российские политики обвинили власти Казахстана в "зажимании" инвесторов: мол, зерновой комбинат не обеспечили электроэнергией и водой, а кремниевому заводу изменили согласованные тарифы.

Казахстанские СМИ рисуют несколько иную картину. По их данным, Сутягинские не были инвесторами: заводы были построены на кредиты государственного Банка развития Казахстана и БТА-банка, в который государство вкачало миллиарды долларов. В 2012 году сотрудники БРК сообщили газете "Время", что во всех предприятиях, к которым имеют отношения братья Сутягинские, кредиторская задолженность превышает стоимость активов.

При проверке Silicium Kazakhstan, сообщает "Общая газета", выяснилось, что немецкая компания Thyssen Krupp Metellurgie GmbH, получившая долю в капитале за разработку проекта, поставила устаревшую энергоемкую технологию, а продукцию покупала по заниженной цене. Предприятие явно работало в убыток, и никто не обращал на это внимания в течение нескольких лет.

В 2009 году хозяин БТА-банка Мухтар Аблязов уехал в Лондон, где попросил политического убежища. Кредитное учреждение за долги перешло государственному фонду "Самрук Казына", который обнаружил "дыру" в размере 12 миллиардов долларов. Политик и банкир Александр Лебедев утверждает, что Аблязов украл десятую часть казахстанского ВВП.

Михаил Гаркушкин в 2012 году заявил журналистам, что в 2009 году он попытался навести порядок на Biohim, но ему не дали, поскольку это предприятие было ширмой для хищения бюджетных средств. Гаркушкин проинформировал Kazakhstan Today, что сообщил в прокуратуру о теневых схемах по выводу денег в офшоры.

В 2012-м казахская полиция арестовала Александра Сутягинского, обвинив его в организации покушения на Гаркушкина. Банк развития Казахстана потребовал от собственника "Титана" досрочно вернуть кредиты. Но из этого в итоге ничего не вышло.

Сутягинскому судья Утемисова дала условный срок, и он тут же скрылся, за что судья схлопотала "четверочку". БРК до сих пор бодается с российским правосудием, пытаясь исполнить на территории России решения казахстанских судов о взыскании с "Титана" 16 миллиардов тенге.

Михаил Сутягинский вину брата не признал, заявив, что "мы всегда действовали в рамках правового поля". В России он реализует абсолютно те же проекты, что и в Казахстане. В 2006 году собственник "Титана" представил технологию по излечению из биоэтанола этилтретбутилового эфира губернатору Леониду Полежаеву. "Биокомплекс" получил налоговые льготы.

С тех пор сдана лишь первая очередь комбикормового завода. В 2015 году с проектом познакомился Дмитрий Медведев. "Красивая картинка" понравилась премьеру, и государство даже пообещало выделить 47 миллионов рублей.

Кремниевый завод Сутягинский попытался построить сначала в Омске, но горожане не позволили. Теперь вот он сватает его новоуральцам. И снова речь идет о льготах и государственной поддержке. Кредиты, видимо, по старой доброй традиции коммерсанты будут брать во Внешэкономбанке.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ