"ВСМПО-Ависма" присматривается к новым рынкам

И новым технологиям.

В сентябре в Самаре заработало совместное предприятие, созданное корпорацией "ВСМПО-Ависма" и компанией "Арконик СМЗ", отпочковавшейся от алюминиевого гиганта Alcoa. Новое производство займется выпуском деталей из титановых и алюминиевых сплавов для авиастроения.

Параллельно "ВСМПО-Ависма" расширяет мощности и возможности СП Ural Boeing Manufacturing. Партнерство нацелено на увеличение механической обработки и номенклатуры изделий для коммерческого самолета Boeing 737.

Пойти на сотрудничество с иностранными компаниями корпорацию побудили тенденции в мировой экономике.

Вялотекущий кризис на внешнем и внутреннем рынках привел к сокращению потребления так называемого технического титана. В авиационной промышленности ситуация тоже неоднозначная: одни проекты ускоряются, а другие – тормозятся.

На крупнейших авиасалонах "ВСМПО-Ависма" смогла заключить контракты на поставку титановой продукции с ведущими самолетостроительными компаниями мира. Но реализовывать металлы и сплавы стало сложнее: заказчиков интересуют готовые детали.

Чтобы сохранить позиции на престижном рынке, корпорация сделала ставку на снижение издержек, повышение качества продукции и выпуск высокотехнологичных изделий. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", резервы для этого у предприятия есть.

Официальная статистика свидетельствует, что в январе - июле 2016 года производство необработанного титана в России уменьшилось на 2,7%, а титановых сплавов увеличилось на 13,4%. В целом же рынок находится в равновесном положении: в ближайшие годы, полагает генеральный директор ЗАО "Межгосударственная ассоциация "Титан" Андрей Александров, ожидать резкого увеличения спроса на титан, как в 2012 году, не стоит – возможен лишь небольшой рост.

На внешних рынках, куда "ВСМПО-Ависма" поставляет 60% своей продукции, ажиотажа также не наблюдается: крупные инвестиционные проекты замораживаются, промышленность и энергетика сокращают потребление титана, востребованного при производстве теплообменников, химических и опреснительных установок.

Стабильными остаются поставки для медицины, которая, невзирая на кризис, увеличивает закупки металла на 4-8% в год. Но мировой рынок способен "проглотить" всего лишь 4 тысячи тонн титана (для сравнения: "ВСМПО-Ависма" производит около 30 тысяч тонн).

При этом титановый рынок в последнее десятилетие активно развивался. Появились новые заводы по выпуску губки и готовой продукции. Сегодня, констатирует Андрей Александров, предложение титана избыточно, и рынок на это реагирует. В августе компания Allegheny Technologies объявила о закрытии завода по производству титановой губки в штате Юта (США).

Последняя выставка в Фарнборо показала, что основным потребителем титана является самолетостроение. В частности, полным ходом идет выпуск лайнеров A320NEO, A350XWB, B737 MAX, B777X. "ВСМПО-Ависма" договорилась о поставках Airbus штамповок и панелей для производства двигателей, а также ряда изделий и материалов. С Boeing заключен контракт до 2022 года о поставках титанового проката всех типов.

Давние отношения связывают корпорацию и с французским производителем авиационных двигателей Safran. Развивается сотрудничество с компанией Bombardier Aerospace, которая до недавнего времени покупала кованые изделия для самолетного крыла. "ВСМПО-Ависма" договорилась о переходе с поковок на штамповки. Номенклатура поставляемых изделий значительно расширилась и сейчас включает в себя уже сложноконтурные титановые детали.

Сегодня доля корпорации на мировом рынке составляет около 30%, что позволяет чувствовать себя довольно уверенно. Но конкуренция возрастает: после посещения Фарнборо менеджмент корпорации сообщил, что появились новые сильные игроки, располагающие мощностями по выпуску как губки, так и титановых полуфабрикатов.

Сохранить и даже нарастить свою долю на рынке в условиях избытка мощностей по производству титана, полагают на предприятии, можно, лишь улучшая качество продукции и снижая сроки изготовления.

Корпорация постоянно разрабатывает новые сплавы и сертифицирует их в России и за рубежом. Она, как считает Андрей Александров, способна делать полуфабрикаты практически любой сложности, но при этом активно развивает сотрудничество с партнерами. Алюминиевая фирма Alcoa, с кем фактически "ВСМПО-Ависма" создала совместное предприятие в Самаре, имеет огромный опыт по разработке и производству различных сплавов.

Предлагают свои услуги и отечественные разработчики сплавов. ФГУП "Всероссийский институт авиационных материалов", например, создало жаропрочные материалы на интерметаллидной основе. Изготовление из сплавов нового поколения кольцевых и дисковых заготовок для газотурбинного двигателя, полагают ученые, позволит увеличить его весовую эффективность на 20%.

ВИАМ также разработал технологию изотермической штамповки на воздухе, которая при изготовлении заготовок из высокопрочных титановых сплавов снижает трудоемкость в пять раз и увеличивает коэффициент использования металла в три раза. В корпорации "ВСМПО-Ависма" технология изотермической штамповки используется только для калибровки лопаток компрессора, то есть резервы для снижения издержек есть.

Генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов считает, что производителям титановых полуфабрикатов следует делать ставку на аддитивные технологии. Корпорация Boeing уже сегодня изготавливает с применением 3D-печати десятки тысяч деталей. Гигантский эффект заставляет идти в эту сферу даже непрофильные компании: например, американская компания Arcast, выпускающая оборудование для плавки металлов, решила наладить серийное производство порошков из сплавов – в том числе и титановых.

Не так давно решило заняться изготовлением порошков и АО "Уральский электрохимический комбинат". Технологию получения порошков из сплавов предприятию передал Региональный инжиниринговый центр Уральского федерального университета.

Андрей Александров говорит, что научные институты наработали довольно большой опыт в области аддитивных технологий и предлагают сегодня и оборудование для производства порошков, и сами принтеры, на которых можно изготавливать в том числе и титановые изделия.

"ВСМПО-Ависма", сделав ставку на внедрение современных технологий и сплавов, похоже не прогадала: возможности для повышения конкурентоспособности здесь просто огромные. Генеральный директор корпорации Михаил Воеводин справедливо полагает, что применение новых сплавов и технологий снизит цену и повысит качественные характеристики изделий, а ставка на продукцию глубокой степени переработки даст дополнительные возможности по увеличению выпуска продукции для авиастроения.

Виктор СТЕПАНОВ