Северный морской путь стал ближе

На один шаг.

Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа подписало с ОАО "РЖД" соглашение о строительстве Северного широтного хода (СШХ). Железнодорожная магистраль, которая свяжет между собой станции Обская и Коротчаево, имеет стратегическое значение, поскольку значительно сократит доставку грузов к Северному морскому пути и позволит эффективнее осваивать Арктическую зону Российской Федерации.

Проект был разработан еще в начале 2000-х годов, но реализация его затянулась: в настоящее время благодаря титаническим усилиям губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина готов лишь автомобильный переход через реку Надым – первый этап моста, который должен стать и железнодорожным. Необходимо будет построить мост через Обь, проложить железнодорожное полотно от Салехарда до Надыма, а также реконструировать пути на участке от поселка Пангоды до Коротчаево.

Сложная судьба СШХ вынуждает искать нестандартные пути его финансирования. Впервые в практике РЖД магистраль будет возводиться по концессионной схеме, то есть частная компания построит и будет эксплуатировать один из участков железной дороги. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", в настоящее время готовятся бизнес-план и финансовая модель проекта. Концессионное соглашение будет заключено после одобрения его правительством России.

Соглашение о совместной реализации проекта позволило распределить обязанности между его участниками. Концессионеру предлагается за счет собственных и привлеченных средств построить магистраль Салехард – Надым, а также железнодорожные переходы через реки Обь и Надым с необходимыми подходами к ним.

В настоящее время, сообщил "Уралинформбюро" начальник управления транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Анатолий Иванов, обсуждается, на каких условиях и кому конкретно будет передаваться в управление концессионный участок. В правительстве автономного округа надеются, что до конца 2016 года соглашение будет подписано.

ОАО "РЖД", как ожидается, к 2022 году реконструирует железнодорожный участок Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Монополия рассчитывает, что успешное государственно-частное партнерство при сооружении транспортного коридора на севере страны позволит использовать эту модель при реализации и других строительных проектов.

Власти Ямала обязались предоставить под Северный широтный ход земельные участки и налоговые льготы для участников строительства.

Как говорят эксперты, СШХ будет уникальной магистралью. Сотрудники института "Ленгиппротранс", разрабатывавшие проект участка Салехард – Надым, столкнулись с очаговой вечной мерзлотой с температурой около нуля градусов. Предсказать ее поведение было невозможно, и поэтому проектировщикам пришлось применять конструкции и материалы, которые консервируют в земляной насыпи все процессы.

Примыкание СШХ к Северной железной дороге обеспечит транспортный выход Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края на железнодорожные магистрали европейской части России и к Северному морскому пути. А многие регионы России получат короткий, а, следовательно, недорогой выход в Мировой океан через порт Сабетта и Севморпуть при строительстве железнодорожной трассы Бованенково - Сабетта.

Эксперты утверждают, что сегодняшние мощности портовой инфраструктуры превышают возможности железнодорожников: терминалы строятся быстрее, чем дороги. К портам европейской и Приуральской Арктики где-то невозможно добраться по однопутным путям, а где-то, например между Бованенково и Сабеттой, железной дороги пока нет вообще.

Между тем Северный морской путь (СМП), свидетельствуют исследования Анатолия Киселенко и Петра Малащука, проведенные в рамках Комплексной программы УрО РАН на 2015-2017 годы, становится все более востребованным с военной и экономической точек зрения. Увеличение транзитных перевозок напрямую связано с расширением пропускной способности железной дороги.

Потребность в перевозках по широтному ходу составляет сегодня примерно 23 миллиона тонн в год. Речь идет преимущественно о газовом конденсате и нефтеналивных грузах. В перспективе месторождения смогут выдавать и 28 миллионов тонн в год. Но большое значение новой магистрали, полагают ученые, заключается не только в обеспечении доставки и вывозки грузов для СМП, но и в содействии портам при выполнении функций по обслуживанию судов (снабжение, бункерование, ремонт и т.п.).

Дмитрий Кобылкин полагает, что СШХ превратит Ямал в транспортно-логистический узел. Он позволит снизить стоимость товаров и услуг для населения и бизнеса, а также создать тысячи новых рабочих мест: появление железной дороги неизменно способствует развитию прилегающих территорий.

Владимир Цыганов не исключает, что Северный широтный ход повторит судьбу Транссиба. Созданный поначалу для решения геостратегических задач на Дальнем Востоке, он со временем стал выгодным бизнесом, приносящим миллиардные прибыли.

Буквально на днях перспективы строительства СШХ получили еще одну весомую поддержку. 25 октября на церемонии ввода на Ямале новго месторождения вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович заявил, что округ ждут новые проекты, связанные с развитием инфраструктуры. Прежде всего железнодорожной, которая позволит обеспечить доставку грузов в Европу и Азиатские страны по Северном морскому пути.

"Мы рассчитываем на Ямал. И государство, и компании будут инвестировать сюда, будем развивать инфраструктуру, улучшать условия жизни. Это совместная задача государства и частных компаний", - подчеркнул вице-премьер.

Подписав соглашение о строительстве СШХ, участники проекта, по мнению президента ОАО "РЖД" Олега Белозерова, стали на один шаг ближе к цели. "В скором времени мы проведем еще одну встречу, где определим конкретные дальнейшие шаги и четко сформируем график движения вперед", - заявил он.

Виктор СТЕПАНОВ

Актуальное