Н.Подкопай: "Мы не дадим тарифам разгуляться"

Председатель Региональной энергетической комиссии Свердловской области - один из самых известных нюьсмэйкеров на Среднем Урале. Причиной тому - стратегическое значение возглавляемой им комиссии, которой отведена роль барьера для рвущихся ввысь цен на транспорт и коммунальные услуги. О ситуации с ценами и причинах их роста Н.Подкопай рассказал в интервью "Уралинформбюро". Уралинформбюро: Николай Александрович, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, полномочия РЭК значительно расширились. Какие вопросы теперь находятся в ее компетенции? Н.Подкопай: РЭК имеет очень большой круг полномочий в вопросах ценообразования. Все тарифы, регулируемые в соответствии с федеральным законодательством на территории Свердловской области, проходят через нашу комиссию. При этом без разницы, сама ли РЭК утверждает тариф (электричество, тепло, газ, транспорт) или же она готовит расчеты и проект постановления областного правительства. Всего в ведении РЭК находится более четырех десятков тарифов: коммунальные тарифы, тарифы на ритуальные услуги, паспортно-визовые и т.д. Как только встает вопрос об изменении тарифа, РЭК начинает готовить расчет и экономическое обоснование, которые предоставляет правительству. За последние два года мы полностью получили права на регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и их транспортировку. Регулирование тарифов на сжиженный и природный газ для населения также были переданы областным правительством в ведение РЭК. Осенью 2002 года, по решению Уставного суда Свердловской области, у муниципальных образований было изъято право регулирования тарифов на проезд в городском и пригородном общественном транспорте, провоз багажа. Это право было передано органам исполнительной власти субъекта федерации. В свою очередь областное правительство посчитало целесообразным отдать эту функцию РЭК. Хочу отметить, что в этом нет нарушения законодательства, о котором писали отдельные СМИ, пытаясь опорочить правительство и РЭК. В типовом положении о Региональных энергетических комиссиях Российской Федерации, утвержденном в декабре 1999 года, четко сказано, что кроме исполнения функций по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию, РЭК может регулировать иные тарифы в пределах полномочий субъекта федерации. Исполнительная власть субъекта федерации может на законных основаниях передать свои полномочия РЭК. Ряд администраций городов и районов, и в первую очередь екатеринбургская мэрия, сильно занервничали, узнав, что регулирование тарифов на проезд в городском транспорте перешло энергетической комиссии. Раньше муниципалитетам на согласительных комиссиях по проекту бюджета на очередной финансовый год удавалось буквально вводить в заблуждение и правительство, и Законодательное Собрание, так как от них предоставления обоснованности тарифа не требовалось. В настоящее время на уровне федерации поставлен вопрос о реорганизации РЭКов. Орган регулирования тарифов и цен по-прежнему будет существовать, но изменит название в связи с изменением функций. Еще два года назад Президент России поставил задачу - на территории каждого субъекта создать единый тарифный орган. Аналогичная работа уже проводится на федеральном уровне. В частности, регулирование тарифов на железнодорожные перевозки передано от МПС к ФЭК. Новая организация получит полномочия регулирования практически всех цен и тарифов. Этот вопрос должен быть урегулирован уже в середине лета. Сейчас мы ждем появления новых нормативных актов. Следует подчеркнуть, что создается единый тарифный орган, наделяющийся не только большими полномочиями, но и большей ответственностью. - Применяется ли система санкций к нарушителям? Н.Подкопай: Если раньше РЭК не наделялись правом контроля устанавливаемых цен и тарифов, то сейчас в законе это четко прописано. Свердловская региональная энергетическая комиссия изначально имела функцию контроля, получив ее от прежнего комитета ценовой политики. Мы всегда контролировали, наказывали, вели профилактическую работу. Неоднократно к нам для обмена опытом приезжали специалисты из других регионов, так как в большинстве субъектов контроля над ценами не было. Практика показала, что нарушителей очень много. От числа проверяемых предприятий это около 60%. Мы детально изучаем причины, по которым организации допустили нарушения. Иногда предприятия сознательно идут на нарушение, пожелав получить дополнительную прибыль без особого труда. Но очень часто причина в том, что в середине 90-х годов, когда экономика работала по принципу "купи-продай", ослабли функции экономической службы. Наказание за нарушение достаточно серьезное. Организация облагается административным штрафом (до 50 тысяч рублей), штраф для должностного лица, отвечающего за вопросы ценообразования, достигает 5 тысяч рублей. Естественно, почти каждое тарифное дело обжалуется в суде. Как правило, за редким исключением, эти попытки заканчиваются ничем, так как суд подтверждает нашу правоту. - В каком русле идет взаимодействие РЭК с муниципальными образованиями? Н.Подкопай: Мы единственный в Российской Федерации орган ценообразования и контроля, который на протяжении многих лет плотно работает с муниципальными образованиями. Стабильно два раза в год РЭК проводит бесплатный семинар для представителей муниципальных образований, занимающимися вопросами тарифов и цен. Мы даем информацию об изменении в федеральном и областном законодательстве за истекшее полугодие, комментируем вышедшие постановления Правительства РФ и Свердловской области. В повестку семинара включаются вопросы, интересующие муниципальные образования. За год через РЭК проходит несколько тысяч письменных обращений, ежедневно проводятся консультации. Мы ежемесячно отправляем в муниципалитеты данные о тарифах и ценах на территории Свердловской области. По нашим таблицам можно делать выводы об уровне платежей, нормативов и т.д. - У всех на слуху конфликт РЭК с мэрией Екатеринбурга. В чем его основа, на Ваш взгляд? Н.Подкопай: Нужно отметить, что в установлении нормативов потребления горячей воды "мудрее" Екатеринбурга у нас нет ни одного муниципалитета. Здравомыслящие люди прекрасно понимают, что обоснованный ежедневный норматив потребления горячей воды - 100-120 литров на человека. В Екатеринбурге же эта цифра - 165 литров. К этому уровню ни один муниципалитет даже не стремится. Только в Екатеринбурге все "дыры" в городском хозяйстве пытаются заткнуть за счет кошелька горожан. Мы еще несколько лет назад обратили внимание на то, что по стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбург является одним из самых дорогих городов в Российской Федерации. В 2000-2001 году уральская столица входила в первую десятку по этому показателю. Специалисты РЭК посчитали, что экономически обоснованный тариф на проезд в общественном транспорте, даже для такого мегополиса, как Екатеринбург, 4 рубля. Несмотря на это, администрация города утверждала, что тариф должен быть еще выше, так как транспортные предприятия терпят убытки. Разобраться в экономике Екатеринбурга сложно - она закрыта и недоступна. Мы не раз сталкивались с тем, что нам просто отказывали в предоставлении информации. В конце 2001 года на согласительной комиссии по проекту областного бюджета на 2002 год к РЭК обратились с просьбой посмотреть ситуацию с тарифами на проезд в общественном транспорте Екатеринбурга, поскольку мэр Аркадий Чернецкий постоянно заявлял, что городу нужны дополнительные средства из областного бюджета, так как транспортные предприятия являются убыточными. Мы провели небольшую проверку в автобусном хозяйстве Екатеринбурга. Оказалось, что значительные суммы использовались не по назначению: приобретение различного оборудования, выплата дополнительных денежных вознаграждений сотрудникам, что не предусматривалось. Об этих нарушениях мы узнали из актов КРУ городской администрации, а мэрия в тот момент хранила молчание. В 2002 году этому вопросу уделялось более пристальное внимание. Для работы согласительной комиссии по проекту бюджета на 2003 год мы проверили использование средств, выделяемых из областного бюджета, на компенсацию расходов транспортных предприятий. Если за 2001 год из сумм, которые были выделены из средств областного бюджета в качестве помощи Екатеринбургу, администрация не передала транспортным организациям более 20 миллионов рублей, за 2002 год эта сумма составила 113 миллионов рублей (40% всех средств). Эти средства использованы администрацией города без предоставления отчета. Между тем, в начале 2003 года из-за долгов по оплате за электрический транспорт Екатеринбургская электросетевая компания на несколько часов обесточила подстанцию в районе Эльмаша и Сортировки, остановив трамвайное движение. Глава же города не нашел ничего лучше, как наказать руководителей трамвайно-троллейбусного управления. Это просто цинизм. На согласительной комиссии был поставлен вопрос, о том, что контроль за выделяемыми муниципалитетам средствами на нужды транспортных предприятий, должен быть передан РЭК. К сожалению, в этом вопросе нас депутаты Законодательного Собрания пока не поддержали.Как орган, регулирующий тарифы на транспорт, РЭК приняла постановление, установившая предельный уровень одного проезда в городском транспорте - 5 рублей, в пригородном - 60 копеек за километр проезда. В пределах этих сумм главы могут сами определять тариф. Если они не укладываются, то вместе с перевозчиком должны подготовить соответствующие расчеты и направить обращение в РЭК, а мы, исходя из экономической обоснованности, будем принимать решение, поднимать тарифы или нет. Например, для Североуральска тариф на перевозки в пригородном транспорте уже поднят до 72 копеек за километр. Но следует отметить, что тариф РЭК увеличивает далеко не всем, так как не все могут доказать обоснованность этого увеличения. Мы досконально изучили расчеты Екатеринбурга на 2003 год и убедились, что они завышены. Завышены данные на расходы по ГСМ, на электричество для электротранспорта. В частности, по ГСМ в расчетах администрации планировался рост на 40%, фактически он составил 30%. Таким образом, администрация Екатеринбурга рассчитывала, что себестоимость одной перевозки в общественном транспорте будет 5 рублей 37 копеек. РЭК скорректировала эту цифру до 5 рублей 2 копеек. Подчеркну, что главы абсолютного большинства муниципалитетов хотят показать заботу о своем населении - вводятся льготы для ряда категорий жителей, в частности для ветеранов труда. Это хорошее и нужное дело. Но прежде, чем предоставить право бесплатного проезда, необходимо посчитать, кто и каким образом будет компенсировать эти расходы транспортникам. В Екатеринбурге Аркадий Чернецкий, введя подобные льготы, не позаботился о компенсации. Затраты были просто переложены на плечи горожан, не имеющих льгот по оплате проезда. Учитывая не переданную транспортникам сумму, поступившую из областного бюджета в 2001-2002 годах, а также необходимую компенсацию льгот установленных муниципалитетом, можно утверждать, что проезд в общественном транспорте Екатеринбурга сейчас должен стоить 4 рубля. Мы написали мэру письмо, где изложили методику расчета и довольно в вежливой форме обратили внимание на то, что тарифы завышены. С 1 февраля 2002 стоимость проезда в общественном транспорте Екатеринбурга - 5 рублей, в Уфе, Ижевске, Тюмени, Оренбурге - 4 рубля. Пока на наше письмо никакой реакции со стороны администрации нет. Сомневаюсь, что она вообще будет. В последнее время Аркадий Чернецкий устранился от тарифной политики. Он заявляет, что не хватает средств из федерального бюджета. Но главу города избрали именно для того, чтобы он "выбивал" деньги, он должен отстаивать интересы горожан. В Екатеринбурге хотят все проблемы решать более простым путем. При малейшем затруднении проблема перекладывается на плечи горожан. Если не можем рассчитаться за горячую воду, увеличивается норматив потребления, нечем платить транспортникам - увеличивается стоимость проезда. Я читаю интервью мэра, слушаю выступления, но тема тарифов мэром не затрагивается. В России, наверное, больше нет случаев, когда здравствующий мэр, находясь на рабочем месте, передает свои полномочия нижестоящим чиновникам. Возникает вопрос: для чего же народ его избрал? По имеющимся у нас данным город прорабатывал вопрос о повышении стоимости проезда до 6 рублей. Могу вас заверить, что тариф не будет повышаться, пока город не рассчитается с долгами. - Николай Алексеевич, отопительный сезон 2002-2003 годов закончен, но уже в ближайшее время начнется подготовка к новой зиме. Расскажите, пожалуйста, какие проблемы мы заберем с собой в новый отопительный сезон. Н.Подкопай: Зима 2002-2003 годов не стала исключением из правил - проблемы были. Происходили аварии, самая большая в поселок Восточный. Нужно отметить, что уже давно не было аварий по вине главной энергетической компании "Свердловэнерго". Все аварии в основном происходят на муниципальных котельных. Там, где до последнего времени наше вмешательство просто не допускалось. По прежнему законодательству тарифы в муниципальных котельных регулировались муниципалитетами. Ряд муниципалитетов мы в прошедшую зиму проверили, как правильно рассчитываются тарифы, что закладывается. Как через тарифы обеспечивается энергетическая безопасность. Очень неутешительные выводы получили. В среднем каждая муниципальная котельная в Свердловской области завысила тариф и получила необоснованно примерно 2 миллиона рублей в год. Взяв под контроль все котельные, обоснованность тарифов в предстоящую зиму мы должны навести порядок. Это не так то просто, так как таких котельных сотни. Часто аварии происходят из-за элементарного разгильдяйства, когда не проводится работа в подготовительный период, не запасено топливо, нет ремонта. Но самый неприятный фактор - человеческий, когда авария происходит по вине самих работников. Очень тяжела ситуация сложилась в Екатеринбурге, особенно в Орджоникидзевском районе. Сети там очень старые, построенные с нарушением технологических режимов. По просьбе администрации Екатеринбурга РЭК дополнительно включила в тариф для населения более 20 рублей за гекокалорию. Поэтому для нас было странно, что Аркадий Чернецкий отрапортовал, будто мэрия своими силами отремонтировала более 100 километров теплотрасс. На сегодняшний день в Екатеринбурге более 1 500 километров теплотрасстрасс и при таких темпах ремонт растянется на 15 лет, что просто недопустимо. Мэр при этом умолчал, что на ремонт пошли тарифные деньги. Еще более удивительными для нас стали жесткие выпады в некоторых СМИ по поводу того, что РЭК завышает тарифы. Ведь глава города сам просил поднять тарифы и выделить деньги на ремонт. В этой ситуации нам ничего не осталось, как провести ревизию. Оказалось, что значительная часть денег, собираемых с населения, которые должны идти на реконструкцию городских теплотрасс, недоиспользованы или использованы не по назначению. Поэтому РЭК поставила вопрос о снижении тарифов на тепловую энергию. Теперь администрация города возмущается, что мы собрались понижать тарифы. Но мы будем это делать. Мы не имеем права заставлять население оплачивать работы, которые на самом деле не производятся или которые в данном случае не нужны. Вопрос о понижении тарифов на тепло остается открытым и мы должны его решить в июне. Сейчас идет стандартная процедура. Сделаны расчеты, которые отправлены хозяйственникам Екатеринбурга. В середине мая они должны будут дать свое заключение. Может быть, мы не учли какие-то моменты, но, отмечу, со стороны Аркадия Чернецкого опять никакой конструктивной реакции нет. - Какие еще проблемы ЖКХ являются наиболее острыми на сегодняшний день? Н.Подкопай: Практически все. Жилищная политика проводится муниципалитетом. Тарифы на ремонт и содержание жилья, уборку лестничных площадок и прочее устанавливается администрацией города. Из года в год темп прироста этих тарифов, то есть уровень оплаты населением, постоянно опережает рост тарифов на коммунальные услуги. К сожалению, здесь нет особого контроля. По законодательству муниципалитет сам устанавливает и контролирует эти тарифы. Плохо прописан вопрос о вневедомственной экспертизе, и администрация этим пользуется. Если рассматривать пример Екатеринбурга, то здесь идет прямое злоупотребление. Фактически население Екатеринбурга оплачивает уже более 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг, хотя областью рекомендовано только 80%. У других муниципалитетов, особенно районных, часто встречается другая проблема. Муниципальные власти щадят население и занижают нормативы потребления. И если в Екатеринбурге население переплачивает, то в тех территориях, наоборот, население платит меньше 80%. Этот разрыв муниципалитетам покрывать нечем. Через какое-то время главе приходится резко поднимать тарифы, а это вызывает возмущение населения. - Екатеринбургские экологи сейчас бьют тревогу. За санитарно-эпидемиологическое состояние города (несанкционированные свалки, затопленные подвалы и т.д.) должны нести ответственность коммунальные службы. Могут ли быть применены к ним санкции за безответственное отношение к своим обязанностям? Н.Подкопай: К сожалению, в этом вопросе полномочий у РЭК нет. Мы лишь устанавливаем тарифы для санитарно-эпидемиологических станций на те или иные процедуры и операции. Но как житель Екатеринбурга должен отметить, что город действительно грязный. Соответствующие службы не работают, как следует, профилактические меры не принимаются. В черте города очень много несанкционированных свалок. Результатом такого отношения к чистоте столицы Урала стало то, что клещ проник в городские парки. Клещ не живет на чистой траве. Он там, где не скошенная пожухлая трава, опавшие ветки и мусор, там, где гнездятся птицы и очень много грызунов. Клещ сначала собирается на свалках в мусоре, а потом перебирается на домашних животных и горожан. Если вычистить городские парки, то проблема клещевого энцефалита резко ослабнет. Интервью подготовил Дмитрий БУЗДАЛОВ.