Валерий Язев: "Либерализация газового рынка не означает полный отказ государства от регулирования цен на топливо"

17-18 июня 2003 года в Санкт-Петербурге пройдет Российский экономический форум, на котором Президент Российского газового общества (РГО) Валерий Язев сделает доклад, посвященный предстоящей либерализации газового рынка России. В интервью "Уралинформбюро" он обозначил основные тезисы своего доклада, которые в дальнейшем будут использованы при разработке концепции реформирования ОАО "Газпром". Уралинформбюро: О необходимости разработки собственной концепции реформирования "Газпрома" было заявлено на состоявшемся в апреле международном форуме "Газ России - 2003". Что это было за мероприятие, и кто в нем участвовал? В.Язев: Стоит отметить, что впервые в современной истории нашей страны форум "Газ России" прошел не в Париже, не в Лондоне, а в Москве. До сих пор о проблемах российской газовой отрасли почему-то в основном занимались за рубежом. Мероприятие прошло под эгидой Российского газового общества (РГО), в его работе приняло участие более 200 участников. Прозвучали масштабные доклады заместителя главы "Газпрома" Александра Рязанова, заместителя министра экономики и развития РФ Андрея Шаронова, заместителя председателя ФЭК РФ Олега Жилина. Были представлены ведущие газовые компании, среди которых "Итера", "Новотэк" и "Межрегионгаз", международные организации, такие как Энергетическая хартия, ЕБРиР, международные страховые и юридические компании. Выработанные в ходе форума рекомендации сегодня внимательно изучаются в Минэкономразвития РФ. - Какие цели, на Ваш взгляд, преследует реформа газовой отрасли? В.Я.: Перед тем, как приступить к реформированию "Газпрома", государство должно определить, чем именно его не устраивает сложившаяся на рынке ситуация и чего именно оно желает достичь. Я считаю, что основной задачей российских властей должна стать не максимизация прибыли и не создание преимуществ для независимых производителей топлива. На сегодняшний день действительно необходимо лишь одно - стабильное и гарантированное обеспечение страны газом по разумной цене. - Что именно необходимо сделать, чтобы предстоящие реформы прошли наиболее безболезненно? Есть ли гарантии, что либерализация газового рынка не вызовет в стране газовый кризис? В.Я.: Сохранить стабильность в снабжении российских потребителей газа можно лишь одним способом - обеспечив целостность единой системы газоснабжения. Я не могу разделить реформаторский зуд некоторых политиков и экономистов, предлагающих разделить "Газпром". В мировой экономике идет всеобщая глобализация, объединяются все и вся. В России от силы наберется 5 компаний, которые можно без микроскопа рассмотреть на мировом рынке. Одна из них - "Газпром". Зачем же его сегодня "пилить"? - Каким образом должен обеспечиваться доступ независимых производителей топлива к газотранспортной системе? В.Я.: Это одна из проблем, которую нам необходимо решить в ближайшее время. В мире накоплен довольно большой опыт по данному вопросу. Например, один из крупнейших германских концернов "Рургаз" содержит газотранспортные сети на собственном балансе, но правила пользования ими четко определяются государством. Подобным образом должны поступить и российские власти, определив для "Газпрома" очень четкие правила работы с независимыми поставщиками. Я предлагал алгоритм создания этих правил на одном из совещаний в Минэкономразвития РФ. Он состоит в том, что независимые производители и "Газпром" защищают в Правительстве РФ график ввода новых месторождений до 2020 года, на которых они впоследствии будут работать. Исходя из этого плана, "Газпром" определяет, какой объем новых транспортных мощностей ему необходимо ввести в ближайшее время. - Кто будет финансировать данные работы? В.Я.: Источников финансирования ввода новых мощностей может быть три. Первый из них - собственные доходы "Газпрома", ведь он мощности и для собственных нужд вводит. Второй -инвестиционная составляющая на период возврата инвестиций. Третий - средства независимых компаний, которые выражают готовность финансировать строительство новых газопроводов с последующей передачей их в эксплуатацию, в лизинг или на баланс с последующим выкупом "Газпромом". Такая схема всех устраивает. Единственное, что мешает вводу в действие этой схемы - импотенция Минэкономразвития РФ, которое никак не может решиться внятно обозначить свою позицию. Это можно назвать лишь политиканством, но не экономикой и не менеджментом. - Как необходимо осуществлять доступ независимых производителей к экспортной газотранспортной системе? В.Я.: Сегодня разработан механизм решения и этой проблемы. Допускать к газотранспортным экспортным мощностям независимых производителей можно лишь при условии сохранения единого канала экспорта. Это значит, что они по согласованным ценам по квотному принципу передают топливо "Газэкспорту", который и продает его в Европе. Это позволит не разрушить европейский рынок, на котором, в противном случае, цены на газ могут упасть. - Либерализация российского газового рынка непременно приведет к росту цен на это топливо. Как можно защитить в этих условиях социальные объекты и малообеспеченные слои населения? В.Я.: Я намерен отстаивать вопрос о необходимости введения двухсекторной системы продажи газа. Потребители, вошедшие в первый сектор (предприятия электроэнергетики, газовой химии, металлургии), будут получать топливо по свободным ценам. Во второй войдут социальные потребители (это жилищно-коммунальная сфера, армия и бюджетные организации), цены на газ для которых будут регулироваться государством. В то же время, государство должно получить право поддерживать те предприятия тех отраслей промышленности, которые сегодня наиболее необходимы для развития экономики. Если, например, ставится задача добиться низких цен на электроэнергию, то можно переводить ее на рыночные цены более плавно. - После повышения цен на топливо его потребители неизбежно начнут искать способы экономить его потребление. Необходима ли разработка соответствующей государственной программы? В.Я.: Несомненно, да. Либерализации газового рынка должна предшествовать государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Иначе получается замкнутый круг: мы говорим, что низкие цены на газ не стимулируют разработку энергосберегающих технологий, в то же время для их разработки нужны немалые средства. То есть потребитель должен отыскать деньги и для оплаты газа по повышенным ценам и на внедрение оборудования для его экономии. Поэтому, инициатором этого процесса должно выступить государство. Также необходимо поднять вопрос о повышении энергоэффективности муниципального теплогенерирующего оборудования, котельных в армии. Интервью подготовил Константин ДЖУЛТАЕВ