Горькие убытки "СладКо"

Акционеры Кондитерского объединения "СладКо" 18 июня 2003 года подвели итоги прошлогодней работы. На языке кондитеров сладкими их не назовешь. Убытки в 238 миллионов рублей вызывают горькое разочарование, особенно у тех миноритарных акционеров, которые до образования объединения владел акциями екатеринбургской фабрики "Конфи". "Конфи" на протяжении долгого времени была одной из визитных карточек уральской столицы. С екатеринбургскими конфетами не зазорно было появиться ни в Самаре, ни в Москве. Настоящий шоколадный вкус отличал уральскую продукцию от сладостей, попавших под западное влияние московских и волжских кондитеров. Рядовые потребители вряд ли могли предположить, что уникальности "Конфи" в один прекрасный день придет конец. В апреле 2001 года голландская компания United Confectioneries bv, за которой стоит компания Baring Vostok Capital Partners, инициировала процесс создания Кондитерского объединения "СладКо". В декабре 2001 года в него вошли екатеринбургская "Конфи" и казанская кондитерская фабрика "Заря". По сути на шею одного из лидеров кондитерской отрасли России, коим являлась "Конфи", повесили тяжелую гирю. Если взглянуть на отчетные цифры 2002 года, то выручка от продажи екатеринбуржцев превышает выручку, полученную казанцами, в 4,6 раза! И если бывшая "Конфи" в прошлом году сработала с прибылью в 59,6 миллиона рублей, то "Заря" принесла убыток в 13 миллионов - как говорят, почувствуйте разницу. Пришедший к управлению "СладКо" в августе 2002 года австралиец Гарри Вилсон неоднократно заявлял, что его команда топ-менеджеров, в первую очередь, снизит затраты объединения. Между тем, управленческие расходы по московскому (читай, непроизводственному) филиалу "СладКо" в прошлом году составили 137 миллионов рублей, а в целом столичное подразделение принесло в общую копилку объединения 162 миллиона рублей убытков. Примечательным моментом в работе Гарри Вилсона является его тяга к Coca-Cola. Не возьмемся судить, любит ли австралиец этот напиток, но, проработав на Coca-Cola четверть века, он полагает, что лучшие управленцы выходят из ее рядов. Так или иначе, осенью прошлого года на "Конфи" высадился первый десант минских кока-коловцев, занявших, в частности, посты директоров по производству и маркетингу. В январе 2003 года исполнительным директором был назначен Сергей Малодушный, возглавлявший минский завод Coca-Cola. К слову сказать, в белорусской столице он добился небывалого карьерного взлета, пройдя за пять лет путь от инженера-механика до директорского кресла. Общественности минские "пришельцы" были поданы как специалисты, умеющие работать по западным стандартам. Да, собственно, и других в Екатеринбург привозить и не стоило: объединение слеплено по западному рецепту, западными инвестиционными фондами. А, собственно, для чего? Член Совета директоров "СладКо", директор украинского отделения Baring Vostok Capital Partners Андрей Терехов, не скрывает, что объединение ждет дальнейшая продажа. А весь процесс, продолжающийся более двух лет, есть не что иное, как предпродажная подготовка. Головным предприятием и самым лакомым кусочком по всем параметрам является "Конфи". А "Заря" - ну, так, карамельный довесок к плитке шоколада. Следует отметить, что, вообще-то, в объединении должно было войти три фабрики, но миноритарные акционеры ульяновской "Волжанки" отказались от такого союза. Руководство Baring Vostok вьется вокруг них ужом, но те - ни в какую. С берегов Волги хорошо просматриваются управленческие "наработки" команды Гарри Вилсона. Приняли решение снизить затраты - за ворота были отправлены квалифицированные специалисты. Причем предлог был найден весьма оригинальный: на "Конфи" должны работать многостаночники, а узкие специалисты слишком дорого обходятся. Текучка на фабрике невообразимая, поскольку зарплаты низкие, а ответственность большая. Взять, к примеру, холодильные установки "Конфи", работающие не на безопасном фреоне, а на аммиаке. Авария компрессоров приведет к разливу трех тонн аммиака. Можно себе представить, чем обернется аммиачное облако для работников и жителей близлежащих домов. Борьба за снижение затрат, которые никак не хотят уменьшаться, привела и к снижению качества продукции. Покупатели уже почувствовали разницу между конфетами, выпускавшимися "Конфи", и продукцией "СладКо". По мнению специалистов, это вызвано использованием более дешевого и менее качественного сырья. Как полагает Гарри Вилсон, раньше екатеринбургские кондитеры ориентировались на покупательниц, предпочитавших всем конфетам шоколадное "Ассорти", а теперь нужно перестроиться и начать охоту на тинейджеров и представителей сильного пола, склонных к пиву. То бишь, на "Конфи" нужно увеличивать производство шоколадных батончиков и соленых крекеров. А как же борьба за лидерство среди производителей конфет класса "премиум", о которой тот же Гарри Вилсон говорил в момент своего прихода в "СладКо"? Об этом, видимо, кока-кольщики стали забывать. Характерным штрихом к управленческой манере Г.Вилсона может служить тот факт, что он не прибыл на собрание акционеров 18 июня. Сказал, что, если будет время, то зайдет. Но времени ответить на "горький" вопрос миноритарных акционеров, среди которых работники "Конфи" со стажем, куда же делась их прибыль, у австралийского гендиректора так и не нашлось. Его же соратники заявили возмущенным миноритариям -акционерам, что убытки - "это инвестиции в будущее". Вот только в чье будущее? Андрей БЕЛЫЙ