Выступление уральского полпреда Президента РФ П.Латышева на презентации УрФО во Франции

29 октября 2003 года полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев выступил на презентации округа в Париже с докладом "Основные тенденции формирования благоприятного инвестиционного климата в РФ и Уральском федеральном округе". Начиная выступление, П.Латышев выразил благодарность организаторам встречи - объединению MEDEF International - за возможность прямого общения с представителями французского бизнеса, что во многом способствует развитию и укреплению сотрудничества. Он также отметил высокую насыщенность российско-французского политического диалога. Подтверждение тому являются неоднократные встречи глав двух государств в последние 3 года. В рамках дальнейшего развития отношений между нашими странами, по поручению Президента России, делегация Уральского федерального округа находится в Париже - политическом и деловом сердце Франции. Основные задачи внутренней и внешней политики, которые Президент огласил в своем Послании Федеральному Собранию РФ, определили цели визита официальной делегации Уральского федерального округа во Францию. Прежде всего, это касается информации об изменениях в деловом климате, происходящих в России и УрФО. Далее П.Латышев дал краткую характеристику Уральского федерального округа. Он отметил, что обычно знакомство европейцев с Россией начинается с центральных и западных частей страны, а огромные просторы от Урала до Дальнего Востока остаются вне поля зрения. Но, по мнению, которое выразил в ходе своего визита в октябре 2003 года в Россию Премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен "нельзя забывать, что Москва и Санкт-Петербург - это еще не вся Россия". Уральский федеральный округ обладает удачным экономико-географическим положением. Он расположен в глубине Евразийского континента, на стыке геополитических интересов Европейского Союза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Территория округа составляет 1 миллион 788 тысяч квадратных километров, что превышает вместе взятые территории Германии, Франции, Великобритании и Испании. Через Урал проходит кратчайший путь торговли и грузооборота между Европой и Азией, в перспективе пройдет Международный транспортный коридор 2. Здесь проложено более двух десятков магистральных нефте- и газопроводов из Западной Сибири в Европу. Имеется развитая сеть автодорог, железнодорожных и водных магистралей, связывающих округ со всеми регионами России. Работают международные аэропорты. Прямым рейсом компании "Уральские авиалинии" можно добраться из Парижа до столицы федерального округа - Екатеринбурга менее, чем за 5,5 часа. Уральский федеральный округ - один из наиболее богатых и динамично развивающихся в России. Занимая менее 11% территории России, округ, в котором проживает 8,5% населения страны, производит 15,6% валового продукта России, 19,8% всей промышленной продукции. На долю округа приходится 23% всех российских инвестиций в основной капитал. Здесь собирается 23,4 % всех налогов в федеральный бюджет. За этими цифрами - не только благоприятная внешнеторговая конъюнктура, но и растущая предпринимательская и инвестиционная активность, отдача от идущих в России структурных реформ и общего улучшения делового климата. Степень концентрации промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по стране. Округ первый среди федеральных округов по объему промышленной продукции на душу населения. Недра округа богаты запасами углеводородов, железных, титаномагнетитовых и медных руд, цветных, благородных и редких металлов, торфа, асбеста, нерудных строительных материалов, драгоценных и полудрагоценных камней. На территории УрФО сосредоточены 26% мировых запасов газа, разведаны и эксплуатируются нефтяные месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, где сосредоточено примерно 6% мировых запасов нефти. Здесь добывается 67% российской нефти и 95,5% природного газа. С этими видами продукции хорошо знакомы во Франции. С 1976 года, когда началось сотрудничество между компаниями "Газпром" и "Газ де Франс" в области газоснабжения, во Францию было поставлено свыше 225 миллиардов кубометров природного газа, из них около 200 миллиардов добыто на территории Уральского федерального округа. Топливная промышленность федерального округа обеспечивает также около 1/3 всего российского экспорта нефти в Европу. Не менее важное место занимают цветная и черная металлургия - базовые отрасли Уральского федерального округа. В структуре промышленного комплекса округа эти отрасли занимают, соответственно, 7% и 15%. По объему производства продукции металлургии округ не имеет себе равных в России. Значительную долю в объеме промышленного производства занимает продукция предприятий машиностроения. Большое количество машиностроительных предприятий, ранее работавших на нужды оборонного комплекса, обладают возможностями выпуска продукции на уровне мировых стандартов. Доля химической и нефтехимической промышленности в экономике округа пока невелика, но эта отрасль наращивает производство наиболее быстрыми темпами. Все потребности энергоемких производств покрываются энергетическими мощностями, расположенными в федеральном округе. Экономика федерального округа в своем развитии опирается не только на крупные промышленные предприятия. Динамично развивается малое и среднее предпринимательство. Число малых предприятий стабильно растет. Сегодня на 57,7 тысячи малых предприятий работает более 552 тысяч человек, это 11% всех занятых в экономике округа. На первый взгляд, не так много, но, учитывая исторически сложившуюся структуру экономики, это очень неплохой показатель. Значительное внимание в федеральном округе уделяется развитию агропромышленного комплекса. Земли сельскохозяйственного назначения составляют почти 50 миллионов гектаров. Численность населения федерального округа - 12 миллионов 494 тысяч человек. Уровень образования и квалификации населения высок благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений. Здесь расположено и успешно работает Уральское отделение Российской академии наук, в состав которого входят научно-исследовательские институты, имеющие мировую известность. Развитие сектора услуг приближается к уровню международных стандартов. На территории округа успешно работают сотни банков. Практически все они имеют широкую сеть корреспондентских счетов, в том числе и с банками Европы и Америки. В округе создан окружной Центр делового сотрудничества на базе Екатеринбургского центра мировой торговли. В его задачи входит информационная и юридическая помощь, необходимая инвесторам при работе на российском рынке. Укрепляются предпосылки для безопасного ведения бизнеса. Деятельность правоохранительных органов способствует снижению уровня преступности в федеральном округе. За 2002 год число преступлений снизилось на 20,4%. УрФО справедливо можно назвать крупным промышленно развитым регионом Российской Федерации, обладающим мощным экономическим, научно-промышленным и природным инвестиционным потенциалом. Округ обладает всем необходимым для динамичного развития: большим емким рынком, развитой транспортной схемой, значительными запасами сырья, относительно высоким уровнем развития промышленных производств, наличием квалифицированных кадров. Главная задача заключается в том, чтобы колоссальный потенциал федерального округа полностью раскрылся. В настоящее время перед Россией стоит стратегическая задача - за десятилетие удвоить ВВП. И не просто удвоить, а удвоить на новой технологической базе, обеспечивающей производство конкурентоспособной продукции. Впервые в своей истории Россия ставит задачу сделать перерабатывающую промышленность одной из основных. Кадровый, промышленный, научно-технический и богатый природный потенциал Уральского федерального округа обеспечат его полноценное участие в решении этой задачи. Условия для этого есть. Проведенные в последние 4 года реформы содействовали созданию благоприятных условий для эффективного функционирования экономики. Среди наиболее важных реформ, определивших направления и специфику экономического роста, следующие. Принят пакет законов по введению плоской шкалы подоходного налога, снижен налог на прибыль, сокращено налоговое бремя на предприятия малого бизнеса. Ставка налога на добавленную стоимость с 2004 года будет снижена с 20 до 18%. Запланировано снижение единого социального налога. Активно движутся реформы естественных монополий. Устраняется избыточное административное давление на бизнес. Снижено число лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение проверок бизнеса, упрощена система регистрации юридических лиц. Начата административная реформа, ориентирующая госаппарат на удовлетворение потребностей граждан и экономики, бизнеса. Предпринимаются меры по улучшению качества судебной системы, обеспечению независимости судов от административного и иного давления. Земельный кодекс закрепил институт собственности на землю. Новый Таможенный кодекс позволит устранить целый ряд барьеров, упростить таможенное оформление. В России разработан кодекс корпоративного поведения, который уже одобрен большей частью деловых кругов. Идет расширение присутствия банков с иностранным участием. Существенно упрощены условия валютного регулирования. Принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", обеспечивающий соблюдение прав собственника имущества, при этом гарантируя максимальное удовлетворение требований кредиторов. Предприняты законодательные инициативы по закреплению гарантий прав при осуществлении инвестиционной деятельности. В целом российское законодательство, включая механизмы защиты собственности, стало более гармоничным и, в основном, отвечает требованиям мировой практики. К завершающей стадии приближаются переговоры по присоединению России к ВТО. В России сформировались устойчивые позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, наиболее важными из которых стали: 1. Валовый внутренний продукт России растет высокими темпами в сравнении со средними мировыми. Рост мировой экономики, по оценкам Международного валютного фонда, в 2003 году ожидается на уровне 3,2%. За 9 месяцев 2003 года рост российского внутреннего валового продукта составил 6,7%. Промышленное производство возросло на 6,8%, в УрФО - на 10%. 2. Наметились сдвиги по улучшению благосостояния граждан. Реальные доходы населения выросли за январь-сентябрь 2003 года на 14% к соответствующему периоду 2002 года. Только в УрФО за последний год численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась на 548 тысяч человек. 3. Достигнута стабильность государственных финансов. Федеральный бюджет обеспечен устойчивым профицитом. Это позволяет не только поэтапно снижать налоговую нагрузку, но и без опасения обеспечивать выплаты по внешнему долгу. Не случайно Президент России отметил, что уже в текущем году часть выплат, в рамках задолженности бывшего Советского Союза перед Парижским Клубом, будет выплачиваться с опережением графика. 4. Улучшается инвестиционный климат. 8 октября 2003 года рейтинговое агентство Moody's повысило рейтинг России до инвестиционного уровня. Отток капитала уменьшился с 2000 года почти вдвое. Объем иностранных инвестиций в Россию увеличивается. За I полугодие 2002 года он превысил 12,6 миллиарда долларов США. Инвестиции в основной капитал за 9 месяцев 2003 года возросли на 11%. Отмечается интенсивный рост фондового рынка. Это лишь некоторые штрихи к положению дел в экономике России. Их достаточно, чтобы уверенно сказать - работа главы государства и Правительства РФ, сконцентрированная на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии административных барьеров, приносит результаты. Усилия по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, предпринимаемые на федеральном уровне, в полной мере реализуются и дополняются на уровне субъектов Федерации, полномочного представителя Президента. Полномочный представитель Президента в федеральном округе, в силу возложенных на него Указом Президента России задач и функций, выступает в качестве гаранта прав и свобод, предоставляемых государством: достаточной степени экономической свободы, защиты законных прав и интересов граждан, в том числе защиты инвестиций. В полной мере это относится и к иностранным инвесторам. Регионам принадлежит важная роль в привлечении иностранных инвестиций. Администрации субъектов Федерации стремятся создать для инвесторов условия, при которых работать в регионе станет выгодно, но особая роль в защите прав инвесторов принадлежит федеральным структурам, подразделения которых созданы в Уральском федеральном округе. В Уральском федеральном округе для обеспечения этих гарантий создан определенный механизм. Одна из главных задач полномочного представителя Президента - повышение эффективности деятельности институтов государственной власти, координации их работы. В настоящее время на окружной уровень перенесено исполнение некоторых федеральных функций, прежде всего, в части контрольной и кадровой работы, а именно, в сферах финансового контроля и согласования кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств. Созданы окружные органы центральных министерств и ведомств, которые оказывают всестороннюю, в рамках своей компетенции, поддержку инвесторам и следят за соблюдением их прав. В УрФО активно развивается диалог бизнеса и власти, федеральных, региональных и муниципальных властей, науки, иностранных инвесторов и российских предпринимателей. Регулярными стали встречи с руководством вертикально-интегрированных компаний, играющих заметную роль в экономике федерального округа. В их ходе приняты решения о реализации перспективных проектов и инновационных технологий на предприятиях округа, реализации программ социального партнерства. Основан Клуб корпоративного поведения. УрФО стал первым из федеральных округов, где на уровне округа стали обсуждаться проблемы повышения уровня корпоративного управления, корпоративной этики. На контроле полномочного представителя Президента узловые вопросы земельной реформы. В федеральном округе устраняются основные нарушения, снижающие темпы проведения земельной реформы, препятствующие реализации прав граждан и организаций на землю. Важная роль в работе принадлежит координационным советам, созданным при полномочном представителе Президента по конкретным направлениям работы. В их состав входят представители различных институтов гражданского общества, руководители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены контрольные и правоохранительные функции, функции государственного регулирования экономики. На заседаниях советов рассматриваются, в том числе, конкретные программы по снятию административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, разрабатываются меры по снижению уровня преступности, обеспечению защиты прав собственников и инвесторов. Примерами таких советов могут служить советы по развитию малого и среднего бизнеса, по промышленной политике, и, что особенно важно в свете темы нашей встречи, - совет по иностранным инвестициям, в состав последнего вошли представители крупных иностранных компаний, осуществляющих инвестиции в экономику округа. Советом разработаны конкретные мероприятия по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории округа. В ситуации, когда работа на уровне Правительства России по подписанию межправительственных соглашений о защите инвестиций с рядом государств еще не закончена, аппарат полномочного представителя Президента видит свою роль в обеспечении гарантий иностранных вложений, вне зависимости от их национальной принадлежности. Мы осуществляем жесткий контроль за действиями органов власти в отношении зарубежных инвестиционных проектов. Благодаря конструктивным отношениям между аппаратом полномочного представителя Президента, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации неоднократно удавалось оказать содействие в защите прав инвесторов, среди которых - корпорация Shell, предприятие Альстом СЭМЗ (входящее в концерн Альстом), компания Pepsi Ботллинг групп. Полномочным представителем Президента РФ и впредь будет продолжена целенаправленная политика по выработке и реализации мер, направленных на формирование благоприятного делового и инвестиционного климата, которая будет осуществляться с учетом мнений граждан, иностранных и российских бизнесменов. Можно отметить, что именно сейчас наступил благоприятный момент, чтобы в полной мере реализовать огромный потенциал сотрудничества между Россией и Францией. Делегация привезла с собой несколько сот инновационных проектов и инвестиционных проектов, которые могли бы заинтересовать французских инвесторов и предпринимателей. Есть основания полагать, что эти проекты могут стать хорошей основой для деловых контактов. Предложения о сотрудничестве не ограничиваются сегодняшним днем. Торгпредство России во Франции оказало значительную помощь делегации УрФО. Имеются основания рассчитывать, что и по окончании визита будет оказано содействие продвижению этих проектов. Состоялось подписание соглашения между торгпредством и Центром делового сотрудничества (Екатеринбург). Планируется подписание соглашения между Российским союзом промышленников и предпринимателей и МЕДЕФ и еще целого ряда соглашений. Деловые круги многих стран уже отреагировали на открывающиеся возможности, которые складываются в России и Уральском федеральном округе. Объем иностранных инвестиций в округ за прошлый год практически удвоился и продолжает расти. За I полугодие 2003 года иностранные инвестиции в экономику округа составили 1,429 миллиарда долларов, - это 1 % от всех иностранных вложений в Россию (хотя еще в 2000 году доля Уральского федерального округа составляла 8,6%). В I полугодии 2003 года внешнеторговый оборот УрФО вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 60% , составив 15,5 миллиарда долларов. Значительная роль в укреплении экономических связей между УрФО и Европой принадлежит Франции. Франция - значимый торговый партнер, ее доля в экспорте и импорте региона постоянно увеличивается. Уральский федеральный округ с показателем в 1,540 миллиарда долларов США формирует 34% товарооборота между Россией и Францией. Более высокий товарооборот лишь с основными потребителями российского газа - Германией и Италией. Вообще, для уральцев, как и для большинства россиян, характерно особое отношение к Франции. Российско-французские отношения были всегда чем-то большим, чем сотрудничество двух государств. Можно с уверенностью говорить о единении созвучных и взаимообогащающих культур. Все активнее работают на рынке федерального округа французские инвесторы. Объем инвестиций из Франции в Уральский федеральный округ пока незначителен, но характеризуется положительной динамикой. За I полугодие французские вложения в экономику УрФО составили 90 миллионов долларов США - это в 7,5 раза больше, чем 3 года назад. Имеется еще много незадействованных резервов, много возможностей для наращивания деловых связей. 6 октября 2003 года состоялась встреча полпреда Президента РФ в УрФО с Премьер-министром Франции Жан-Пьером Раффареном. Из этой встречи и из других встреч с представителями французской деловой и политической элиты можно сделать вывод, что во Франции верно оценивают ситуацию в России, понимают значение успешного развития российской экономики не только для России, но и для благополучия и стабильности всей Европы. Это создает настрой на расширение сотрудничества, на улучшение качества двустороннего взаимодействия по всем направлениям. А деловое сотрудничество с Францией - это одно из приоритетных направлений. В заключение своего выступления П. Латышев подчеркнул, что в Уральском федеральном округе всегда рады видеть представителей французских деловых кругов в качестве партнеров и готовы к сотрудничеству во всех сферах.

Актуальное