Какие новации нужны нашей экономике, чтобы она развивалась быстро?

Президент РФ Владимир Путин поставил цель - увеличить ВВП за 10 лет в два раза. Такие темпы роста означают наше отставание навсегда. Сегодня надо развиваться намного быстрее. Существует понятие границы успешного и неуспешного бизнеса. В терминах темпов роста она может быть разной. Очевидно, что объемы производства "Газпрома" и РАО "ЕЭС России" нельзя увеличить за год в два раза. Но есть известная фраза В.Ленина: "Малые величины в процентном отношении растут со смехотворной быстротой". Поэтому, когда мы говорим о темпах роста, необходимо учитывать размер бизнеса. Малый бизнес - это годовой объем продаж не более 10 миллионов долларов. Этот бизнес должен расти за год в два раза, тогда он раздвинет своих конкурентов и сможет стать успешным на рынке. Средний бизнес - это годовая выручка не более 100 миллионов долларов. Такому бизнесу нужно удваиваться за два года. Что касается российской экономики в целом, в последние годы она ежегодно растет на 6-7%. Было проведено исследование, в соответствии с которым тысяча крупнейших компаний России в совокупности в 2002 году дала нулевой рост. За счет кого же растет российская экономика? Ответ - за счет малого и среднего бизнеса, который составляет менее трети экономики. Темпы его развития просто потрясают! Десять лет назад в России было две основные силы - государство и олигархический капитализм. Сегодня крупный бизнес несколько растерялся. Это объясняется тем, что комсомольские и партийные функционеры по воле случая получили громадные империи, а навыков управления бизнесом взять было неоткуда. На данный момент в России сформировалась третья сила - класс квалифицированных менеджеров. Откуда они появились? Они создавали малые предприятия, на которых управляли несколькими работниками. Бизнес рос, они стали управлять десятью, сотней, тысячей и десятью тысячами человек. Они росли вместе с бизнесом, росла их квалификация. Эта сила стремительно начинает наступать на олигархический капитализм, вырывая у него значительные куски, скупая когда-то не очень успешные предприятия. Когда речь идет о росте экономики в два раза, то за точку отсчета берется экономика медленно растущая, олигархическая, плохо управляемая, в то время как появилась прослойка предприятий, которые растут несоизмеримо быстрее. Я считаю, что показатель роста ВВП в два раза значительно занижен: не учтен сектор экономики, растущий наивысшими темпами. Этот сектор и выведет Россию на более высокий уровень. Основные средства, которые зарабатывает наш бизнес, должны идти не на выкуп земли, а на развитие бизнеса. В советское время мы жили в самой большой стране мира, и был такой идиотизм - людям давали только по шесть соток приусадебных участков. Я много раз спрашивал у чиновников: почему? Они мне отвечали, что люди в субботу и воскресение напашутся у себя на огороде и не смогут эффективно работать на социалистическое хозяйство. А то, что свое воскресное время существенная часть населения тратит на принятие традиционного русского напитка, а в понедельник и "лыка не вяжет", в расчет не принималось. Риторический вопрос: "Что было бы, если бы в советское время земли давали в десять раз больше?" Народ бы перешел по продуктам питания на самообеспечение, и мы бы до сих пор жили при социализме? Плохо ли, хорошо ли это - другой вопрос. Но хочу обратить внимание - даже когда речь шла о самосохранении системы, она вела себя предельно глупо! Сейчас наблюдается аналогичная ситуация: многие выражают опасение, что какая-то часть России отойдет Китаю, Японии или еще кому-то, и мы не сможем удержать всю территорию. Казалось бы, дай в этой ситуации народу землю, пусть берут, сколько хотят! Нет. Появляются нормативные документы, в соответствии с которыми наша промышленность должна платить фантастические суммы за аренду либо покупку земли. Денежные средства, которые сегодня необходимы для развития, не должны вкладываться в то, что мы, по сути, теряем бесплатно. Данное обстоятельство в значительной мере снижает темпы роста нашей экономики. В итоге у нас есть шанс получить безлюдную страну, где обширные участки неиспользуемой местности будут перемежаться безумно дорогими крошечными участками с минимально развитой инфраструктурой. Для роста экономики необходимо снизить НДС и отменить его возврат. Настоящей проблемой, которая парализует Россию и не позволяет строить эффективные внешнеэкономические отношения, стал такой вид коррупционной деятельности, как возврат НДС. Если предприятие поставляет продукцию за рубеж, то, по нормативным документам, в течение трех месяцев НДС, уплаченный при продаже, должен быть возвращен предприятию, но, к сожалению, этого не происходит. Предприятие вынуждено ходить, давать взятки, выпрашивать, ждать, так как государство не разработало никакой системы наказания за невозврат НДС. В большинстве стран мира этот налог существует для того, чтобы стимулировать так называемый "пятый передел" - те виды продукции, которые содержат большое количество интеллектуальной составляющей. Именно такие продукты имеют самую высокую добавочную стоимость. Поэтому возврат НДС - общепринятый метод стимулирования таких отраслей, как машиностроение, связь, информационные технологии. Наша экономика устроена так, что традиционными товарами для экспорта являются энергоресурсы и военная продукция. Об экспорте оружия: рентабельность производства так высока, что отмена возврата НДС не приведет к сколь-либо заметному снижению эффективности этого бизнеса. О нефтепродуктах и газе: в настоящее время существует мнение о том, что предприятия, занимающиеся производством этих продуктов, получают громадное количество не заработанных ими денег. Идет подготовка проектов о том, как заставить олигархов поделиться с государством. С.Глазьев предлагает освободить олигархов от отчислений в государственную казну, если прибыль вкладывается в развитие, и, напротив, наложить различные виды дополнительных платежей, если средства расходуются на другие цели. Это предложение является неконструктивным, по той причине, что очень легко "накачать" объем денежных средств, расходуемый якобы на развитие фирмы. Например, создание за рубежом фирмы, которая за большие деньги продает оборудование в Россию. Формально это большие расходы на развитие, а фактически незаконный вывоз капитала за рубеж. Выявить же эту мошенническую операцию практически невозможно. Идея Д. Львова заключается в том, что должна быть создана система рентных платежей. Недостаток этой идеи заключается в сложности формализации тарифов: допустим, существует месторождение бурого угля под Москвой и коксующегося - на Новой земле. В первом случае хорошая инфраструктура, близость к потребителям; во втором - высочайшее качество, но сложность доставки и реализации. Если учесть долю НДС, возвращаемую при экспорте, и подсчитать среднюю ставку на всех участников рынка (другими словами, эффективную ставку для бюджета), то она будет на 7% ниже действующей для внутренних продавцов товаров и услуг. Предлагается снизить НДС на 7%, отменив при этом его возврат при экспорте. Эта ситуация выгодна, в первую очередь, для машиностроения, о повышении экспортного потенциала которого столь много говорится ныне. Как правило, большую часть продукции машиностроители производят для внутреннего рынка, поэтому предлагаемые правила игры будут для них выгодны. Очевидный пример: если предприятие 75% своей продукции поставляет на внутренний рынок, а 25% - за рубеж (прямо скажем, доля экспорта крайне оптимистична для наших машиностроителей), то снижение ставки на внутреннем рынке с 18% (вводимой 1 января 2004 года) до 13%, при одновременном повышении ставки на экспорт до 13%, даст совокупный выигрыш как для налогоплательщика, так и для бюджета по сравнению с правительственным вариантом. Кроме того, в мировой экономике зафиксирован интересный феномен: даже при небольшом снижении НДС, экономика начинает стремительно расти. Есть некий акселерат, который стимулирует экономику к росту, но он достаточно нетривиален и трудно отслеживаем. НДС снижают на 3 -5% (налоговая нагрузка уменьшается не столь зримо), а экономика летит вперед на всех парусах. Поэтому пятипроцентное снижение НДС - это мощнейший ускоритель для роста российской экономики. Снижение банковского норматива номер один с 10 до 8 процентов Есть еще одна новация, которая приведет к быстрому росту экономики - приведение норматива Н1 (отношения между капиталом банка и его активами) с нынешних 10% к значению, рекомендованному по базельским соглашениям - 8%. Россия в инициативном порядке приняла решение об увеличении этого норматива до 10%. В настоящее время в ряде стран размер ставки Н1 декларирован на уровне 10%, например, в США, но американские надзорные органы никоим образом не наказывают коммерческий банк, если у него этот показатель опускается до 8%. В Америке самый высокий уровень надежности банка - А1, а самый низкий - С3, если Н1 банка равен 8%, он имеет все шансы находиться в группе А1 и при этом он не подвергается никаким наказаниям. Другое дело в России - если норматив банка опускается ниже 10% (скажем, 9.999%), ЦБ РФ проводит комплексные проверки с последующим "обрезанием" лицензии и прочими "прелестями" репрессивной системы. Почувствуйте разницу в подходах. Что означало бы для России снижение Н1 до 8%? Очень часто банки, с точки зрения вкладчиков, немотивированно начинают снижать процентные ставки по вкладам. Было 13%, сделали 11. И это связано не с тем, что банку экономически нецелесообразно брать денежные средства под 13%, а с тем, что банк упирается в норматив Н1. Он специально снижает ставку, чтобы меньше денег приносили вкладчики. И это, вне всяких сомнений, тормозит развитие банковской системы России. При Н1, равном 8%, банковская система России смогла бы практически мгновенно увеличить свои пассивы и активы на 20%. Результатом этого станет рост предложения средств рынку. Денег станет больше, а, по закону спроса, предложения и цена их снизится. Таким образом, будет получен дешевый финансовый резерв для ипотеки, потребительского кредитования, инвестиций в промышленность. Владимир Фролов, доктор экономических наук, профессор, председатель Совета директоров ОАО "Банк "Северная казна"