Полиция Екатеринбурга не спешит расследовать нападение на журналиста

Сотрудники ЧОП "КОР" чувствуют свою безнаказанность.

Репортер "Московского комсомольца – Урал" Иван Шумков был госпитализирован 31 мая 2012 года после того, как его избили на Кировском оптовом рынке в Екатеринбурге. Журналист отправился на КОР для подготовки "горячего" материала – крупнейший на Среднем Урале рынок стройматериалов и бытовой утвари неправомерно удерживается бизнесменом Сергеем Павловым с начала мая. Попытка представителей единственного законного владельца КОРа Вадима Кузьменко попасть в торговый терминал в 20-х числах мая потерпела фиаско. Нанятые Павловым охранники в буквальном смысле дали пинка полицейским.

Шумков поехал на КОР с фотоаппаратом и намерением сделать репортаж из "зоны конфликта". Сотрудники ЧОП "КОР" задержали журналиста в торговом терминале, а затем вывели на погрузочную площадку за зданием, где нет камер видеонаблюдения, и побили для острастки.

Как написал Шумков в своем заявлении в отдел полиции №2 Екатеринбурга, его окружили шесть охранников в форме, а человек в "гражданке"  избивал. Из полиции Ивана забрала скорая, врачам которой пришлось в экстренном порядке восстанавливать кровяное давление. По предварительным данным, репортер получил сотрясение мозга, повреждение ребер, челюсти и легкого. На больничном он пробыл больше трех недель, что позволяет предположить о повреждениях средней тяжести.

Редакторы ведущих СМИ Екатеринбурга незамедлительно отреагировали на случившееся, направив обращение в адрес руководителей Уральского федерального округа и Свердловской области, органов следствия, прокуратуры и полиции. Они потребовали тщательного изучения инцидента, который квалифицируется в журналистском сообществе и Уголовном кодексе РФ как препятствование профессиональной деятельности с вытекающим наказанием для виновников. Перед силовыми структурами был поставлен закономерный вопрос об отзыве лицензии ЧОП "КОР", поскольку его сотрудники совершили противоправные действия в рамках исполнения своих служебных обязанностей. 

Между тем в отделе полиции №2 никто не торопится искать обидчиков журналиста. Спустя три недели состоялась первая очная ставка, на которую С.Павлов отправил трех чоповцев, в том числе двух из руководящего состава. Шумков тут же опознал их, к тому же охранники и сами подтвердили, что задержали репортера и  вывели его на задний двор торгового терминала. Но они в категоричной форме утверждают, что Шумкова не били и вообще его никто не бил. Естественно возникают вопросы: с какой целью журналиста вывели в зону "оффрекордс" и где остальные участники избиения? Почему в отдел полиции не прибыли еще четыре человека, которых Шумков, разумеется, опознает? В материалах дела есть список всех чоповцев, присутствовавших 31 мая в торговом терминале – что сложного "огласить весь список"?

Складывается впечатление, что руководству екатеринбургского отдела полиции №2 выгоднее иметь бесфигурантное дело, которое можно будет положить под сукно. О трепетном отношении полицейских-"двоечников" к деятельности Сергея Павлова косвенно может судить следующий факт. Стражи порядка с энтузиазмом доложили в городское УВД о том, что располагают видеозаписью о провокационном посещении Иваном Шумковым Кировского оптового рынка во второй половине июня. Её им передало руководство ЧОП "КОР". Когда видеозапись просмотрели на очной ставке, всем стало очевидно, что торговый терминал посещал молодой человек, отдаленно напоминающий Шумкова. Непонятно другое – с какой стати полицейские, затрудняющиеся вызвать чоповцев на опознание, столь легко принимают у них "компрометирующие" фото и видеозаписи?

Источники "Уралинформбюро" в силовых структурах, проводят аналогию между избиением Ивана Шумкова и убийством Александра Костюкова осенью 2002 года. Десять лет назад Сергей Павлов повздорил с последним в развлекательном центре "Малахит". После драки один на один охранники Павлова затолкали  Костюкова в служебную "Газель", и больше этого молодого человека в живых никто не видел. Спустя несколько дней обнаженный труп Костюкова нашли неподалеку от Кировского оптового рынка. Судя по повреждениям, его били и изнасиловали. 

На суде Павлов с охранниками заявили, что отпустили Костюкова через несколько минут после принудительной посадки в машину, и знать не знают, как он оказался в лесном массиве. Первоначально суд признал "коровцев" виновными в убийстве и присудил им солидные сроки лишения свободы, но спустя  три года Фемида неожиданно смягчилась, и Павлов с подельниками вышли на свободу. Спустя две недели после их освобождения судья, вынесший строгий приговор, был найден повешенным в своем гараже.

В 2012 году Сергей Павлов и его чоповцы намерены избежать наказания за расправу над журналистом по тому же сценарию: ничего не делали – ничего не видели. Екатеринбургские полицейские фактически покровительствуют им. Вооруженные огнестрельным оружием  бойцы бесконтрольны и могут на глазах у всех ударить полицейского, понимая, что им это сойдет с рук.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и начальник регионального полицейского главка Михаил Бородин проинформированы об избиении Ивана Шумкова. Равно, как и о том, что торговый терминал КОР – пороховая бочка, которую нужно безотлагательно разоружить во избежание более серьезных инцидентов. Реакции "верхов" до сих пор не последовало. Журналистское сообщество готово обратиться за защитой от беспредельщиков к министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву.