Александр Белецкий. Рывок с моста

Северный широтный ход становится денежным.

Весьма вероятно, что февраль 2012 года стал худшим месяцем в карьере Александра Белецкого. Сначала глава ОАО "Корпорация "Урал Промышленный – Урал Полярный" породил в среде журналистов шутку о том, что ценным полезным ископаемым в УрФО нужно считать куриное яйцо. Затем в его адрес последовало обвинение в готовящемся банкротстве ОАО "Полярный кварц". И, наконец, подчиненные генерального директора Корпорации, сменившей в этом месяце название на ОАО "Корпорация Развития", заявили о противозаконных действиях А.С.Белецкого.

Пятая колонна ребрендинга

А ведь ничто не предвещало грозы. Белецкий существенно укрепил свои позиции с момента назначения уральским полпредом Президента РФ в сентябре 2011 года Евгения Куйвашева. Саша Маленький (так его именовали в определенных кругах Санкт-Петербурга с конца XX-го века) ездил на 600-м Mercedes. Летал на частном бизнес-джете. Помогал "австрийским" бизнесменам купить желтушный таблоид. И вот буквально накануне президентских выборов на сибарита Белецкого "рухнул" мост, строительство которого он вместе с Куйвашевым благословил минувшей осенью.

Мост через реку Надым – один из значительных объектов будущей железнодорожной ветки Салехард – Надым. Его длина – 1 334 метра. А стоимость около 14 миллиардов рублей. При подозрительных обстоятельствах четырехлетний строительный подряд получило ООО "Мостострой-12", а заказчиком и проектантом стало ООО "УралСтройТехнологии".

Еще в августе 2011 года в статье "Широтная НАКовальня для УПУП " эксперты "Уралинформбюро" предрекли, что строительство 700-километрового Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым - Коротчаево) обернется банальным растаскиванием бюджетных средств. Как в реку Надым смотрели!

В январе 2012-го директор департамента строительства и транспорта Корпорации Тимофей Павлюченко написал заявление на имя председателя Следственного комитета РФ, в котором сообщил, что в октябре 2011-го был выявлен факт приписок ООО "Мостострой-12". При этом Александр Белецкий и гендиректор ООО "УралСтройТехнологии" Станислав Лабецкий предприняли усилия для того, чтобы информация об уводе с моста 120 миллионов рублей осталась за "семью печатями". В их действиях Павлюченко усматривает признаки злоупотребления полномочиями (ч.2 ст.201 УК РФ) и мошенничества (ч.4 ст.159 УК РФ).

Северный широтный ход в изложении А.Белецкого

А 21 февраля (спустя ровно год с момента назначения А.Белецкого главой Корпорации) о его противозаконных действиях заявил заместитель Александр Атаджанов. В служебной записке на имя заместителя уральского полпреда Президента РФ он предложил проверить целевое использование бюджетных средств, направленных в Корпорацию в 2006-2012 годах и, собственно, финансовую деятельность Корпорации в указанный период.

Особое внимание Атаджанов советует уделить проверке тесного взаимодействия Корпорации с ООО "УралСтройТехнологии". В частности, законности договоров, заключенных с этой компанией в апреле 2011 года (нет ли там коррупционной составляющей?).

К моменту написания этой статьи Павлюченко и Атаджанов уволены из ОАО "Корпорация Развития", но что-то подсказывает, что ушли они не с пустыми руками. За несколько месяцев можно собрать факты в отношении ряда топ-менеджеров, конвертируемые в тюремный срок.

Словом, у Корпорации получился отменный ребрендинг. В феврале она не только сменила титул "Урал Промышленный – Урал Полярный" на безликое название "Корпорация Развития", но и перестала быть тихим омутом, в котором исчезали бюджетные миллиарды.

НАКмостострой

Александр Белецкий возглавил Наблюдательный совет ОАО "Корпорация "Урал Промышленный – Урал Полярный" в сентябре 2009 года. В тот момент он был заместителем уральского полпреда Президента РФ и курировал экономические вопросы.

Одновременно, по данным источников "Уралинформбюро", началось активное внедрение в Корпорацию приближенных Игоря Нака (главы холдинга "Ямалтрансстрой"). Александр Вылиток стал заместителем гендиректора Корпорации по транспортному блоку, Александр Ежов – заместителем гендиректора по геологии.

Лишь в кадре А.Белецкий держится подальше от И.Нака

Известному на Ямале строителю и политику Наку очень хотелось получить подряд на строительство ветки Салехард – Надым. За подготовку документации в Корпорации отвечал А.Вылиток. И он филигранно справился со своей задачей. В феврале-марте 2010 года были проведены "мероприятия по привлечению потенциальных участников строительства новой железнодорожной линии". Специально созданный Экспертный совет рассмотрел предложения восьми участников и принял решение, что линию за 56 миллиардов рублей будут строить ОАО "Ямалтрансстрой" и ООО "Мостострой-12".

На резонный вопрос "Почему Корпорация, созданная на бюджетные средства, не проводит торги в рамках ФЗ №94?" был дан ответ – Корпорация не бюджетное учреждение, а акционерное общество и может выбирать подрядчиков с помощью особых мероприятий!

Год спустя – в марте 2011 года Корпорация по отработанной схеме объявила о "мероприятиях по привлечению потенциальных участников строительства мостового перехода через реку Надым". Из двух участников победителем стало ООО "Мостострой-12", которым владеет Александр Забарский. Как рассказывают источники, Нак тоже собирался бороться за этот подряд, выставив свой "Мостострой-13", но в конечном итоге уступил давнему другу.

Над мостом: А.Забарский, В.Дмитриев, Е.Куйвашев

Самое удивительное, что все проектно-изыскательные работы по объектам транспортной инфраструктуры проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный" с 2006 года ведет одна компания – ООО "УралСтройТехнологии". Их стоимость Павлюченко-Атаджанов оценили в 8,836 миллиарда рублей.

В ситуации со строительством моста через реку Надым компания прыгнула "выше головы". Вне конкурсной процедуры она стала Заказчиком-Застройщиком, заключив в апреле 2011 года соответствующий договор с Корпорацией на сумму 14,489 миллиарда рублей. Как утверждает Т.Павлюченко, из них "УралСтройТехнологии" давно получили 1,4 миллиарда рублей. В свою очередь Александр Белецкий в конце 2011 года заявлял, что на строительство моста уже потрачено 2 миллиарда рублей. Вот в них-то, судя по всему, и спрятаны приписки "Мостостроя-12" на 120 миллионов рублей!

Питерские мОстодонты

О "мутных" схемах строительства Северного широтного хода "Уралинформбюро" рассказало полгода назад, опираясь на информацию из близкого окружения Игоря Нака. А Павлюченко с Атаджановым добрались до фактов в октябре, когда из Корпорации были уволены ("зачищены") Александр Вылиток и Александр Ежов. Одним из самых важных открытий стала система компаний-двойников.

Подобную схему активно использует Игорь Нак – у него есть три "Ямалтрансстроя", три "Мостостроя-13", три "Нефтересурса". Кстати, одним из "Мостостроев-13" давным-давно руководит А.Вылиток.

Дмитрий Медведев, Александр Вылиток & Александр Белецкий

Неудивительно, что "УралСтройТехнологии" тоже клонировали. До строительства моста в Надыме Корпорации хватало учрежденного ею в Екатеринбурге ООО "УралСтройТехнологии". В 2008 году 20,1% доли в этой компании уступили немецкой DB International. Вероятно, для блезиру. Пусть иностранцы думают, что всё на северных стройках четко и прозрачно.

А вот для заработка в марте 2011 года Станислав Лабецкий единолично учредил в Санкт-Петербурге еще одно ООО "УралСтройТехнологии". И почти год он - генеральный директор компаний-близнецов. Именно питерская компания заключила договор с Корпорацией на возведение надымского моста, а потом в качестве генподрядчика ей прикомандировали "Мостострой-12".

Складывается впечатление, что Лабецкого неслучайно пригласили приехать из Санкт-Петербурга и возглавить "дочку" Корпорации в июле 2010 года. Можно даже предположить, что Станислав Цезаревич давно знаком с Белецким, ведь Александр Самвелович шагнул в политбизнес-элиту с питерского водочного завода "ЛИВИЗ".

Как утверждает Т.Павлюченко, дуэт Лабецкий - Белецкий устроил перекрестный разнос Атаджанову за вскрытие приписок. Что тут скажешь – первый служил в Следственном комитете, второй – в Службе судебных приставов. Они понимают, куда такие находки могут привести.

Когда подряды на строительство ветки Салехард – Надым и моста через Надым попали в руки Игоря Нака и его друзей, посланцы "Ямалтрансстроя" в Корпорации были уже ни к чему. Никому в голову не могло прийти, что как только А.Вылиток отбудет из Екатеринбурга в Москву, а в его кабинет сядет А.Атаджанов, найдутся компрометирующие Белецкого и Ко материалы. И, уж тем более, Александр Самвелович не предполагал, что о них будут извещены Следственный комитет, Генпрокуратура, аппарат полпреда Президента, СМИ и, главное, акционеры Корпорации. Ведь речь идет о деньгах, которые выделили из своих бюджетов субъекты УрФО, в первую очередь – Ямало-Ненецкий автономный округ.

Расследование деятельности топ-менеджеров ОАО "Корпорация "Урал Промышленный – Урал Полярный" может привести к весьма удивительным выводам и озвучить известные фамилии. Не стоит, например, забывать, что с марта по сентябрь 2011 года Наблюдательный совет Корпорации возглавлял нынешний полпред Президента России в УрФО Евгений Куйвашев.

А то, что в Москве сейчас пристально изучают деятельность компаний, связанных с Игорем Наком, доказывает следующий факт. 22 февраля Басманный суд принял решение о двухмесячном аресте директора ОАО "Мостострой-13" Владимира Горшкова. Его подозревают в хищении по подложным договорам строительного подряда 843 миллионов рублей.

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: Красавец Белецкий