Анатолий Аганин: "Правительство ХМАО единственное в Уральском федеральном округе заключило договор с Минюстом РФ"

На совещании, посвященном вопросам приведения регионального законодательства в соответствие с законодательством Российской Федерации, которое было проведено аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, немало споров вызвал доклад заместителя начальника Федерального управления Министерства юстиции РФ по УрФО Анатолия Аганина. После совещания А.Аганин ответил на вопросы корреспондента "Уралинформбюро". Корр: Анатолий Иванович, как обстоят дела с законодательством в нашем федеральном округе, есть ли нормативные акты, до сих пор не приведенные в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством? А.Аганин: Да, безусловно, такие есть. На 16 апреля текущего года в УрФО сохраняли юридическую силу 10 законов субъектов Федерации, не соответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству. В Свердловской области таких актов было два, в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе - по одному, в Тюменской области - шесть, а в Челябинской области и Ханты-Мансийском автономном округе - ни одного. Но сказать, что наступит время, когда в субъектах Российской Федерации не будет ни одного нормативного правового акта, противоречащего Конституции России и федеральному законодательству, нельзя. В наше время законодательство, как федеральное, так и региональное, очень динамично. Появляются новые федеральные законы, и ранее принятые субъектом Российской Федерации нормативные правовые акты могут им противоречить. Корр: Но особый интерес журналистов привлекли другие цифры, прозвучавшие в Вашем докладе. В частности, о несоответствии федеральному законодательству почти 50% законопроектов Ханты-Мансийского автономного округа. Как Вы это прокомментируете? А.А.: Действительно, такие цифры в моем докладе прозвучали. И я не совсем понимаю вызванный ими журналистский ажиотаж. Можно подумать, что мы нашли не соответствующими федеральному законодательству 50% законов Ханты-Мансийского автономного округа!.. Дело в том, что зачастую журналисты не отличают понятий "законопроект" и "закон". И несоответствие федеральному законодательству 101 из 203 региональных законопроектов вовсе не означает, что "региональные власти:норовят выйти за рамки федерального правового поля". Озвученные статистические данные лишь отражают степень эффективного взаимодействия между органами государственной власти автономного округа и органами юстиции, их сотрудничество в рамках законотворческой деятельности. Такая деятельность позволяет предупредить принятие нормативных актов, противоречащих российскому законодательству. Должен особо отметить, что, на мой взгляд, именно губернатор ХМАО Александр Филиппнко является активным сторонником и участником процесса приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Подтверждением этому является, в частности, тот факт, что на сегодняшний день правительство Ханты-Мансийского автономного округа единственное в Уральском федеральном округе заключило соглашение с Минюстом России о взаимодействии в сфере юстиции. В значительной степени это соглашение - заслуга югорского губернатора. Благодаря его позиции в этом вопросе и, разумеется, деятельности руководства Управления Министерства юстиции РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу, между Управлением Минюста и органами государственной власти автономного округа, их юридическими службами, налажено активное и плодотворное взаимодействие в сфере нормотворчества субъекта Российской Федерации. Цель этого взаимодействия - принятие законов и других нормативных актов, не противоречащих федеральному законодательству. Там идет нормальная плодотворная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Корр.: Анатолий Иванович, в одной из публикаций в СМИ прозвучало, что Федеральному управлению Министерства юстиции РФ по УрФО приходилось вносить протесты на каждый пятый региональный законопроект. Что за законопроекты вы опротестовывали? А.А.: Это утверждение также, надо сказать, юридически неграмотное. Права принесения протеста на противоречащий федеральному законодательству нормативный правовой акт орган юстиции не имеет. В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель, а уж никак не управление Министерства юстиции, приносит протест на противоречащий закону нормативный правовой акт. При обнаружении противоречащего федеральному законодательству нормативного акта субъекта Федерации территориальный орган Минюста России обращается в орган, издавший нормативный акт, ставит в известность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе и обращается в соответствующую прокуратуру, которая и приносит протест на противоречащий российским законам правовой акт. Согласно информации Министерства юстиции России, 75% региональных законов и других нормативных правовых актов были приведены в соответствие с федеральным без обращения органов юстиции в прокуратуру. Федеральное управление Минюста России по Уральскому федеральному округу осуществляет контроль и координацию этой деятельности территориальных органов МЮ РФ.