Доклад уральского полпреда Президента РФ Петра Латышева на конференции "Инвестиции в УрФО" (Австрия)

5 июня 2002 года в Линце (федеральная земля Верхняя Австрия) прошла конференции "Инвестиции в УрФО". "Уралинформбюро" публикует доклад "Уральский федеральный округ - индустриальное сердце России", с которым перед участниками конференции выступил полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев. Поводом нашей встречи стали два важнейших аспекта. Во-первых, это высокая насыщенность российско-австрийского политического диалога. Лучшее тому подтверждение - неоднократные встречи глав наших государств, активная работа российско-австрийской межправительственной комиссии. В рамках дальнейшего развития отношений между нашими странами делегация Уральского федерального округа находится здесь, в Линце, в одном из крупнейших промышленных центров Австрии. Второй, исключительно важный аспект. Около полутора месяцев назад, 18 апреля Президент России обратился с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором еще раз подтвердил, что Россия будет продолжать активную работу с Европейским Союзом, направленную на формирование единого экономического пространства. Этот тезис был подтвержден Президентом 29 мая на встрече Россия - Европейский союз на высшем уровне. В своем Послании Глава российского государства отметил те конкретные результаты, которые удалось достичь России, благодаря работе по формированию цивилизованных рыночных отношений, интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. Напомню лишь некоторые из них. В прошлом году продолжился экономический рост. Валовой внутренний продукт вырос в 2001 году более чем на 5 %. Важнейшими характеристиками ситуации в российской экономике стало увеличение реальных доходов населения, наличие позитивных тенденций во внешнеэкономической сфере, оздоровление бюджетной системы, стабильность на внутреннем финансовом рынке, снижение уровня безработицы. В России создана одна из самых либеральных систем налогообложения в мире, осуществляется последовательная дебюрократизация экономики. С 2001 г. действует самая низкая налоговая ставка на доходы физических лиц в Европе - 13 %. Принят закон о снижении налога на прибыль с 35% до 24%, а для банков - с 43% до 24%. Отменены многие налоговые льготы, которые создавали неравноценные условия конкуренции на рынке. К 2004 году произойдет окончательный переход на ведение бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами. С 1 июля для регистрации нового бизнеса в России будет необходимо всего пять дней. Приведена в порядок и кодифицирована сфера лицензирования. Количество видов деятельности, требующих лицензирования, снижено в десятки раз. Разработан кодекс корпоративного поведения, который уже одобрен большей частью деловых кругов. Осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности, созданы условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. На фоне укрепления политической стабильности постепенно улучшается деловой климат в стране. Более чем вдвое выросла суммарная капитализация российских компаний. Начал расти несырьевой экспорт. За год на четверть увеличились поставки машин и оборудования за рубеж. Однако следует признать и другое. В последние годы экономического роста нам удалось разве что не увеличить отставание от других стран.В этой связи, Президент поставил перед Правительством конкретные задачи по ускорению темпов экономического роста, определил ориентиры экономической и социальной политики, достижение которых во многом определяется эффективностью нашего делового сотрудничества с зарубежными странами и, прежде всего, со странами Европейского сообщества. Наш визит является подтверждением проведения этой политики, свидетельством приверженности к дальнейшему расширению интеграции России в Европу. Основные цели нашего визита. Во-первых, как полномочный представитель Президента, хотел бы довести до Вашего сведения информацию о тех изменениях в деловом климате, которые происходят в Уральском федеральном округе в результате последовательной реализации основных направлений внутренней и внешней политики Главы государства. Во-вторых, мы надеемся, что участие в работе конференции Глав, входящих в округ субъектов Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, ученых и промышленников позволит деловым и политическим кругам Австрии составить целостное представление об уникальном потенциале, Уральского федерального округа, его инвестиционной привлекательности. В-третьих, в зале присутствуют руководители ведущих компаний Уральского федерального округа. Мы надеемся, что их активные деловые контакты будут способствовать расширению существующих и установлению новых экономических связей между предприятиями России и Австрии. Конкретным результатом конференции должно стать подписание контрактов между "НТМК" и австрийским концерном "Фест-Альпине", а также ряда других крупных соглашений между российскими и австрийскими партнерами, договоренность о чем уже достигнута. И, наконец, в-четвертых. Через человеческое общение, личное знакомство друг с другом мы будем рады, добавить прочности в наши отношения. Позвольте коротко рассказать о потенциале Уральского федерального округа, перейдя, таким образом, непосредственно к теме нашей конференции. Уральский федеральный округ обладает удачным экономико-географическим положением. Он расположен в глубине Евразийского континента, на стыке геополитических интересов, с одной стороны, Европейского Союза, а с другой - стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Территория округа занимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. км2, что составляет почти 11% всей территории России, и превышает вместе взятые территории Германии, Франции, Великобритании и Испании. Через Урал проходит кратчайший путь торговли и грузооборота между Европой и Азией. Здесь проложено более двух десятков транзитных нефте- и газотрубопроводов большого диаметра в направлении Западная Сибирь-Урал-Центр-Европа. Функционирует ряд крупных авиаузлов, в том числе международные аэропортовые комплексы. Степень концентрации промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по стране. Уральский федеральный округ занимает 1 место по объему промышленной продукции в расчете на душу населения. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент страны отметил, что России вышла сегодня на первое место по поставкам на мировой рынок энергоносителей. Вы знаете, что на 90% российский экспорт в Австрию (а это более $1 млрд.) состоит из поставок природного газа. При этом практически весь российский газ (более 95%) добывается на территории Уральского федерального округа. В недрах округа скрыто 26% мировых запасов газа.В округе разведаны и эксплуатируются нефтяные месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, где сосредоточены примерно 6% мировых запасов нефти. Округ располагает значительными запасами железных, титаномагнетитовых и медных руд, цветных, благородных и редких металлов, торфа, асбеста, нерудных строительных материалов, драгоценных и полудрагоценных камней. Значительную долю в валовом региональном продукте занимают продукция предприятий машиностроения, в том числе, высокотехнологичных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Это обеспечивает перспективы налаживания и активизации нашего делового сотрудничества в сфере высоких технологий. Не менее важное место занимают цветная и черная металлургия - базовые отрасли Уральского федерального округа, российской экономики. В отраслевой структуре промышленного комплекса округа эти отрасли занимают соответственно 7% и 15%. По объему производства продукции металлургии округ не имеет себе равных в России. Все потребности энергоемких производств покрываются энергетическими мощностями расположенными в федеральном округе. Природные ресурсы федерального округа отличаются большим разнообразием. Так, потенциальные возможности заготовки древесины оцениваются в Уральском федеральном округе в 50 млн. м3. Земельный фонд округа составил на 1 января 2002 года 182 млн. гектаров. В настоящее время разрабатывается специальная долгосрочная программа рационального использования богатейших природных ресурсов округа. Таким образом, Уральский федеральный округ, в определенном смысле, может служить моделью России. В нем получили развитие практически все отрасли, присущие развитой экономике. Создание Уральского федерального округа наряду с другими шестью федеральными округами - важнейшая политическая и организационная предпосылка более глубокой интеграции мощной сырьевой базы Западной Сибири, индустриального ядра Среднего и Южного Урала и аграрного пояса юга Тюменской области, Курганской, Челябинской и Свердловской областей. Это предпосылка повышения эффективности использования богатейшего потенциала федерального округа в интересах людей, главного достояния России. Численность населения федерального округа на 1 января 2002г. составила 12 млн. 525 тыс. человек или 8,7% от общей численности постоянного населения страны. Округ представляет типично российскую территорию по своим этническим характеристикам. Здесь проживают более 20 народностей. На территории округа есть места компактного проживания российских немцев, стремящихся сохранить свой родной язык и национальную культуру. Мы намерены оказывать этому всестороннюю поддержку.Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений обеспечивает достаточные предпосылки для перехода к новому качеству экономического роста - росту с опорой на инновации. Заканчивая краткую характеристику потенциала округа, хочу сказать, что свою главную задачу мы видим в том, чтобы этот колоссальный потенциал полностью раскрылся. Только так можно сделать жизнь людей достойной, дать возможность каждому честно работать и зарабатывать, реализуя свою предпринимательскую инициативу. Последнее предполагает достаточную степень экономической свободы при условии надежной защиты государством законных прав и интересов граждан, в том числе прав собственности, а также надежную защиту инвестиций. В полной мере это относится и к иностранным инвесторам. Полномочный Представитель Президента в федеральном округе, в силу возложенных на него Указом Президента России задач и функций, выступает в качестве гаранта этих прав и свобод. В Уральском федеральном округе для обеспечения этих гарантий создан определенный механизм, который включает в себя конкретные направления и формы работы. В аппарате полномочного Представителя Президента выделены несколько основных функциональных блоков: координации деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, входящих в федеральный округ, а также муниципальных образований; координации деятельности правоохранительных и контрольных органов, так называемых "силовых структур"; реализации государственной экономической политики; социального проектирования и социальных технологий, реализации на территории округа государственной социальной политики; обеспечения взаимодействия с институтами гражданского общества, политическими партиями и объединениями, ведущими конфессиями, а также со средствами массовой информации. Одним из важных звеньев аппарата является окружная инспекция главного контрольного Управления Президента России, на которую возложены функции прямого президентского контроля по всем без исключения направлениям внутренней и внешней политики Главы государства. Всеми этими же функциями на местах обладают главные федеральные инспекторы в субъектах Федерации. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России указал на необходимость "перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций, приблизить их к территориям, прежде всего, в части контрольной и кадровой работы, а именно в сферах финансового контроля и согласования кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств". С этой целю в Уральском федеральном округе уже созданы и эффективно функционируют окружные органы ряда центральных министерств и ведомств. С участием заместителей Министра финансов России мы обсудили задачи по формированию единой системы государственного финансового контроля, ее окружной составляющей. Приступила к работе окружная межведомственная комиссия по проблемам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В ее работе мы рассчитываем опереться на опыт стран Евросоюза. Одна из главных задач полпреда Президента - повышение эффективности деятельности, качества институтов государственной власти, координации их работы. Оценивая эффективность работы органов госвласти, конкретных руководителей, мы опираемся не столько на ведомственную отчетность, а, прежде всего, на общественное мнение. В целях обеспечения постоянного диалога с населением во всех субъектах Федерации, созданы и работают наши общественные приемные. Вопросы полпреду можно задать через его ВЭБ-сайт. За прошлый год мною и ответственными работниками аппарата рассмотрено свыше 14 тыс. обращений граждан. Важная роль принадлежит координационным советам, созданным при полномочном представителе Президента по конкретным направлениям работы. Наряду с представителями различных институтов гражданского общества, в их состав входят руководители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены контрольные и правоохранительные функции, а также функции государственного регулирования экономики. В соответствии с поручением Президента России в Уральском федеральном округе создана специальная межведомственная комиссия по проблемам развития малого и среднего бизнеса. В состав комиссии вошли руководители территориальных органов исполнительной власти, представители малых предприятий и их объединений. Создание комиссии позволило: упорядочить работу надзорных и контрольных органов, избавиться от прессинга и различного рода поборов со стороны чиновников; обеспечить правовую защиту предпринимателей, ускорить процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности по принципу "одного окна"; наладить прямой диалог власти и бизнеса (мы организовали прямую телефонную линию и выделили специальный почтовый ящик на ВЭБ-сайте для предпринимателей, которые желали бы сообщить о нарушениях своих прав). Принятые меры уже дали результат. В округе растет число малых предприятий, увеличивается численность работающих в них. Объем произведенной малыми предприятиями продукции только за 2001 г. вырос на 58,5%. В Тюменской области малыми предприятиями производится 33,4% объема промышленной продукции. Особое внимание уделяется поддержке малого инновационного предпринимательства. Под нашим патронажем проводится конкурс лучших инновационных проектов округа, претендующих на государственную поддержку. Проведена крупная научно-практическая конференция по проблемам инновационной деятельности, рекомендации которой включены в решение совместного заседания Госсовета, Совета Безопасности и Совета по науке при Президенте Российской Федерации. Мы ведем постоянный диалог с руководителями крупных компаний, лидерами банковского сообщества, другими финансовыми институтами, что позволяет своевременно вносить на рассмотрение Президента страны и Правительства конкретные предложения по совершенствованию экономической политики. Для обеспечения реализации крупных проектов и программ развития экономики округа, в прошлом и нынешнем году с участием руководителей министерств и ведомств Российской Федерации в федеральном округе было проведено более 40 мероприятий. Это реальное приближение федеральной власти к региональным проблемам, о котором говорил Президент в своем Послании. Важный признак благоприятного делового климата - стабильность законодательства страны и его безусловное соблюдение. Благодаря выстраиванию конструктивных отношений между полномочным представителем Президента и органами исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации завершена работа по приведению местного законодательства в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. Начался следующий этап - стабилизация единого правового пространства, законотворческой деятельности и правоприменительной практики, исключающей возможность нарушения Конституции и федеральных законов. Особое значение здесь отводится четкому разграничению предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Особо подчеркну: дело не в дележе власти, а в разграничении зон ответственности в вопросах защиты законных прав и интересов людей, субъектов хозяйствования, в том числе, иностранных инвесторов. Совместно с руководителями субъектов Федерации, научным сообществом мы подготовили и внесли в Комиссию при Президенте России свои предложения по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. В Уральском федеральном округе последовательно обеспечивается реализация судебно-правовой реформы. В субъектах Федерации активно формируется институт мировых судей. Предпринимаются меры по коренному улучшению качества судебной системы, в том числе за счет повышения профессионального уровня и ответственности ее работников, обеспечения подлинной независимости судов от административного и иного давления. В округе образована Коллегия судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которая служит решению этих задач. Уже первые результаты работы в этом направлении позволили снизить предпринимательские риски, обеспечить защиту инвестиций, в том числе, иностранных. Для активизации диалога с иностранными инвесторами, при полномочном представителе Президента создан специальный Совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители крупных иностранных компаний, осуществляющих прямые и портфельные инвестиции в экономику округа. Согласно решениям Совета: создан окружной Центр делового сотрудничества на базе Екатеринбургского центра мировой торговли. В его задачи входит информационная и юридическая помощь инвесторам при работе на российском рынке; взяты под особый контроль действия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации по разрешению конфликтных ситуаций с участием представителей иностранных компаний; в соответствии с пожеланиями иностранных инвесторов формируется консалтинговая группа для правового сопровождения иностранных инвестиций по принципу "одного окна"; проводятся исследования административных барьеров на пути иностранных инвестиций в субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. За время существования Совета удалось разрешить ряд острых проблем, связанных с нарушением законных прав иностранных партнеров поднятых на его заседаниях. Благодаря выстраиванию конструктивных отношений между Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Министерством природных ресурсов Российской Федерации, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации удалось предотвратить отзыв лицензии у корпорации Shell на освоение группы Салымских месторождений, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе. Организация взаимодействия территориальных структур ФОИВ при разрешении конфликтов в сфере имущественных отношений позволила отстоять законные интересы предприятия Альстом СЭМЗ (входящего в концерн Альстом) в конфликте по деприватизации предприятия, инициированного его предыдущим владельцем.Позиция аппарата полномочного представителя Президента не дала вынести из рамок правового поля разрешение спорных вопросов вокруг производственных площадей, занимаемых компанией Pepsi Ботллинг групп. В целом предпосылки для безопасного ведения бизнеса продолжают укрепляться. Деятельность правоохранительных органов способствует снижению уровня преступности в федеральном округе. Только за прошлый год он снизился на 11%. Действенность мер по улучшению инвестиционной климата в Уральском федеральном округе уже привела к конкретным результатам. Стабильно растут инвестиции в основной капитал нефинансового сектора экономики округа. Только за первые четыре месяца 2002 г. объем российских инвестиций превысил 75 млрд. руб. (это около 2,5 млрд. $). Объем же иностранных инвестиций за прошлый год практически удвоился и продолжает расти. Только за I квартал 2002г. иностранные инвестиции в нефинансовый сектор экономики округа составили 531,3 млн. $ это 14% от всех иностранных вложений в Россию (хотя еще в 2000 г. доля Уральского федерального округа составляла 8,6%). Ведущие мировые рейтинговые агентства неоднократно за последний год повышали рейтинги субъектов Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа. К сожалению, в стороне от этого процесса остались деловые круги Австрийской республики. Если в относительных цифрах картина обнадеживающая, только за I квартал 2002г. в округ поступило почти столько же австрийских инвестиций как за весь прошлый год, то в абсолютных цифрах инвестиционная активность австрийских компаний на рынке Уральского федерального округа нельзя признать высокой. Общий объем инвестиций Австрии в экономику округа за I квартал 2002г. составил всего 3,5 млн.долл. Это лишь 7% от всех инвестиции Австрии в Россию. При этом практически отсутствуют прямые инвестиции. Доля России и Уральского федерального округа в австрийских вложениях неадекватно мала. За годы российских реформ в Восточной Европе общий накопленный объем австрийских инвестиций в экономику России составил чуть более 200 млн.долл., в то время как в страны Центральной и Восточной Европы Австрия инвестировала почти 8 млрд.долл. Сравните 200 млн. и 8 млрд. - 40-кратная разница и это при том огромном потенциале который несет в себе Россия. Нуждается в совершенствовании внешнеторговый оборот. Без учета торговли энергоносителями, о которой я упоминал выше, товарооборот между Австрией и Уральским федеральным округом в 2001 г. составил почти 50 млн.долл. На фоне миллиардного экспорта газа это довольно скромная цифра. Мы должны отказаться от стереотипа, будто бы округ и далее намерен строить свое благополучие исключительно на экспорте энергоносителей. Напомню слова глава российского Правительства М.М.Касьянов сказанные им на встрече с Канцлером Австрии г-ном Шюсселем в январе этого года: "Задача для России - увеличить поставки других товаров. Газ - хорошо, но мало". Мы хотим, чтобы у нас была более сбалансированная торговля и готовы совместно обсуждать эти вопросы. Для этого есть все необходимые предпосылки. Мы привезли с собой около 200 инновационных проектов, и ста инвестиционных проектов, в том числе, имеющих федеральное значение, которые могли бы Вас заинтересовать. Вся эта информация есть в наших презентационных материалах. Мы рассчитываем, что эти проекты могут стать хорошей основой для деловых контактов, в том числе, в сфере высоких технологий. Убедительнее всего экономическую привлекательность округа демонстрирует успешная деятельность на его рынке крупных австрийских компаний. Примером такого сотрудничества можно назвать отношения концерна "Фест Альпине" с металлургическими предприятиями Уральского федерального округа. В перспективе роль Уральского федерального округа, как одного из наиболее индустриально развитых регионов России и одного из районов концентрации капитала, еще более возрастет. Этому способствует удачное взаимодополнение промышленных потенциалов субъектов Федерации, входящих в состав округа. На это направлена и экономическая политика Президента и Правительства России.