Слушает и смотрит ОНФ

Как Путин разговаривает с прессой.

Общероссийский народный фронт 23-25 апреля провел в Санкт-Петербурге первый медиафорум независимых региональных и местных СМИ. Это – официальная формулировка. Но давайте уйдем от парадности.

Организаторы попытались решить задачу из разряда нерешаемых. Как минимум потому, что независимой от государства прессы в России практически нет. Есть негосударственные СМИ по факту их учредительства.  Которые  зависят от бюджетного финансирования, облеченного в форму госзаказа. Кто-то больше, кто-то меньше. И при нынешней перенасыщенности медиарынка на фоне слабой национальной экономики скорее выживет тот, с кем власть пойдет рука об руку.

Страшно далекая медиамодель

Весьма разумно было собрать представителей около 300 СМИ в городе на Неве. Разговор о национальных проблемах России шел, на мой взгляд, в самом российском ныне мегаполисе страны. Ни мультинациональная  Москва, ни  скатывающиеся в азиатчину города Урала и Сибири, ни олимпийский Сочи, в конце-концов, для этого не годятся.

Питерским духом самодостаточности и гордости за свой старинный и получивший второе дыхание город хорошо бы заразить и наши города-миллионники, и муниципалитеты поменьше. Были б деньги!

Вокруг денег и крутились все разговоры на форуме. Что про проблемы собственно  прессы, что про общенациональные беды. 

Хорошо известно -  ОНФ позиционируется как "палочка-выручалочка" в руках  Путина. Скажем, не получается у Кремля борьба с коррупцией и расточительством  в российских регионах, а "фронтовики" тут как тут. Не такой уж это был секрет, что южноуральский губернатор Юревич тратит солидные бюджетные средства на персональный вертолет и охрану. Но ОНФ демонстративно стукнул кулаком по столу "доколе", и глава региона волшебно превратился в депутата Госдумы.

Вполне логично, что "фронтовики" решили задействовать в проводимых "чистках" местную прессу – "с земли" виднее, как растет благосостояние чиновников. "Правда и справедливость" - эти слова были начертаны на символике медиафорума. Не хватало третьей составляющей - неподкупность. Особенно, когда СМИ не хватает средств для выживания.

Поделиться опытом построения  успешного бизнеса организаторы пригласили федеральных игроков – главреда "Независимой газеты" Константина Ремчукова и управляющего "Известиями" и Lifenews Арама Габрелянова. Крайняя нелепость.

Ремчуков перед муниципалами агитировал за бездолговую модель газеты, основываясь на своем опыте выпуска "НГ" с тиражом 50 тысяч экземпляров для 12-миллионной Москвы.  Габрелянов вовремя сообразил, что в этом зале не надо рассказывать, кем и сколько миллионов долларов потрачено на Lifenews и почему "Известия" знают о жизни в Кремле больше, чем государственная «Российская газета». И отделался парадными фразами, что Россию надо любить всеми фибрами души.

Часть зала откровенно скучала под россказни федералов, страшно далеких от "медианарода", часть обсуждала свое провинциальное житье-бытье. Выяснились интересные подробности. Например, к местной прессе  себя относят выпускаемые по франшизе в регионах  "дочки-сыночки" газеты "Московский комсомолец". Говоря про их "независимость" от власти на местах стоит вспомнить скандал, который недавно подняли активисты "РосПила", узнав, что "МК-Урал" получил пятимиллионный контракт на информационное обслуживание от властей Свердловской области. Может потому ОНФ и не позвал екатеринбургскую "вкладку" в Санкт-Петербург.

Как блогер Яндекс обвалил

Вместо прикормленных  губернаторами  медиа  на форум  пригласили  блогеров.  Которые  по сути своей столь же далеки от региональной прессы, как и федеральные медиахолдинги. Скорее всего, в Кремле решили сформировать собственный полк "интернет-партизан", чтобы не кормить "болотный",  показавший, на что он способен два года назад.

Если сравнить происходящее с медициной, то федеральная власть наравне с традиционными медучреждениями (СМИ) решила дать оперативный простор хилерам (блогерам). Разумеется, есть представители нетрадиционной медицины, творящие чудеса и исцеления. Только вот в России официально получающим зарплату из бюджета медикам все чаще приходится спасать больных после лечения у "целителей".  Так может случиться  и после воздействия блогеров на умы пользователей.

Во время встречи с Владимиром Путиным, ставшей главным событием форума, некая блогерша Мила сообщила президенту, что, как пишут СМИ, за последние 15 лет в России уровень доходов и продолжительность жизни увеличились. "Я сама – блогер, поэтому эти цифры проверить не могу", - подчеркнула она. Золотые слова! Газеты, телекомпании, информагентства должны проверять публикуемые цифры и факты, чтобы не нарваться на судебный иск об их искажении. А блогерам все сойдет с рук без последствий?

Тому пример другой блогер, своим вопросом обваливший котировки Яндекс на 1 миллиард долларов. Точнее, этот обвал спровоцировал ответ Путина о том, что Яндекс не чисто российская поисковая система.

Выскажу предположение, что большинство вопросов (включая про Яндекс) на этой пресс-конференции президента России были заранее срежиссированы. За кадром трансляции осталась важная процедура рассадки участников медиафорума. Большинство из них оказалось в зале до того, как туда был открыт свободный вход. И ведущие знали, где сидит тот или иной человек, задающий свой вопрос по очереди согласно сценарному плану. "Несистемных" вопросов было по пальцам пересчитать.

Но даже заранее согласованные вопросы вновь подтвердили  провал государственной системы управления. Собственно Владимир Путин сам подчеркнул, что нужно не "ручное управление", а институционализация механизмов решения проблем, которых в стране выше головы. Публичным вопросом журналиста  к президенту можно помочь лишь в отдельном случае.

Действительно, чиновники в регионе начинают носиться с пожарными сиренами еще до того, как глава государства ответит на такой вопрос.
Не успела екатеринбургская  тележурналистка рассказать о ситуации с тяжелобольным ребенком, взятым ее подругой из детского дома. А ей тут же пришло смс из регионального минздрава – вопрос поставлен  на контроль и будет решен. То есть для данного малыша, чья болезнь не входит в список редких болезней, лечение которых оплачивает бюджет, это был президентский подарок на Пасху. А что делать другим тяжелобольным детям, о которых не доложили Владимиру Путину?

Четвертина ОНФ

Есть институциональное предложение, которое я адресую президенту – а именно это он предложил сделать присутствовавшим в зале журналистам. Владимир Владимирович, руководители ОНФ на нашей встрече сообщили, что благодаря их антикоррупционным усилиям на госзакупках уже удалось сохранить 150 миллиардов рублей.

Следовательно, есть деньги, которые вороватые чиновники хотели вытащить из национального кармана. Но ради чего это несомненное достижение ОНФ? Для красивого отчета? И где гарантии, что  сохраненные миллиарды не достанутся ворью на других торгах?

Борьба с казнокрадством принесет свои весомые плоды, если станет общероссийской идеей, в реализации которой любой сторонник увидит ощутимый результат. Пусть четверть средств, сохраненных для бюджета благодаря Общероссийскому народному фронту, целевым образом пойдет на детское здравоохранение. Можно так и назвать Федеральную целевую программу "ОНФ – на здоровье  детям".

Если взять заявленные "фронтовиками" 150 миллиардов рублей, то 25% составят  37,5 миллиарда. К слову сказать, затраты на общероссийское здравоохранение в 2014 году будут сокращены по сравнению с прошлым годом на 44,3 миллиарда рублей.

Постоянный публичный отчет о том, на каких госзакупках и каким образом были сохранены бюджетные средства, а также на лечение каких детей  они потрачены, будут лучшим доказательством настоящей борьбы с коррупцией и реальной заботы о будущем России. И вот тогда, думаю, люди поверят не только в сильного президента, но и в возглавляемый им ОНФ. 

Вадим ДЫНИН, директор "Уралинформбюро"

Актуальное